Мечтатель, реалист и критик
Уолт Дисней позволял своему живому воображению некритично и свободно генерировать фантастические идеи. Позже он оформ лял эти фантазии в осуществимые идеи и затем оценивал их. Что' бы оценить их, он три раза менял свою точку зрения, играя три различных роли: мечтателя, реалиста и критика.
В первый день он играл роль мечтателя и фантазировал. Он давал волю фантазиям, не беспокоясь о том, как осуществить эти мечты. Его фантастические аналогии позволяли ему соединять слова, понятия и идеи с очевидно несовместимыми объектами и явлениями. В результате появлялась масса ассоциаций и целая лавина образов и идей. На следующий день он пытался вернуть свои фантазии на землю, играя роль реалиста. Как реалист, он искал способы воплотить свои идеи во что-то осуществимое и практичное.
Наконец, в последний день он играл роль критика и искал изъяны в своих идеях.
Действительно ли они выполнимы? Можно ли превратить свойства идеи во что-то полезное для потребителей, и если это так, то можно ли на этом заработать деньги?
Глава 37. Естественная креативность □ 417
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
Мечтатель. Попросите группу генерировать как можно больше фантазий, чтобы заняться решением проблемы. Пусть участники представят себе, что любая пришедшая им в голову идея будет осуществлена. Предложите группе вообразить то, что обычно считается невозможным. Постарайтесь придумывать все более и более невероятные идеи.
Пример. Городской муниципальный совет хочет собрать больше денег путем более эффективного контроля оплачиваемого времени стоянки автомобилей. Вот некоторые результаты игры воображения.
□ Кодекс чести; каждый сам следит за временем стоянки и посылает плату городскому казначею.
□ Когда время истекает, автомобили испаряются.
□ Ввести счетчики с датчиками, которые записывают номер лицензии и время, истекшее с момента парковки. Владельцу автомобиля посылают счет.
а Нанимать бездомных. Вместо счетчиков истекшее время записывает бездомный человек. Автомобилист платит этому человеку и может давать ему чаевые. а Повторно совершивших нарушение без суда сажают в тюрьму на всю жизнь. Теперь попросите участников выбрать идеи, которые им больше понравились. Пример. Городскому совету понравился «на'ем бездомных» как один из лучших вариантов.
Реалист. Попросите участников играть роль реалистов, превращающих фантазию в осуществимую идею. Пусть участники выделят принцип, свойство или некоторый аспект фантазии, которые им нравятся.
Пример. Некоторые из привлекательных особенностей идеи «найма бездомных» таковы:
□ Принцип реального наблюдения за тем, занято ли место.
□ Автомобилисты не смогут использовать «не истекшее время» тех автомобилистов, которые уехали раньше.
а Новые рабочие места. Мы должны кого-то нанимать, чтобы следить за счетчиками.
□ Изменение поведения. Автомобилисты больше не будут тратить время на по
иск счетчиков с не истекшим временем или способов обмануть систему.
Теперь пусть участники представят, как эту особенность можно превратить в осуществимую идею. Городской совет трансформировал понятие о наблюдении за местами стоянки в идею производить счетчик времени стоянки с инфракрасными датчиками и компьютерными чипами на литиевой батарейке, чтобы «видеть» места стоянки. Когда автомобиль уезжает, счетчик стирает неиспользованное время, чтобы другой автомобилист не мог его использовать. Критик. Теперь пусть участники находят недостатки в идее. В нашем примере «видящий счетчик» технически возможен. Главный недостаток заключается в цене, поскольку такой счетчик будет стоить по крайней мере в четыре раза боль-
14 Пак 104^
418 □ Часть 4. Дух товарищества
ше обычного счетчика. Однако эта цена в идеале будет компенсирована более эффективным сбором выручки.
Теперь вы можете вернуться назад и превратить другие свойства той же фантазии в осуществимые идеи или поработать с одной из других фантазий. В нашем примере городской совет обратился к производителю со своей идеей и заключил сделку. Производитель согласился бесплатно установить и контролировать опытные образцы счетчиков с датчиками. Город согласился рекламировать эти счетчики для производителя и оставлять себе доход, полученный от их использования.
Джино Де-Голь, конструктор роботов, мечтал об американских горках, которые несли бы пассажира в космосе без рельсов, взрывая астероиды и выполняя множество фигур высшего пилотажа, чтобы избежать столкновения с обломками. Затем, не предупреждая пассажира, они проваливались бы в пространственно-временные туннели. После этого поездка становилась бы действительно интересной. Джино стал реалистом и сконструировал первую часть своего фантастического аттракциона. Его открытием был первый в мире промышленный робот, KR500, обычно используемый для подъема автомобильных двигателей при контактной сварке. Манипуляторы с шестью шарнирами позволяют ему перемещаться в любом направлении. Его окончательные американские горки обеспечат пассажиру поездку с виражами, во время которой его будет подбрасывать, как крысу, которую треплет кот. Его аттракцион сочетает в себе высокие перегрузки сегодняшних американских горок, компьютерные симуляторы виртуального мира и интерактивность видеоигр. Двигаясь через извивающийся ряд куполообразных театров, пассажиры умчаться в виртуальную вселенную, чтобы лицом к лицу столкнуться с инопланетянами. Вся прелесть аттракциона состоит в том, что эту поездку и виртуальный мир можно постоянно перепрограммировать.
Наконец, как критик, он понял, что его самым большим препятствием было ощущение тошноты. Если на ваш корабль приземлятся пришельцы, но спустя одну десятую долю секунды иллюзия разрушится и тело может восстать. Весь вопрос заключался в том, насколько устойчив человеческий организм?
Волшебная палочка
Эта техника похожа на описанную выше. Помощник вывешивает тему на стене или классной доске. Участники воображают, что
Глава 37. Естественная креативность □ 419
у них есть волшебная палочка. Палочка обеспечит выполнение любого их желания. Участники молча пишут три-пять желаний на карточках или самоклеющихся листках.
Карточки с желаниями собирают и вывешивают вокруг карточки с темой. Лидер группы систематизирует карточки и группирует связанные между собой. Затем группа пытается превратить желания в идеи.
Чем более интересно и уникально желание, тем выше вероятность оригинальной идеи или приема. В ненастную погоду или плохие условия на дороге, такие как дождь, дождь со снегом, снег, обледенение, иней или пыль, автомобильные ветровые стекла нужно постоянно очищать. Дворники и жидкость для стекло-омывателя помогают, но грязь редко устраняется полностью. Группа инженеров провела мозговую атаку для поиска способов усовершенствовать ветровое стекло. Они решили подумать над таким вопросом: «Как ветровое стекло могло бы очищаться само?»
Участники составили список всех объектов, которые чистятся сами. Одним из перечисленных объектов был самоочищающийся объектив фотоаппарата. Один из инженеров провел исследование и обнаружил, что линзы покрыты диоксидом титана. Когда солнечные лучи попадают на покрытие, они вызывают химическую реакцию, которая очищает объектив от органических веществ. Инженеры решили проверить, можно ли применить этот процесс к автомобильному ветровому стеклу, изменив способ покрытия стекла. Этот способ сохраняет ветровые стекла чистыми от всего, кроме птичьего помета.
«Изящный труп»
Чем больше и дольше вы сосредоточиваетесь на предмете, тем труднее вырываться из обычных паттернов мышления. На самом деле, чем упорнее вы пытаетесь это сделать, тем сильнее становятся эти паттерны. Однако если вы измените фокус внимания и объедините свой предмет с чем-нибудь посторонним, то активизируются другие, необычные паттерны.
Попробуйте провести эксперимент. Выберите восемь случайных слов (например* горшок, ребенок, стакан, кузнечик, кофей-
420 □ Часть 4. Дух товарищества
ник, коробка, тост и гараж) и дайте их список какому-нибудь человеку или малой группе. Попросите, чтобы они разделили слова на две группы, не дав им никакого основания для деления. Вы обнаружите, что люди придумают некоторые очень творческие классификации. Они образуют группы по принципам «слова с буквой "о"», «объекты, связанные с водой», «объекты, сделанные на фабриках», и т. д. Между этими объектами нет никаких связей, кроме выдуманных человеком. Хотя мы редко задумываемся над этим, такое установление случайных связей является концептуальным творческим актом. Установление случайных связей часто использовалось сюрреалистами для создания концептуальных комбинаций в искусстве. Художники собирались в группу и создавали предложение, при этом все по очереди писали любое слово, которое пришло в голову, не видя, что написали другие. Получившееся предложение было сочетанием понятий, которые группа должна была изучить и интерпретировать, надеясь понять что-то новое или увидеть какой-то более глубокий смысл. Технику назвали «изящный труп», взяв эти слова из предложения, которое у них однажды получилось.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
1. Пусть группа высказывает идеи и мысли на данную тему в течение пяти-деся-ти минут.
2. Затем попросите участников обдумали то, что обсуждалось, и молча написать на карточке одно слово, которое пришло в голову.
3. Соберите карточки и попросите группу объединить слова в предложение (группа может добавить слова, чтобы предложению имело смысл).
4. Предложите группе изучить окончательное предложение и на его основе генерировать идею или идеи.
Организация страдающих болезнью Альцгеймера планировала устроить аукцион для сбора денег на благотворительные предприятия. Они запланировали тщательно продуманный, утонченный званый вечер и искали необычные предметы для продажи с аукциона. Они попробовали использовать технику «изящный труп». Среди слов, которые они придумали, были «люди», «круизы», «творить», «мебель», «милосердие», «дизайнер», «традиция», «искусство», «разреженный воздух» и «знаменитости». Они установили связь между словами «творить», «искусство» и «разреженный воздух». Это навело на мысль, которая стала сенсацией аукциона: они продали идею произведения искусства, которого не
Глава 37. Естественная креативность □ 421
существует. Они уговорили местного концептуального художника описать идею произведения искусства. Идею положили в конверт и продали с аукциона за 28 000 долларов. Право собственности подтверждалось напечатанным свидетельством, в котором было указано, что произведение искусства (10 000 линий, каждая длиной 25 сантиметров, покрывающие стену) должно быть нарисовано черным карандашом. Владелец имеет право воспроизвести эту картину сколько угодно раз.
Песочный поднос
Техника песочного подноса — интересный способ заставить группу мыслить метафорически, заменяя физические объекты мысленными образами. Вам нужен большой поднос с песком. Сначала поверхность песка нужно гладко разровнять. Вокруг подноса находятся сотни ярких объектов: крошечные куклы, цветные стеклянные шарики, ракушки, перья, куски дерева, пластмассовые солдатики, миниатюрные жених и невеста, игрушечные динозавры, резиновые змеи, игрушечные акулы, игрушечные пистолеты и т. д.
Группа начинает с обсуждения темы и затем один участник создает пейзаж, который представляет тему в подносе песка, используя имеющиеся объекты. Группа изучает этот пейзаж и дает как можно больше интерпретаций. Интерпретируя пейзаж, каждый должен отмечать части, которые сбивают с толку, кажутся недостающими или обнаруживаются при изменении фокуса. Задайте группе следующие вопросы.
□ Что это такое?
□ Что бы это могло значить?
а Что означает частота использования этого объекта?
□ Кого он представляет?
□ Какой объект лучше всего соответствует сущности предмета?
а Что это нам напоминает?
Среди этих вопросов один может быть ключом к решению проблемы. Запишите интерпретации. Ищите ключи к разгадке, новые идеи, представления и нити рассуждений. Объедините интерпретации в один всеобъемлющий рассказ. Попробуйте напи-
422 □ Часть 4. Дух товарищества
сать историю, объясняющую, как пейзаж на песочном подносе связан с вашей темой.
Творческие коллажи
Подобный подносу песка, метафорический коллаж — это совокупность изображений, включая как целые образы, так и фрагменты. Каждый элемент в коллаже теряет свою индивидуальность, поскольку он становится частью целого. Коллаж — это нечто больше, и часто иное, чем сумма его частей.
Когда в коллаже приходят в противоречие два или больше разных образов, воображение преобразовывает их в совершенно новую реальность, которая выходит за пределы отдельных элементов. Например, изображение тюленей, участвующих в морском шоу, рядом с картиной здания может стать метафорой продавцов, дающих представление для клиентов, дружественной к пользователю компьютерной программы, поведения на собеседовании при приеме на работу и т. д. Воображение превращает эту картину в символ различных ситуаций.
Чтобы создать такой коллаж, вырежьте несколько рисунков или частей рисунков из журналов, газет, каталогов, рекламных листовок и т. д. Перемешайте и подберите друг к другу рисунки, складывая их в различные паттерны и сочетания. Экспериментируйте с рисунками, пока вы не найдете возможные способы использовать эти паттерны. Создавайте паттерны и сочетания не торопясь. Продолжайте, пока коллаж не покажется вам законченным. Сделайте одну большую метафорическую картину, обозначив каждый рисунок словом или фразой, и затем закончите предложение: «Моя тема очень похожа на (вставьте слово или фразу из коллажа), потому что она...».
Мыслите метафорами и аналогиями.
Специалисты отдела исследований и разработок мебельной компании хотели создать краску, которая не выцветает, не трескается и на которой не остается царапин. Они сделали коллаж, включающий изображения различных деревьев и трав. Коллаж вызвал дискуссию о том, что дает окраску деревьям и траве. Последующее исследование навело на мысль о «вечном цвете». Они придумали идею впрыскивать деревьям красящие добавки, кото-
Глава 37. Естественная креативность □ 423
рые насыщают цветом клетки растения, распространяя цвет по всему дереву. Дерево окрашивается прежде, чем его срубят.
Люди любят создавать коллажи, потому что они обращены к более визуальной, связанной с ощущениями части мозга и позволяют им совершенно иначе посмотреть на проблему. Вот руководящие принципы для составления коллажей в группе.
1. Раздайте старые журналы и ножницы.
2. Попросите каждого участника вырезать изображения и рисунки из различных журналов, которые метафорически представляют тему или некоторый ее аспект.
3. Пусть каждый человек сделает коллаж. Приклейте изображения и рисунки в эстетически привлекательном виде.
4. Обозначьте каждый рисунок в коллаже каким-нибудь словом или фразой.
5. Затем каждый человек преобразовывает тему в одну большую метафорическую картину-слово, закончив предложение: «Наша тема очень похожа на (вставьте слово или фразу из коллажа), потому что она ...»
6. Повесьте коллажи на стене и попросите группу сравнить их, ища общие моменты и пытаясь выявить любые недостатки.
Другой способ сделать коллаж вашей темы — создать два отдельных коллажа, чтобы представить два отдельных аспекта темы. Предположим, что вы хотите улучшить корпоративную коммуникацию. Вы могли бы создать один коллаж, чтобы представить высшее руководство, и другой, чтобы представить работников. Имея два набора изображений, сравните общие моменты и выявите расхождения во взглядах между высшим руководством и работниками.
Прогулка за мыслями
Предложите участникам группы погулять по зданию и вокруг него. Попросите ихнайтиобъекты, ситуации или события, которые метафорически можно сравнить с вашей темой. Например, предположим, что ваша проблема — улучшить коммуникацию в компании. Прогуляйтесь и отметьте рытвины на дороге. Чем рытвины похожи на вашу проблему корпоративной коммуникации?
424 □ Часть 4. Дух товарищества
С одной стороны, если рытвины не ремонтировать, они становятся все более опасными. Обычно ремонтировать рытвины поручают бригадам дорожных рабочих. Точно так же, если ничего не делать, чтобы улучшить корпоративную коммуникацию, вероятно, она еще больше ухудшится. Идея, подобная использованию «дорожных бригад», состоит в том, чтобы поручить кому-нибудь в организации выполнять роль «инструктора по коммуникации» . Эта роль предполагала бы обучение, поощрение и поддержку навыков коммуникации у всех работников. И точно так же, как сменяются дорожные бригады, вы можете каждые шесть месяцев сменять этих инструкторов. Вот руководящие принципы для проведения прогулки за мыслями.
1. Предложите участникам прогуляться вокруг дома и найти объекты, события или ситуации (например, детскую скакалку, гальку, пакетик драже «желе-бобы», питьевой фонтанчик и т. д.), который могли бы стать интересными метафорами данной темы. Попросите участников составить список.
2. По возвращении участников пусть они придумают на основании составленного списка как можно больше метафор для данной темы. Ищите подобия и похожие обстоятельства.
3. Найдите способы связать наблюдения участников с определенными принципами и подобными ситуациями. Попытайтесь генерировать по крайней мере одну идею или решение на основе каждой метафоры. Спросите, что нового позволяют понять эти метафоры в отношении способов решения данной проблемы.
Несколько месяцев назад инженеры искали способы безопасно и эффективно удалять снег с линий электропередачи во время снежных бурь и зашли в тупик. Они решили предпринять прогулку за мыслями вокруг гостиницы. Один из инженеров возвратился с банкой меда, которую он купил в магазине подарков. Он предложил поставить горшочек меда на вершину каждой опоры линии электропередачи. Он сказал, что это привлечет медведей, которые будут подниматься на столбы, чтобы получить мед. Это вызовет колебания столбов, которые стряхнут лед с проводов. Используя принцип вибрации, они придумали идею организовать полеты вертолетов над линиями. Полеты вертолетов помогли с помощью вибрации удалить снег с линий электропередачи.
Глава 37. Естественная креативность □ 425
Спросите своего ребенка
Замечательный пейзажист Дж. М. У. Тернер использовал необычную технику для стимулирования воображения. Всякий раз, когда он посещал друзей, у которых были маленькие дети, он давал им акварель и бумагу, чтобы они делали рисунки. Иногда он предлагал общую тему, а в других случаях он позволил им рисовать все, что они хотели.
В результате он получал оригинальное и непосредственное выражение детского сознания. Затем Тернер брал рисунки, непредвзято рассматривал их и получал визуальные впечатления от детских работ, почти так же, как Леонардо да Винчи воображал лица и сцены среди пятен на стене. Эти визуальные впечатления позволяли Тернеру по-новому посмотреть на знакомые пейзажи.
Химик Карл Крекман работал над способами защиты семян от воздействия различных факторов. Однажды он просматривал кучу рисунков своего сына. Один из них заинтересовал его. Это был рисунок дерева в шубе и шапке. Это навело его на мысли о синтетических материалах, включая полимеры, из которых делают одежду. В свою очередь, на основании этого к нему пришла идея интеллектуальной полимерной оболочки для семян, которая изменяет свойства при изменении внешних условий. Эти семена можно сажать в любую погоду или сезон. Они лежат защищенные в состоянии покоя, когда снаружи холодно, и прорастают, как только почва прогревается до температуры, оптимальной для роста.
Если у членов вашей группы есть маленькие дети, опробуйте эту технику. Пусть участники дадут своим детям все необходимое для рисования и попросят их сделать рисунки. Вы можете предложить общую тему. Например, если ваша проблема — организовать компанию более эффективно, вы могли бы предложить, чтобы они сделали рисунки людей на работе; или если вы беспокоитесь о гарантиях занятости, пусть они сделают рисунки людей в опасности. Или позвольте им рисовать все, что они хотят. Возьмите рисунки и непредвзято рассмотрите образы, паттерны и цвета. Затем установите связи между этими образами и вашей темой.
426 □ Часть 4. Дух товарищества
Спросите краба
Использование различных органов чувств при рассмотрении проблемы может помочь вам размышлять о ней в различных измерениях. Рассмотрим зрение. Рисунки, фотографии и иллюстрации — превосходные источники не связанных с проблемой стимулов.
Генеральный директор одной японской парфюмерной компании попросил своих администраторов придумать идеи, которые позволят компании пережить трудные времена. Разочарованный их предложениями, он дал каждому из них рисунок камчатского краба и приказал им изучить его и придумать идеи, которые они могли бы применить в бизнесе. Вот некоторые из их ассоциаций и идей.
Q Краб может восстанавливать потерянные клешни. Мы должны создать резервные товарные линии на случай, если наша основная линия будет неудачной.
Q Краб может видеть на 360 градусов. Мы должны быть более осведомлены о рынке.
Q Краб передвигается медленно. Мы двигаемся слишком медленно. Мы не можем позволить себе это. Мы должны сократить штат, чтобы могли быстрее реагировать на изменения рынка.
а Краб имеет характерные особенности. Мы должны разработать узнаваемую упаковку, которая позволяет лучше отличить наши духи.
а Краб — падалыцик. Мы должны выделить средства на то, чтобы выяснить, какие другие варианты использования и рынки мы можем найти для наших товаров.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
1. Прочитайте вслух формулировку проблемы и попросите группу провести устную мозговую атаку для поиска решений.
2. Дайте каждому члену группы папку с двумя или тремя рисунками, не связанными с проблемной областью.
3. Дайте членам группы инструкцию исследовать каждый рисунок и записать свои идеи. По истечении отведенного времени попросите членов группы вслух прочитать свои идеи.
Глава 37. Естественная креативность □ 427
4. После прочтения каждой идеи попросите членов группы обсудить ее и попытаться сформулировать новые идеи или модификации. Записывайте все новые идеи по мере их поступления.
5. Соберите и оцените идеи.
Один интересный прием состоит в том, чтобы дать участникам фотоаппараты одноступенного процесса и попросить их прогуляться и сфотографировать интересные объекты и сцены. Используйте их в качестве стимулов. Группа менеджеров из разных отделов собралась, чтобы найти лучшие способы найти общий язык друг с другом. На одной из фотографий были птицы, смотрящие на пруд с золотыми рыбками. Некоторым показалось, что птицы пытались общаться с рыбами, которые, конечно, не могли их слышать.
Обсуждая фотографию, они поняли, что увидели себя в птицах, которых никто не слышит. Специалисты по маркетингу чувствовали, что исследователи были озабоченные научными, а не коммерческими вопросами, тогда как исследователи чувствовали, что специалисты по маркетингу были глухи к новым техническим веяниям. Решение состояло в том, чтобы команды маркетологов и исследователей проводили ежеквартальные встречи, на которых учились бы договариваться с друг другом.
Резюме
Подумайте о плавательном бассейне, в который прыгает большое количество людей, образуя массу волн на поверхности. Теперь вообразите, что в этих волнах, возможно, кроется разгадка происходящего в бассейне. Представьте, что в углу бассейна могло бы сидеть достаточно умное насекомое и, потревоженное волнами и окружающим его беспорядком, выяснять, кто, где, когда и как прыгнул в воду. Это кажется невероятным, но мы занимаемся именно этим, когда пытаемся использовать привычную логику, чтобы придумать оригинальные и необычные идеи. Вы обладаете врожденной креативностью. Прыгайте в бассейн!
Попытайтесь представить ключевые элементы проблемы в мысленных образах, которые символически представляют ваш предмет таким, каким вы его видите. Диссоциируйтесь от ярлыков и слов и просто создавайте мысленные образы проблемы. Закройте
428 □ Часть 4. Дух товарищества
глаза и нарисуйте задачу или проблему в своем сознании. Заблокируйте вербальные мысли. (Это можно сделать, повторяя простое слово типа «ом» до тех пор, пока оно не станет бессмыслен-.. ным.)
Попытайтесь представить образы, которые символически представляют ваш предмет или какой-нибудь его аспект. Запишите или нарисуйте образы и ассоциации, которые вы вообразили. Проведите аналогии между этими мыслями и вашим предметом. Найдите взаимоотношения и связи.
На следующей иллюстрации нужно переложить спички так, чтобы получилось ничто. Спички нельзя сгибать, ломать или класть друг на друга. Сначала попытайтесь решить эту задачу, используя обычное мышление. Большинство людей не может решить эту проблему. Затем закройте глаза и вообразите понятие «ничто». Как его символически обозначают? Запишите образы и ассоциации, которые пришли вам в голову. Проверьте, можете ли вы установить связь между вашими образами и этой задачей, чтобы решить ее.
Приблизительно 60 процентов людей, использующих эту технику, решают задачу. Одни символически представляют ничто как ноль, а другие — как слово «ноль». Как только они рисуют мысленную картину этого понятия, они возвращаются к проблеме и раскладывают спички в соответствии с этой картиной.
Если у вас хорошо развито воображение, идеи будут появляться спонтанно и легко. Если возникает цепочка образов, часто первые из них наиболее важны. Если вы затрудняетесь представить символические образы, вообразите, что вы встретили марсианина, который не понимает никакого земного языка и общается с помощью абстрактных символов. Вы хотите сообщить о своей проблеме марсианину, поскольку чувствуете, что он сможет помочь вам. Опишите проблему и затем выразите ее в абстрактных символах.
Часть 5 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕИГРЫ |