Динамические процессы в малой группе
Форма проведения занятия – « Дискуссия»
Вопросы для обсуждения
1. Структурные характеристики малых групп.
2. Нормативное поведение в группе.
3. Подходы к исследованию групповой сплочённости.
4. Процесс принятия группового решения.
5. Соотношение групповых и индивидуальных действий.
6. Феномен группового давления.
7. Информационное влияние и конформизм.
8. Нормативное влияние и конформизм.
9. Внешние факторы конформизма.
10. Внутренние факторы конформизма.
11. Манипулятивные приёмы влияния.
12. «Прививки» от социального влияния.
13. Психология авторитета.
14. Психология подчинения.
15. Психология власти.
Литература:
1.. Андреева Г.М. Социальная психология.- М: Аспект пресс, 2009. - Раздел 3.-Глава 12 « Динамические процессы в малой группе.»
2. Майерс Д. Социальная психология.- СПб.: Питер Ком,2004.- С 271-309
3. Семечкин Н.И. Социальная психология.- СПБ.-2005 .- С 198 – 214, С 208-209, С 216 -220.
Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 6 .
1 Используя учебник Д. Майерса «Социальная психология» , опишите классические эксперименты конформизма:
- эксперимент Шерифа: формирование норм,
- эксперимент Аша : исследование давления группы,
- эксперимент Милграма : подчинение.
Письменно ответьте на вопрос : «Чем вызвано подчинение?».
2. Укажите условия возникновения конформизма.
3. Выявите причины возникновения конформизма.
4. Приведите примеры проявления феноменов группового давления и конформизма.
5. Назовите способы сопротивления социальному давлению.
6. Опишите основные феномены, возникающие в процессе решения групповой задачи.
7. Письменно ответьте на вопрос:: « Можно ли быть абсолютно невосприимчивым к
социальному влиянию?».
8. Опишите основные виды социального влияния.
9. Назовите стратегии межличностного влияния. Какой психологический механизм лежит в их основе?
10. Почему люди проявляют конформизм? Чем различается конформизм внешний от внутреннего?
11. Проанализируйте ситуацию просьбы и объясните причину повсеместного распространения уступчивости.
12. Письменно ответьте на вопрос: « Каковы представления А. Адлера о мотивации власти?».
13. Почему теорию А. Адлера называют «компенсаторной теорией власти»?
Семинарское занятие №7.
Вождь – масса: проблема власти и социального лидерства
Форма проведения занятия – « Дискуссия»
Вопросы для обсуждения
- Природа власти и подчинения.
- Лидерство и руководство в малой группе.
- Основные теории происхождения лидерства:
- Теория черт лидера.
- Ситуационная теория лидерства.
- Системная теория лидерства.
4. Стиль лидерства..
5. Психологический портрет вождя.
6. Ореол авторитета.
Литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология.- М: Аспект пресс, 2009. - Глава 12 «Динамические процессы в малой группе».
2 Андриенко Е. В. Социальная психология. Под ред. В.А. Сластёнина.- М.- «Академия».-2009.- (Глава.9 .- «Лидерство и руководство)
.3 Семечкин Н.И. Социальная психология.- СПБ.-2009.- Глава 2 «Вождь – масса: проблема власти и социального лидерства»
Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:
Письменно ответьте на следующие вопросы:
- В чём заключается социально-психологический смысл власти на различных уровнях существования общества – от малых групп до больших социальных общностей?
- Каковы основные различия между лидерством и руководством?
- Почему стили руководства и лидерства идентичны?
- Опишите лидерство и руководство как объективный и субъективный феномены.
- Каким образом можно использовать теории лидерства для анализа конкретной управленческой деятельности?
- От чего зависит изменение стиля лидерства?
- Как исследования личности связаны с разработкой проблематики лидерства и руководства? Какие личностные тесты могут быть использованы при изучении лидерства и руководства?
- Кого из выдающихся деятелей прошлого и настоящего вы могли бы назвать харизматическими личностями и почему?
- Составьте социально-психологический портрет знакомого предпринимателя.
- Проанализируйте социально-психологические особенности предпринимательства в Кузбасском регионе.
- Сформулируйте предложения по оказанию социально - психологических услуг вашему потенциальному клиенту – предпринимателю.
Семинарское занятие №8.