Мечтатель, реалист и критик

Уолт Дисней позволял своему живому воображению некритично и свободно генерировать фантастические идеи. Позже он оформ лял эти фантазии в осуществимые идеи и затем оценивал их. Что' бы оценить их, он три раза менял свою точку зрения, играя три различных роли: мечтателя, реалиста и критика.

В первый день он играл роль мечтателя и фантазировал. Он да­вал волю фантазиям, не беспокоясь о том, как осуществить эти мечты. Его фантастические аналогии позволяли ему соединять слова, понятия и идеи с очевидно несовместимыми объектами и явлениями. В результате появлялась масса ассоциаций и целая лавина образов и идей. На следующий день он пытался вернуть свои фантазии на землю, играя роль реалиста. Как реалист, он ис­кал способы воплотить свои идеи во что-то осуществимое и прак­тичное.

Наконец, в последний день он играл роль критика и искал изъяны в своих идеях.

Действительно ли они выполнимы? Можно ли превратить свойства идеи во что-то полезное для потребителей, и если это так, то можно ли на этом заработать деньги?

Глава 37. Естественная креативность □ 417

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

Мечтатель. Попросите группу генерировать как можно больше фантазий, чтобы заняться решением проблемы. Пусть участники представят себе, что любая при­шедшая им в голову идея будет осуществлена. Предложите группе вообразить то, что обычно считается невозможным. Постарайтесь придумывать все более и более невероятные идеи.

Пример. Городской муниципальный совет хочет собрать больше денег путем бо­лее эффективного контроля оплачиваемого времени стоянки автомобилей. Вот некоторые результаты игры воображения.

□ Кодекс чести; каждый сам следит за временем стоянки и посылает плату го­родскому казначею.

□ Когда время истекает, автомобили испаряются.

□ Ввести счетчики с датчиками, которые записывают номер лицензии и время, истекшее с момента парковки. Владельцу автомобиля посылают счет.

а Нанимать бездомных. Вместо счетчиков истекшее время записывает бездом­ный человек. Автомобилист платит этому человеку и может давать ему чае­вые. а Повторно совершивших нарушение без суда сажают в тюрьму на всю жизнь. Теперь попросите участников выбрать идеи, которые им больше понравились. Пример. Городскому совету понравился «на'ем бездомных» как один из лучших вариантов.

Реалист. Попросите участников играть роль реалистов, превращающих фанта­зию в осуществимую идею. Пусть участники выделят принцип, свойство или не­который аспект фантазии, которые им нравятся.

Пример. Некоторые из привлекательных особенностей идеи «найма бездомных» таковы:

□ Принцип реального наблюдения за тем, занято ли место.

□ Автомобилисты не смогут использовать «не истекшее время» тех автомоби­листов, которые уехали раньше.

а Новые рабочие места. Мы должны кого-то нанимать, чтобы следить за счет­чиками.

□ Изменение поведения. Автомобилисты больше не будут тратить время на по­
иск счетчиков с не истекшим временем или способов обмануть систему.

Теперь пусть участники представят, как эту особенность можно превратить в осу­ществимую идею. Городской совет трансформировал понятие о наблюдении за местами стоянки в идею производить счетчик времени стоянки с инфракрасны­ми датчиками и компьютерными чипами на литиевой батарейке, чтобы «видеть» места стоянки. Когда автомобиль уезжает, счетчик стирает неиспользованное время, чтобы другой автомобилист не мог его использовать. Критик. Теперь пусть участники находят недостатки в идее. В нашем примере «видящий счетчик» технически возможен. Главный недостаток заключается в цене, поскольку такой счетчик будет стоить по крайней мере в четыре раза боль-

14 Пак 104^

418 □ Часть 4. Дух товарищества

ше обычного счетчика. Однако эта цена в идеале будет компенсирована более эффективным сбором выручки.

Теперь вы можете вернуться назад и превратить другие свойства той же фантазии в осуществимые идеи или поработать с одной из других фантазий. В нашем приме­ре городской совет обратился к производителю со своей идеей и заключил сдел­ку. Производитель согласился бесплатно установить и контролировать опытные образцы счетчиков с датчиками. Город согласился рекламировать эти счетчики для производителя и оставлять себе доход, полученный от их использования.

Джино Де-Голь, конструктор роботов, мечтал об американских горках, которые несли бы пассажира в космосе без рельсов, взры­вая астероиды и выполняя множество фигур высшего пилотажа, чтобы избежать столкновения с обломками. Затем, не предупре­ждая пассажира, они проваливались бы в пространственно-вре­менные туннели. После этого поездка становилась бы действи­тельно интересной. Джино стал реалистом и сконструировал пер­вую часть своего фантастического аттракциона. Его открытием был первый в мире промышленный робот, KR500, обычно исполь­зуемый для подъема автомобильных двигателей при контактной сварке. Манипуляторы с шестью шарнирами позволяют ему пере­мещаться в любом направлении. Его окончательные американ­ские горки обеспечат пассажиру поездку с виражами, во время ко­торой его будет подбрасывать, как крысу, которую треплет кот. Его аттракцион сочетает в себе высокие перегрузки сегодняшних американских горок, компьютерные симуляторы виртуального мира и интерактивность видеоигр. Двигаясь через извивающийся ряд куполообразных театров, пассажиры умчаться в виртуальную вселенную, чтобы лицом к лицу столкнуться с инопланетянами. Вся прелесть аттракциона состоит в том, что эту поездку и вирту­альный мир можно постоянно перепрограммировать.

Наконец, как критик, он понял, что его самым большим пре­пятствием было ощущение тошноты. Если на ваш корабль при­землятся пришельцы, но спустя одну десятую долю секунды ил­люзия разрушится и тело может восстать. Весь вопрос заключался в том, насколько устойчив человеческий организм?

Волшебная палочка

Эта техника похожа на описанную выше. Помощник вывешивает тему на стене или классной доске. Участники воображают, что

Мечтатель, реалист и критик - student2.ru Глава 37. Естественная креативность □ 419

у них есть волшебная палочка. Палочка обеспечит выполнение любого их желания. Участники молча пишут три-пять желаний на карточках или самоклеющихся листках.

Карточки с желаниями собирают и вывешивают вокруг кар­точки с темой. Лидер группы систематизирует карточки и груп­пирует связанные между собой. Затем группа пытается превра­тить желания в идеи.

Чем более интересно и уникально желание, тем выше вероят­ность оригинальной идеи или приема. В ненастную погоду или плохие условия на дороге, такие как дождь, дождь со снегом, снег, обледенение, иней или пыль, автомобильные ветровые стекла нужно постоянно очищать. Дворники и жидкость для стекло-омывателя помогают, но грязь редко устраняется полностью. Группа инженеров провела мозговую атаку для поиска способов усовершенствовать ветровое стекло. Они решили подумать над таким вопросом: «Как ветровое стекло могло бы очищаться са­мо?»

Участники составили список всех объектов, которые чистятся сами. Одним из перечисленных объектов был самоочищающийся объектив фотоаппарата. Один из инженеров провел исследование и обнаружил, что линзы покрыты диоксидом титана. Когда сол­нечные лучи попадают на покрытие, они вызывают химическую реакцию, которая очищает объектив от органических веществ. Инженеры решили проверить, можно ли применить этот процесс к автомобильному ветровому стеклу, изменив способ покрытия стекла. Этот способ сохраняет ветровые стекла чистыми от всего, кроме птичьего помета.

«Изящный труп»

Чем больше и дольше вы сосредоточиваетесь на предмете, тем труднее вырываться из обычных паттернов мышления. На самом деле, чем упорнее вы пытаетесь это сделать, тем сильнее стано­вятся эти паттерны. Однако если вы измените фокус внимания и объедините свой предмет с чем-нибудь посторонним, то активи­зируются другие, необычные паттерны.

Попробуйте провести эксперимент. Выберите восемь случай­ных слов (например* горшок, ребенок, стакан, кузнечик, кофей-

420 □ Часть 4. Дух товарищества

ник, коробка, тост и гараж) и дайте их список какому-нибудь че­ловеку или малой группе. Попросите, чтобы они разделили слова на две группы, не дав им никакого основания для деления. Вы об­наружите, что люди придумают некоторые очень творческие классификации. Они образуют группы по принципам «слова с бу­квой "о"», «объекты, связанные с водой», «объекты, сделанные на фабриках», и т. д. Между этими объектами нет никаких свя­зей, кроме выдуманных человеком. Хотя мы редко задумываем­ся над этим, такое установление случайных связей является концептуальным творческим актом. Установление случайных связей часто использовалось сюрреалистами для создания кон­цептуальных комбинаций в искусстве. Художники собирались в группу и создавали предложение, при этом все по очереди писали любое слово, которое пришло в голову, не видя, что написали дру­гие. Получившееся предложение было сочетанием понятий, ко­торые группа должна была изучить и интерпретировать, надеясь понять что-то новое или увидеть какой-то более глубокий смысл. Технику назвали «изящный труп», взяв эти слова из предложе­ния, которое у них однажды получилось.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

1. Пусть группа высказывает идеи и мысли на данную тему в течение пяти-деся-ти минут.

2. Затем попросите участников обдумали то, что обсуждалось, и молча написать на карточке одно слово, которое пришло в голову.

3. Соберите карточки и попросите группу объединить слова в предложение (группа может добавить слова, чтобы предложению имело смысл).

4. Предложите группе изучить окончательное предложение и на его основе ге­нерировать идею или идеи.

Организация страдающих болезнью Альцгеймера планировала устроить аукцион для сбора денег на благотворительные предпри­ятия. Они запланировали тщательно продуманный, утонченный званый вечер и искали необычные предметы для продажи с аук­циона. Они попробовали использовать технику «изящный труп». Среди слов, которые они придумали, были «люди», «круизы», «творить», «мебель», «милосердие», «дизайнер», «традиция», «искусство», «разреженный воздух» и «знаменитости». Они уста­новили связь между словами «творить», «искусство» и «разре­женный воздух». Это навело на мысль, которая стала сенсацией аукциона: они продали идею произведения искусства, которого не

Глава 37. Естественная креативность □ 421

существует. Они уговорили местного концептуального художника описать идею произведения искусства. Идею положили в конверт и продали с аукциона за 28 000 долларов. Право собственности подтверждалось напечатанным свидетельством, в котором было указано, что произведение искусства (10 000 линий, каждая дли­ной 25 сантиметров, покрывающие стену) должно быть нарисова­но черным карандашом. Владелец имеет право воспроизвести эту картину сколько угодно раз.

Песочный поднос

Техника песочного подноса — интересный способ заставить груп­пу мыслить метафорически, заменяя физические объекты мыс­ленными образами. Вам нужен большой поднос с песком. Снача­ла поверхность песка нужно гладко разровнять. Вокруг подноса находятся сотни ярких объектов: крошечные куклы, цветные стеклянные шарики, ракушки, перья, куски дерева, пластмассо­вые солдатики, миниатюрные жених и невеста, игрушечные ди­нозавры, резиновые змеи, игрушечные акулы, игрушечные пис­толеты и т. д.

Группа начинает с обсуждения темы и затем один участник создает пейзаж, который представляет тему в подносе песка, ис­пользуя имеющиеся объекты. Группа изучает этот пейзаж и дает как можно больше интерпретаций. Интерпретируя пейзаж, каж­дый должен отмечать части, которые сбивают с толку, кажутся недостающими или обнаруживаются при изменении фокуса. За­дайте группе следующие вопросы.

□ Что это такое?

□ Что бы это могло значить?

а Что означает частота использования этого объекта?

□ Кого он представляет?

□ Какой объект лучше всего соответствует сущности предмета?
а Что это нам напоминает?

Среди этих вопросов один может быть ключом к решению про­блемы. Запишите интерпретации. Ищите ключи к разгадке, но­вые идеи, представления и нити рассуждений. Объедините ин­терпретации в один всеобъемлющий рассказ. Попробуйте напи-

422 □ Часть 4. Дух товарищества

сать историю, объясняющую, как пейзаж на песочном подносе связан с вашей темой.

Творческие коллажи

Подобный подносу песка, метафорический коллаж — это сово­купность изображений, включая как целые образы, так и фраг­менты. Каждый элемент в коллаже теряет свою индивидуаль­ность, поскольку он становится частью целого. Коллаж — это нечто больше, и часто иное, чем сумма его частей.

Когда в коллаже приходят в противоречие два или больше раз­ных образов, воображение преобразовывает их в совершенно но­вую реальность, которая выходит за пределы отдельных элемен­тов. Например, изображение тюленей, участвующих в морском шоу, рядом с картиной здания может стать метафорой продавцов, дающих представление для клиентов, дружественной к пользова­телю компьютерной программы, поведения на собеседовании при приеме на работу и т. д. Воображение превращает эту карти­ну в символ различных ситуаций.

Чтобы создать такой коллаж, вырежьте несколько рисунков или частей рисунков из журналов, газет, каталогов, рекламных листовок и т. д. Перемешайте и подберите друг к другу рисунки, складывая их в различные паттерны и сочетания. Эксперименти­руйте с рисунками, пока вы не найдете возможные способы ис­пользовать эти паттерны. Создавайте паттерны и сочетания не то­ропясь. Продолжайте, пока коллаж не покажется вам закончен­ным. Сделайте одну большую метафорическую картину, обозна­чив каждый рисунок словом или фразой, и затем закончите пред­ложение: «Моя тема очень похожа на (вставьте слово или фразу из коллажа), потому что она...».

Мыслите метафорами и аналогиями.

Специалисты отдела исследований и разработок мебельной компании хотели создать краску, которая не выцветает, не трес­кается и на которой не остается царапин. Они сделали коллаж, включающий изображения различных деревьев и трав. Коллаж вызвал дискуссию о том, что дает окраску деревьям и траве. По­следующее исследование навело на мысль о «вечном цвете». Они придумали идею впрыскивать деревьям красящие добавки, кото-

Глава 37. Естественная креативность □ 423

рые насыщают цветом клетки растения, распространяя цвет по всему дереву. Дерево окрашивается прежде, чем его срубят.

Люди любят создавать коллажи, потому что они обращены к более визуальной, связанной с ощущениями части мозга и по­зволяют им совершенно иначе посмотреть на проблему. Вот руко­водящие принципы для составления коллажей в группе.

1. Раздайте старые журналы и ножницы.

2. Попросите каждого участника вырезать изображения и ри­сунки из различных журналов, которые метафорически пред­ставляют тему или некоторый ее аспект.

3. Пусть каждый человек сделает коллаж. Приклейте изображе­ния и рисунки в эстетически привлекательном виде.

4. Обозначьте каждый рисунок в коллаже каким-нибудь словом или фразой.

5. Затем каждый человек преобразовывает тему в одну большую метафорическую картину-слово, закончив предложение: «На­ша тема очень похожа на (вставьте слово или фразу из колла­жа), потому что она ...»

6. Повесьте коллажи на стене и попросите группу сравнить их, ища общие моменты и пытаясь выявить любые недостатки.

Другой способ сделать коллаж вашей темы — создать два от­дельных коллажа, чтобы представить два отдельных аспекта те­мы. Предположим, что вы хотите улучшить корпоративную ком­муникацию. Вы могли бы создать один коллаж, чтобы предста­вить высшее руководство, и другой, чтобы представить работни­ков. Имея два набора изображений, сравните общие моменты и выявите расхождения во взглядах между высшим руководством и работниками.

Прогулка за мыслями

Предложите участникам группы погулять по зданию и вокруг не­го. Попросите ихнайтиобъекты, ситуации или события, которые метафорически можно сравнить с вашей темой. Например, пред­положим, что ваша проблема — улучшить коммуникацию в ком­пании. Прогуляйтесь и отметьте рытвины на дороге. Чем рытви­ны похожи на вашу проблему корпоративной коммуникации?

424 □ Часть 4. Дух товарищества

С одной стороны, если рытвины не ремонтировать, они становят­ся все более опасными. Обычно ремонтировать рытвины поруча­ют бригадам дорожных рабочих. Точно так же, если ничего не делать, чтобы улучшить корпоративную коммуникацию, вероят­но, она еще больше ухудшится. Идея, подобная использованию «дорожных бригад», состоит в том, чтобы поручить кому-нибудь в организации выполнять роль «инструктора по коммуника­ции» . Эта роль предполагала бы обучение, поощрение и поддерж­ку навыков коммуникации у всех работников. И точно так же, как сменяются дорожные бригады, вы можете каждые шесть ме­сяцев сменять этих инструкторов. Вот руководящие принципы для проведения прогулки за мыслями.

1. Предложите участникам прогуляться вокруг дома и найти объекты, события или ситуации (например, детскую скакал­ку, гальку, пакетик драже «желе-бобы», питьевой фонтанчик и т. д.), который могли бы стать интересными метафорами данной темы. Попросите участников составить список.

2. По возвращении участников пусть они придумают на основа­нии составленного списка как можно больше метафор для дан­ной темы. Ищите подобия и похожие обстоятельства.

3. Найдите способы связать наблюдения участников с опреде­ленными принципами и подобными ситуациями. Попытай­тесь генерировать по крайней мере одну идею или решение на основе каждой метафоры. Спросите, что нового позволяют по­нять эти метафоры в отношении способов решения данной проблемы.

Несколько месяцев назад инженеры искали способы безопасно и эффективно удалять снег с линий электропередачи во время снежных бурь и зашли в тупик. Они решили предпринять прогул­ку за мыслями вокруг гостиницы. Один из инженеров возвратился с банкой меда, которую он купил в магазине подарков. Он предло­жил поставить горшочек меда на вершину каждой опоры линии электропередачи. Он сказал, что это привлечет медведей, которые будут подниматься на столбы, чтобы получить мед. Это вызовет колебания столбов, которые стряхнут лед с проводов. Используя принцип вибрации, они придумали идею организовать полеты вертолетов над линиями. Полеты вертолетов помогли с помощью вибрации удалить снег с линий электропередачи.

Глава 37. Естественная креативность □ 425

Спросите своего ребенка

Замечательный пейзажист Дж. М. У. Тернер использовал необыч­ную технику для стимулирования воображения. Всякий раз, ко­гда он посещал друзей, у которых были маленькие дети, он давал им акварель и бумагу, чтобы они делали рисунки. Иногда он предлагал общую тему, а в других случаях он позволил им рисо­вать все, что они хотели.

В результате он получал оригинальное и непосредственное выражение детского сознания. Затем Тернер брал рисунки, не­предвзято рассматривал их и получал визуальные впечатления от детских работ, почти так же, как Леонардо да Винчи вообра­жал лица и сцены среди пятен на стене. Эти визуальные впечат­ления позволяли Тернеру по-новому посмотреть на знакомые пейзажи.

Химик Карл Крекман работал над способами защиты семян от воздействия различных факторов. Однажды он просматривал ку­чу рисунков своего сына. Один из них заинтересовал его. Это был рисунок дерева в шубе и шапке. Это навело его на мысли о синте­тических материалах, включая полимеры, из которых делают одежду. В свою очередь, на основании этого к нему пришла идея интеллектуальной полимерной оболочки для семян, которая из­меняет свойства при изменении внешних условий. Эти семена можно сажать в любую погоду или сезон. Они лежат защищен­ные в состоянии покоя, когда снаружи холодно, и прорастают, как только почва прогревается до температуры, оптимальной для роста.

Если у членов вашей группы есть маленькие дети, опробуйте эту технику. Пусть участники дадут своим детям все необходи­мое для рисования и попросят их сделать рисунки. Вы можете предложить общую тему. Например, если ваша проблема — орга­низовать компанию более эффективно, вы могли бы предложить, чтобы они сделали рисунки людей на работе; или если вы беспо­коитесь о гарантиях занятости, пусть они сделают рисунки лю­дей в опасности. Или позвольте им рисовать все, что они хотят. Возьмите рисунки и непредвзято рассмотрите образы, паттерны и цвета. Затем установите связи между этими образами и вашей темой.

426 □ Часть 4. Дух товарищества

Спросите краба

Использование различных органов чувств при рассмотрении проблемы может помочь вам размышлять о ней в различных из­мерениях. Рассмотрим зрение. Рисунки, фотографии и иллюст­рации — превосходные источники не связанных с проблемой стимулов.

Генеральный директор одной японской парфюмерной компа­нии попросил своих администраторов придумать идеи, которые позволят компании пережить трудные времена. Разочарованный их предложениями, он дал каждому из них рисунок камчатского краба и приказал им изучить его и придумать идеи, которые они могли бы применить в бизнесе. Вот некоторые из их ассоциаций и идей.

Q Краб может восстанавливать потерянные клешни. Мы долж­ны создать резервные товарные линии на случай, если наша основная линия будет неудачной.

Q Краб может видеть на 360 градусов. Мы должны быть более ос­ведомлены о рынке.

Q Краб передвигается медленно. Мы двигаемся слишком мед­ленно. Мы не можем позволить себе это. Мы должны сокра­тить штат, чтобы могли быстрее реагировать на изменения рынка.

а Краб имеет характерные особенности. Мы должны разрабо­тать узнаваемую упаковку, которая позволяет лучше отли­чить наши духи.

а Краб — падалыцик. Мы должны выделить средства на то, что­бы выяснить, какие другие варианты использования и рынки мы можем найти для наших товаров.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

1. Прочитайте вслух формулировку проблемы и попросите группу провести устную мозговую атаку для поиска решений.

2. Дайте каждому члену группы папку с двумя или тремя рисунками, не связан­ными с проблемной областью.

3. Дайте членам группы инструкцию исследовать каждый рисунок и записать свои идеи. По истечении отведенного времени попросите членов группы вслух прочитать свои идеи.

Глава 37. Естественная креативность □ 427

4. После прочтения каждой идеи попросите членов группы обсудить ее и попы­таться сформулировать новые идеи или модификации. Записывайте все но­вые идеи по мере их поступления.

5. Соберите и оцените идеи.

Один интересный прием состоит в том, чтобы дать участникам фотоаппараты одноступенного процесса и попросить их прогу­ляться и сфотографировать интересные объекты и сцены. Ис­пользуйте их в качестве стимулов. Группа менеджеров из разных отделов собралась, чтобы найти лучшие способы найти общий язык друг с другом. На одной из фотографий были птицы, смот­рящие на пруд с золотыми рыбками. Некоторым показалось, что птицы пытались общаться с рыбами, которые, конечно, не могли их слышать.

Обсуждая фотографию, они поняли, что увидели себя в пти­цах, которых никто не слышит. Специалисты по маркетингу чув­ствовали, что исследователи были озабоченные научными, а не коммерческими вопросами, тогда как исследователи чувствова­ли, что специалисты по маркетингу были глухи к новым техниче­ским веяниям. Решение состояло в том, чтобы команды маркето­логов и исследователей проводили ежеквартальные встречи, на которых учились бы договариваться с друг другом.

Резюме

Подумайте о плавательном бассейне, в который прыгает большое количество людей, образуя массу волн на поверхности. Теперь вообразите, что в этих волнах, возможно, кроется разгадка про­исходящего в бассейне. Представьте, что в углу бассейна могло бы сидеть достаточно умное насекомое и, потревоженное волна­ми и окружающим его беспорядком, выяснять, кто, где, когда и как прыгнул в воду. Это кажется невероятным, но мы занимаем­ся именно этим, когда пытаемся использовать привычную логи­ку, чтобы придумать оригинальные и необычные идеи. Вы обла­даете врожденной креативностью. Прыгайте в бассейн!

Попытайтесь представить ключевые элементы проблемы в мыс­ленных образах, которые символически представляют ваш пред­мет таким, каким вы его видите. Диссоциируйтесь от ярлыков и слов и просто создавайте мысленные образы проблемы. Закройте

428 □ Часть 4. Дух товарищества

глаза и нарисуйте задачу или проблему в своем сознании. Забло­кируйте вербальные мысли. (Это можно сделать, повторяя про­стое слово типа «ом» до тех пор, пока оно не станет бессмыслен-.. ным.)

Попытайтесь представить образы, которые символически представляют ваш предмет или какой-нибудь его аспект. Запи­шите или нарисуйте образы и ассоциации, которые вы вообрази­ли. Проведите аналогии между этими мыслями и вашим предме­том. Найдите взаимоотношения и связи.

На следующей иллюстрации нужно переложить спички так, чтобы получилось ничто. Спички нельзя сгибать, ломать или класть друг на друга. Сначала попытайтесь решить эту задачу, используя обычное мышление. Большинство людей не может ре­шить эту проблему. Затем закройте глаза и вообразите понятие «ничто». Как его символически обозначают? Запишите образы и ассоциации, которые пришли вам в голову. Проверьте, можете ли вы установить связь между вашими образами и этой задачей, чтобы решить ее.

Мечтатель, реалист и критик - student2.ru

Приблизительно 60 процентов людей, использующих эту тех­нику, решают задачу. Одни символически представляют ничто как ноль, а другие — как слово «ноль». Как только они рисуют мысленную картину этого понятия, они возвращаются к пробле­ме и раскладывают спички в соответствии с этой картиной.

Если у вас хорошо развито воображение, идеи будут появлять­ся спонтанно и легко. Если возникает цепочка образов, часто пер­вые из них наиболее важны. Если вы затрудняетесь представить символические образы, вообразите, что вы встретили марсиани­на, который не понимает никакого земного языка и общается с помощью абстрактных символов. Вы хотите сообщить о своей проблеме марсианину, поскольку чувствуете, что он сможет по­мочь вам. Опишите проблему и затем выразите ее в абстрактных символах.


Мечтатель, реалист и критик - student2.ru

Часть 5 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕИГРЫ

Наши рекомендации