Моделирование глаз путем светового каширования
Никакими изощрениями подобную раскладку светов и теней иным способом не получить, а отсюда и заключение, что в светописи встречается необходимость наряду с освещением использовать метод притенения – каширования.
Преграждая путь свету на отдельные участки лица и фигуры, можно сосредоточить световой акцент на главном элементе композиции. Затемнив, например, двумя полупрозрачными каше верхнюю и нижнюю части лица и пропустив прямые лучи света только в область глаз, можно подчеркнуть их преобладающее значение в портрете.
Не обойтись без применения каше для притенения рук в портрете.
Сколько огорчений доставляют фотографу случаи, когда интересно задуманные портреты бывают испорчены чрезмерной пересветкой рук, которые у большинства людей выходят на снимке светлее лица. Освещенность рук ослабляют полупрозрачным каше – листком восковой бумаги, доводя ее до таких пределов, чтобы по яркости руки уступали освещенной части лица.
При съемке с боковым светом ухо с освещенной стороны выглядит самым светлым участком изображения (ярче лба, носа и губ). Для устранения этого недостатка устанавливают каше, чтобы притененной оказалась область уха. Созданная тень должна быть легкой, прозрачной, не иметь резких границ на освещенной части лица, не нарушать общей пластичности формы.
Каше для притемнения лица и фигуры, когда нужно создать плотную тень, изготовляют из непрозрачного материала (картон, жесть, фанера). Если же необходимо понизить освещенность лишь отдельных участков, то прибегают к полупрозрачному каше. Это может быть капроновая ткань, марля, восковая бумага и т. п. Их натягивают на раму.
Сложность использования этого приема состоит в обязательной помощи хотя бы одного ассистента. Однако опыт отдельных портретистов показывает, что некоторые приспособления дают возможность вести съемку и без помощников. Для этого каше крепят к легким штативам на струбцинах с шарнирными головками.
Искусство светописи заключается в гармоничном распределении светотени. Поэтому, применяя каше, необходимо соблюдать обязательное требование: техника освещения не должна выдавать себя на фотоснимке. Иными словами, самостоятельное действие каше не должно противопоставляться светотени, достигнутой на этом объекте путем обычного освещения.
Предварительный свет
В практике освещения павильонного портрета можно использовать несколько осветительных приборов: предварительного, рисующего, заполняющего, моделирующего, фонового света.
Приступая к работе над портретом, фотографу очень важно получить объективную оценку внешности портретируемого: определить тип лица в фас, лицевой угол, формы основных элементов лица и фигуры, их цвет и линейные особенности, определить данное эмоциональное состояние человека. В это же время фотограф старается уловить типичное в поведении человека.
На основании этих данных фотограф должен будет решить ряд изобразительных задач, в том числе – уточнить позу портретируемого и определить эффект освещения, учесть тональные особенности композиции.
Такому наблюдению наиболее благоприятствует освещение модели мягким рассеянным светом, называемым предварительным. Впоследствии предварительный свет будет заменен рисующим светом, который определит основной эффект портретного освещения.
Предварительный свет верно передает тональность и вполне ощутимо фактуру. Этого достаточно для объективной оценки внешности портретируемого.
После того как найдено композиционное решение, фотограф включает основной рисующий свет, предварительный свет выключает и далее продолжает световую отработку модели.
Рассеянное освещение, однако, бывает пригодно для портретирования в мягких светлых тонах. В этих случаях оно может выполнять самостоятельную роль в качестве основного освещения портрета.
Фотографы нередко используют подобное освещение для портретирования пожилых людей, что избавляет в дальнейшем от большого объема ретуши. Рассеянный свет смягчает черты лица, способствует плавному переходу тональностей, придает портрету лирическую окраску.
Такое освещение можно назвать "грунтовым" и обогатить добавлением моделирующего света.
В качестве осветительных приборов предварительного света служат трехкамерный софит верхнепереднего света КС-3 или четырехкамерный КС-4 с лампами накаливания по 75-100 Вт. Эти приборы можно также использовать при съемке средних и больших групп для создания общего освещения. Однако угол рассеяния одного прибора может быть недостаточен для равномерного освещения группы людей. Поэтому в павильоне подвешивают на одной линии два прибора. Для предварительного освещения достаточно включить один из них. Желательно, чтобы накал ламп регулировался трансформатором, так как для предварительного освещения требуется меньшая освещенность.
Щий свет
В портретной фотографии задача освещения состоит главным образом в том, чтобы с исчерпывающей ясностью подчеркнуть и выявить подлинные формы лица и фигуры.
Основной световой акцент освещения модели, или, как его иначе называют, эффект освещения, создается рисующим светом. Рисующим называется свет, создающий основу светотеневого рисунка. Рисующим светом может быть только направленный поток световых лучей, способный образовать активную светотень. Все значительное, выразительное и красивое – под лучи света, все остальное – на участки теней – это основной принцип методики освещения рисующим светом.
Направление рисующего света должно определять основное направление светового потока. От действия рисующего света зависит образование теней, их соотношение с участками света, т. е. интервал яркостей снимаемого объекта. Яркость от рисующего света может быть принята за своеобразный тональный масштаб, т. е. за величину, с которой фотограф будет находить соотношения всех остальных элементов освещения: теней, полутеней, рефлексов и бликов. Найденная при этом разница освещенностей отдельных участков объекта будет влиять на объемную форму предмета и определит пластичность освещения.
Светильник может быть установлен сверху и снизу, и под любым углом по отношению к модели. При перемещении прибора рисующего света от фронтального положения к контровому эффект освещения будет меняться. Если исключить эффекты нижнего света, то все остальные будут повторять эффекты солнечного освещения на натуре, так как рисующий свет имитирует солнечное освещение. Поэтому эффект освещения от одного источника рисующего света можно назвать реальным. Искусство реалистического портрета берет начало от реального эффекта освещения.
Система освещения с использованием единственного источника света называется системой локализованного (местного, ограниченного в пространстве) освещения, которое хотя и хорошо подчеркивает в изображении освещенные детали объекта, в то же время оставляет неосвещенные части без проработки деталей.
Локализованное освещение объекта выполняется источником направленного света (прожектором) необходимой мощности и ширины светового луча.
Понятие локальности рисующего света является несколько обобщенным. Ширина светового пучка лучей зависит от замысла фотографа, в каждом отдельном случае лучи могут по-разному прорисовать модель. Если лучи прорисовывают всю фигуру, то световой пучок лучей носит название полного рисующего света (рис. 50).