Рекомендации подготовки ответов к практическим (семинарским) занятиям
Наиболее сложным для студента представляется выступление перед аудиторией. Порой студент может выполнить задание к семинару (читает, конспектирует и др.), но не может преодолеть барьер смущения перед группой и отказывается от выступления, что негативно влияет на его оценки. Поэтому важно овладеть способами публичного выступления.
Вы должны понимать, что настоящее образование – есть самообразование, предполагающее самостоятельное прочтение и анализ литературы. Для этого необходимо уметь работать с литературой: найти необходимую книгу в библиотеке, материал в Интернете; вдумчиво прочитать их и составить собственное размышление по поводу прочитанного, уметь выделить главное в тексте, успешно выступить. Направление к самообразованию вы получаете на лекции. В ходе лекции вам необходимо не только записать за лектором материал, но и продумать услышанное, суметь выделить в лекции самое главное. Важно обратить внимание на рекомендованную лектором литературу.
Ваши выступления могут быть в виде доклада, содоклада, ответ на вопрос, дополнение, высказывания своего мнения и др. Помните, что вы выступаете перед такими же ребятами, как и вы. Почти все они все имеют страх и комплекс перед выступлением. Только одни уверенно борются с ним, а другие – нет. Не бойтесь ошибиться в своем выступлении. Это допустимо.
Знаменитый психолог Д. Карнеги советовал людям, боящимся публичных выступлений следующий приём. Нужно выйти перед аудиторией и начать говорить о проблеме, в которой вы ничего не смыслите. Вас освистают, осмеют, прогонят. Ну и что? Что произошло? Люди, которые вас не знают, подумают о вас, что вы чудак. Но какое вам дело до них? А друзья, во-первых, плохо не подумают о вас; во-вторых, они легко поймут вас; и, в-третьих, весело оценят ваш юмор. В итоге, вы преодолели барьер стеснительности, да ещё и прослыли оригиналом. Человек боится плохого мнения о себе. Чтобы выступать публично, нужно овладеть некоторыми навыками.
При подготовке студента к выступлению на семинаре рекомендуется:
1) прочесть лекционный материал;
2) ознакомиться с соответствующим разделом учебника;
3) законспектировать материал рекомендованной монографии или статьи;
4) составить примерный план выступления по вопросу, поставленному в плане семинара.
В дальнейшем, взглянув на эту запись в ходе семинара, Вы легко вспомните и сформулируете проблему в объеме не только целого абзаца, но даже параграфа учебника или монографии. Для людей, не слишком часто выступающих на семинарах, неплохо бы прорепетировать (желательно вслух) своё выступление. Так вырабатывается навык публичных выступлений, без которых невозможно реализоваться образованному человеку: ни профессионально, ни социально.
Получая опыт выступлений на семинарах, будущий специалист осваивает умение не только абстрактно мыслить, выстраивать систему научных доказательств (или хотя бы систему изложения), представлять и понимать предмет своего выступления, но и учиться заинтересовывать аудиторию своей речью. Лучше, если вы не будите сбиваться на тональность ученического ответа, мучительно вспоминая текст учебника или лекции и отчитываться за полноту его изложения. Высшее образование предполагает не только механическое заучивание материала, сколько умение анализировать, сопоставлять, делать выводы. Уверенность выступающему придаёт именно знание материала.
Способ его донесения можно отрабатывать, на первых порах, на слушателях, которым вы симпатизируете (друг, соседи по комнате, брат, сестра, родители и др.). Разумеется, нельзя превращать эту «репетицию» в скучную процедуру, от которой ваши близкие вскоре будут уклоняться. Делать это надо в форме «случайной» постановки вопроса, ответ на который знаете только Вы. Вы тренируетесь в изложении исторических фактов. А ваш рейтинг в глазах окружающих растёт. Пройдет какое-то время, и вы заметите в себе качественные изменения, свойственные образованному человеку: во-первых, приобретете, уверенность в выступлении, пропадёт застенчивость; во-вторых, научитесь отделять главное от второстепенного, как при чтении литературы, так и в устном выступлении; в-третьих, в лучшую сторону изменится ваше усвоение специальных дисциплин, которые вам казались особенно трудными; в-четвертых, повысите свой авторитет и у однокурсников, и у преподавателей.
Немаловажно, если вы возьмёте за правило по каждой теме на семинаре задавать вопросы себе, преподавателю, студентам. Это полезно для тренировки ума, для рейтинга. Разумеется, нельзя вымучивать вопросы, играть в умного человека. Им вы и так станете при выше перечисленных условиях. Не забывайте, что на семинаре вы можете проявиться не только (а чаще всего, не столько) при выступлении по основному вопросу.
Широкое поле деятельности возникает при дополнениях. Для преподавателя такие студенческие дополнения особенно цены. В них обнаруживается не только знание вопроса, но и умение слушать предыдущего выступающего. А умение слушать, как известно, очень редкое качество, характеризующее мудрого человека.
Нельзя повторять уже сказанное. Тем самым Вы принижаете выступление коллеги. К тому же, это может быть воспринято за плагиат. Правильно будет, если своё дополнение вы начнете не с механического пересказывания материала, а с вступления, в котором покажите достоинства предыдущего выступающего и точно укажете на раскрываемую вами проблему. Это называется постановкой вопроса, наличие которого всегда и везде презентует выступающего как образованного и воспитанного человека.
Семинарское занятие – это диалог. Это не просто опрос «по журналу». Занятие будет полноценным, в том числе, тогда когда студенты проявляют активность (выступают, дополняют, задают вопросы). Помните об этической норме обращения к коллеге. Нельзя в присутствии человека говорить о нём в третьем лице. Местоимения «он», «она» легко заменяются словами «коллега», «предыдущий выступающий», а ещё лучше назвать предшественника по имени.
Навыки дополнительных выступлений формируют в человеке внимательность, остроту ума, мобильность мышления. Это делает вас приятным в общении человеком. Всё это в совокупности образовывает, значит, и воспитывает вас.
Планы практических (семинарских) занятий