Методы для определения психофизиологических функций и качеств

Для определения функции двигательного анализатора можно определять силу кистей рук, мышечную выносливость кистей – ручной динамометр, динамометр Розенблата.

Пороги проприоцептивной чувствительности, точность воспроизведения заданного движения – кинематометр Жуковского.

методы для определения психофизиологических функций и качеств - student2.ru

Порог тактильной чувствительности – метод Мак-Уорти.

Свойства внимания – метод корректурных проб, переключения внимания - таблицы Платонова.

Свойства памяти – восстановление в памяти чисел, членов ряда, формы фигур.

Комплекс мероприятий по профессиональной ориентации следует проводить в школах, начиная с 5 класса. Эта работа должна проводиться школьными врачами и педагогами с привлечением родителей, и заключаться в выявлении способностей и склонностей детей к той или иной профессии. Для этого организуют экскурсии на производство с целью ознакомления с профессией, а также дают разъяснения через печать, радио и телевидение.

Профконсультация – это помощь в выборе профессии подростку, имеющему отклонения в состоянии здоровья.

Значение профконсультации:

Значение и необходимость врачебной профессиональной консультации обусловлены тем, что многие подростки в той или иной степени ограничены в выборе профессий из-за от­клонений в состоянии здоровья, в связи с наличием у них хронических заболеваний, дисфункций. Около 50 % учащихся 8—10-х классов ограничены в свободном выборе профессии. Наиболее частыми причинами такого ограничения являются от­клонения в состоянии зрительного анализатора (близорукость, дальнозоркость), требующие ношения очков, что допустимо не на всех работах. Серьезными причинами ограничения в выборе профессии являются заболевания и отклонения со сто­роны опорно-двигательного аппарата и нервной системы, за­нимающие среди причин ограничений соответственно второе и третье места.

Ведущим принципом профессиональной консультации лиц с различными заболеваниями является рекомендация профес­сии, которая не ухудшила бы имеющиеся отклонения в состо­янии здоровья, а содействовала их компенсации и повышению неспецифической резистентности организма. Врачебный прин­цип «не вредить» следует понимать, как необходимость трени­ровать организм при сниженных функциональных возможнос­тях: щадить больной орган и максимально использовать раз­витые функции.

Для правильного и более рационального решения вопроса о профессиональной пригодности подростка с отклонениями в состоянии здоровья следует руководствоваться специальными перечнями медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков профессиям и специальностям в различных отраслях народного хозяйства.

Перечни медицинских противопоказаний предусматривают все нозологические формы и ряд функциональных нарушений, учитывают особенности течения заболеваний и их тяжесть, клинический прогноз, компенсаторные возможности организма, а также выраженность того или иного анатомического дефекта. При решении вопроса профессиональной пригодности необходимо учитывать компенсаторные возможности организма. К оценке компенсаторных возможностей организма не следует подходить однозначно. Необходимо дифференцировать болезни, склонные к прогрессированию, от болезней, где процесс уже закончился, но оставил после себя те или иные последствия. Если при таких хронических заболеваниях, как например, эссенциальная артериальная гипертония, язвенная болезнь желудка и 12п/кишки, хронический нефрит, решающее значение имеет прогноз заболевания, то при остаточных явлениях полиомиелита в первую очередь степень компенсации дефекта.

Данные медицинского осмотра документируются в Ф-№ 26, в которой школьным врачом должно быть дано заключение о пригодности к отдельным видам производственного труда в школе и освоению профессиональных навыков в УПК, а также к возможному профессиональному обучению по окончании школы. Заключение должно быть полностью обосновано на действующих законах по охране труда подростков и на перечень медицинских противопоказаний.

Нельзя проводить врачебную профессиональную консультацию подростков с хроническими заболеваниями в период обостре­ния болезни или в любой фазе активности процесса. Только после соответствующего лечения, ликвидации активности, с учетом результатов лечения может быть поставлен воп­рос о выборе профессии.

Наши рекомендации