Тейлор обращал внимание на то, что высокие нормы необходимо стимулировать более высокой оплатой
Тема 2. Менеджмент и его развитие
Лекция 2. Основные направления развития менеджмента
Научный менеджмент
Административное управление
Концепция управления с позиции психологии и человеческих отношений социальных систем
Концепция управления с позиции науки о поведении
Эмпирическая школа
Школа социальных систем
Новая школа и основные тенденции в современном
Менеджменте
Научный менеджмент
Возникновение науки управления относится к началу XX столетия. Ее основателем был американский инженер Ф.У.Тейлор (1856-1915).
В 1903 г. вышла его книга «Цеховой менеджмент», в 1911 г. – «Принципы и методы научного менеджмента».
Главное внимание Тейлора было направлено на повышение производительности труда, которая, по его мнению, должна обогатить хозяев и рабочих, но для этого необходим переворот в психологии и тех и других.
Тейлор выдвинул четыре основные черты научной организации труда.
Во-первых, администрация берет на себя выработку научного фундамента, заменяющего старые традиционные методы.
Во-вторых, администрация производит на основе научно установленных признаков тщательный отбор рабочих, а затем обучает и развивает способности.
В-третьих, администрация осуществляет доверительное сотрудничество с рабочими.
В-четвертых, устанавливается почти равномерное распределение труда и ответственности между администрацией предприятия и рабочими.
Можно выделить следующие рациональные методы Тейлора:
1. Расчленение производственных операций на составные элементы. Было проведено на базе тщательного подбора наиболее сильных и ловких рабочих. Выявление рациональных движений и устранение излишних дало возможность установить высокие нормы выработки, приведшие к резкой интенсификации труда.
2. Разделение труда непосредственно в сфере управления. Управление приспосабливалось к сложным условиям производства и ставило своей целью изменять и улучшать эти условия.
3. Выделение планирования в качестве особой функции управления. Планирование вменялось в качестве обязательной деятельности на предприятии.
Принцип централизации условий и методов труда.
5. Введение карт – инструкций.
Введение высоких научно обоснованных норм, расписывался процесс труда, который рабочий не мог нарушить;
Введение оплаты труда, стимулирующий рост выработки.
Строгое иерархическое подчинение, (соподчинение по вертикали), беспрекословное подчинение управляющему;
9.Тесное сотрудничество администрации и рабочих.Основывалось на учете интересов групп и личности работающих, сглаживании противоречий между предпринимателями и рабочими.
К дальнейшей рационализации управленческого труда привело его разделение на составные элементы:
- определение цели;
- подготовка средств;
- использование средств;
- и контроль.
Тейлор исходил из того, что организация труда предполагает выработку многочисленных правил, закономерностей, формул, которые заменяют собою личные суждения рабочего.
Тейлор определил, что в функции менеджера должны входить:
-обучение и расстановка работников;
-установление заданий (инструктивная карточка нормаль);
-распределение материальных ресурсов и их рациональное использование;
-мотивирование высокой производительности;
-контроль.
Тейлор предложил функциональную структуру управления вместо линейной, ввел научное консультирование по вопросам управления, определил менеджмент в качестве самостоятельной сферы и вида деятельности.
Тейлор обращал внимание на то, что высокие нормы необходимо стимулировать более высокой оплатой.
Все принципы Тейлора представляли собою систему. Методы рационализации труда отдельных рабочих обусловили перестройку всего процесса производства, а, следовательно, и управления.
Эта сторона учения Тейлора начала широко применяться на различных предприятиях промышленности.
С первых же дней внедрения система встретила сопротивление рабочих, что мешало установлению взаимного доверия между рабочими и предпринимателями. Однако тейлоризм постепенно начал распространяться на промышленных предприятиях США, а затем и в других капиталистических странах.