В чем отличие механизма невроза от концепции Фрейда и Юнга?

Преодоление чувства неполноценности может идти несколькими путями:

* путем успешной компенсации, в результате чего индивидуум достигнет цели в борьбе за основные жизненные блага;

* посредством сверхкомпенсации (маленький и щуплый пытается казаться сильным, трусливый мнит себя героем и т. п.);

* путем «ухода в болезнь», который является скрытой тенденцией к достижению превосходства и приводит к неврозу.

Последний путь, по Адлеру, и есть невроз. В то время, ко­гда здоровый человек ставит перед собой более или менее ре­альные, достижимые цели, невротик ориентирован на фиктив­ные, заведомо невыполнимые цели. Развившийся невроз одно­временно и маскирует личностную несостоятельность, и явля­ется средством «подчинения» окружающих.

Адлер расценивал невроз не как болезнь, а как своеобраз­ный характер, деформированный жизненный стиль, а путь, из­бранный невротиком, — как компенсаторное приспособление к социальной среде.

Исходя из этого, лечение невротика, по Адлеру, должно сводиться к его перевоспитанию, коррекции фиктивных жиз­ненных целей, что требует перевода их из подсознательного в сознательное.

Индивидуальная психотерапия. Прежде всего следует согласиться с мнением М. С. Лебединского (1971) о том, что психологию и психотерапию Адлера более правильно было бы назвать не «индивидуальной», а «индивидуалистической».

Адлер выделял три основных этапа индивидуальной пси­хотерапии:

* понимание специфического для каждого пациента жизненного стиля;

* помощь пациенту в понимании самого себя и своего поведения;

* формирование у него повышенного социального интереса.

На первом этапе Адлер просил пациента подробно расска­зать о себе. Особое внимание он обращал на воспоминания раннего детства, с тем, чтобы выяснить, не имели ли место фи­зическая неполноценность, гиперопека или отверженность. Адлер подчеркивал, что не бывает «случайных воспомина­ний». «Из бесчисленного количества впечатлений, — писал он, — с которыми сталкивается индивидуум, его память вы­бирает только те, которые, по его ощущениям, пусть смутным, имеют отношение к нынешней ситуации».

Адлер обращает внимание на то, что в беседе с пациентом важно не только содержание его рассказа, но и поза, мимика, интонация, т. е. поведение в целом. «Я считаю весьма ценным некоторое время воспринимать пациента как бы в пантомиме, то есть не обращать внимания на его слова, а прочитывать его более глубокие намерения из того, как он держит себя, как движется в ситуации».

Кроме рассказа, материалом для анализа могут служить сновидения, свободные ассоциации, рисунки и т. д.

Второй этап лечения — помощь пациенту в понимании себя. Основная проблема невротика, считает Адлер, состоит в ошибочной схеме апперцепции, определяемой нереалистич­ной и недостижимой целью превосходства. Главная задача психотерапевта заключается в том, чтобы вскрыть истинную структуру жизненного стиля пациента, выявить его фиктивные цели и перевести их в сферу сознания. Осознанная фиктивная цель, по Адлеру, теряет способность решающим образом вли­ять на поведение человека. Понять себя — значит прежде все­го определить, какое место ты занимаешь в окружающем ми­ре, научиться видеть свои ошибки и понимать их последствия.

На этом этапе лечения необходимо тесное содружество врача и пациента. Объяснения врача должны быть ясными и детальными, а главное — обращенными к непосредственному опыту пациента. От пациента требуется терпение и искреннее желание понять врача. Адлер подчеркивает: «Действительное изменение природы пациента может быть только его собственным делом... На лечение и его успех нужно всегда смотреть не как на успех консультанта, а как на успех пациента. Консультант лишь указывает на ошибки, истинной жизни должен добиваться сам пациент».

Третий этап — формирование социального интереса. Адлер убежден, что в основе переживаний и стремлений невротика лежит забота о собственном престиже, и видит главную задачу врача в том, чтобы переключить интересы пациента с его собственной персоны на интересы общества. «Я говорю больным неврозом, — писал Адлер: — вы можете вылечиться в 2 недели, если будете следовать предписанию: постарайтесь каждый день думать, как вы можете сделать кому-нибудь приятное».

Альфреда Адлера по праву считают основателем «индивидуальной психологии», в основе которой лежит пони­мание каждого человека как интегрированной целостности, не отдаленной от социальной среды. Адлер одним из первых оп­ределил основы «социальной ориентации» в лечении больно­го, заложив тем самым базу для целого направления в психо­терапии, которое в последующем получило название индиви­дуальной психотерапии.

Порядок рождения

Исследуя опыт детских лет своих пациентов, Адлер заинтересовался связью порядка рождения и личности человека. Он обнаружил, что старшие, средние и младшие дети из-за различий в положении в семье обладают различным социальным опытом и, как следствие, имеют разные структуры личности.

Старшие дети в семье некоторое время находятся в центре внимания – но только до тех пор, пока не появится следующий ребенок, который теперь притянет к себе внимание родителей. А потому первенец может начать чувствовать себя неуверенно и враждебно, утратив прежнее чувство безопасности. Результатом этих перемен может также стать авторитарность и консервативность, жесткое желание поддерживать порядок любыми средствами. Адлер высказал предположение, что преступниками, невротиками и извращенцами часто становятся именно первенцы в семье.

По мнению Адлера, второй ребенок часто бывает амбициозным, непокорным и ревнивым: ведь перед ним стоит задача не только не отстать, но и превзойти старшего брата или сестру (сам Адлер был вторым ребенком и всю жизнь соперничал со старшим братом Зигмундом). Адлер считал, что именно второй ребенок лучше приспособлен к жизни, чем старший или младший ребенок, т.к. младших детей обычно в семье балуют. А потому у них чаще возникают проблемы.

Выводы:

В целом, концепция Адлера дает оптимистичный взгляд на природу человека. Каждый человек в состоянии сознательно контролировать собственное поведение, вне зависимости от генетических ограничений и особенностей детского периода жизни.

Одним из критических замечаний является то, что его наблюдения над пациентами нельзя повторить или проверить, они также не являются результатом контролируемых и систематических исследований.

Дальнейшие исследования подтвердили, что по особенностям раннего детства можно сделать некоторые заключения относительно стиля жизни взрослого человека.

Адлер оказал значительное влияние на работы Карен Хорни (преимущественное влияние социальных сил при формировании личности).

Представление о творческой способности Я задавать определенный стиль жизни оказала воздействие на позицию А. Маслоу.

Наши рекомендации