Третья часть - психогимнастическое упражнение
«Моя любимая в детстве игрушка»:
Психолог включает релаксационную музыку и медленно говорит: «Сядьте удобно: ноги поставьте на пол, так чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию – оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах. Поток воздуха уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте, что вам пять, шесть, семь лет. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы играете со своей любимой игрушкой. Вспомните, как она выглядит, в какие игры вы с ней играете. Она очень вам нравится, вы её любите, стараетесь не расставаться с ней. Любимая игрушка приносит вам много счастья и радости, и вы улыбаетесь, вам хорошо. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда вы будете готовы, откройте глаза».
Затем психолог предлагает рассказать участникам тренинга о том, что они ощущали, о своей любимой игрушке.
Задавая общий тон, первым на вопрос отвечает воспитатель: «Когда я была маленькая, больше всего любила резинового клоуна. Он был очень старым, местами на нем стерлась краска. У него был большой колпак, пышный комбинезон с большими пуговицами. Клоун улыбался. И мне это нравилось. Я очень его любила, даже кормила манной кашей».
Далее все участники тренинга с удовольствием рассказывают о своих игрушках. Взрослые понимают, что любимую игрушку они помнят всю жизнь, и это дает им положительные эмоции. Далее разворачивается дискуссия на тему, предложенную психологом: «Что должны сделать взрослые, чтобы дети через много лет с удовольствием вспоминали о своих игрушках».
Четвертая часть - информация старшего воспитателя о видах игр, их значении развитии ребенка, о том, какие игры и игрушки нужны их детям:
На её основании участники тренинга дискутируют на тему «Игровые уголки для детей дома. Какие игрушки полезны, а какие не следует приобретать».
В процессе дискуссии родители обсуждают вопрос о количестве игрушек, об их видах. Делятся информацией о том, как хранятся игрушки у них дома, как лучше оборудовать игровой уголок, какова процедура уборки игрушек после игры. Родители обмениваются информацией о магазинах, торговых центрах, где по доступной цене можно приобрести качественные игрушки, сертификатом.
Пятая часть - творческая работа «Игрушка в жизни моего ребенка»:
Психолог отмечает: «Мы сегодня убедились: у каждого человека есть любимые игрушки, которые он помнит всю жизнь. У ваших детей они тоже есть. Хорошие родители должны знать, какие игрушки любит их ребенок, и с уважением относиться к его выбору. В детском саду много игрушек, но в течение дня ребенку хочется видеть свою любимую, ту, которая находится дома».
Родителям предлагается нарисовать на листе бумаги сюжетную картинку с любимыми игрушками их сына (дочери). Работы в дальнейшем скрепляют между собой (поезд) и располагают в игровом уголке группы. Это будет напоминать детям о доме.
Родители обычно испытывают затруднения, долго обдумывают сюжет рисунка, говорят о своем неумении рисовать. В этом случае можно предложить им сделать аппликации, вырезав картинки из детских книг и журналов. В итоге получаются замечательные работы. Родители предлагают показать их детям. Психолог отмечает, что инициатива родителей очень интересна: «Мы обязательно покажем творческие работы детям и предложим им угадать: где, чья мама или папа потрудились. Но вначале поиграем».
Шестая часть - Игра «Угадайте, какую игрушку выбрал бы ваш ребенок»:
Родители должны из десяти игрушек выбрать ту, которую предпочел бы их ребенок. Это задание родители выполняют с явным волнением. Многие долго думают, прежде чем сделать выбор. Далее мы показываем родителям фотографии, и те видят, совпал ли их выбор с выбором ребенка. Большинство участников тренинга не ошиблись: их выбор, и выбор их детей совпали. Родители испытывают гордость от того, что смогли посмотреть на этот мир глазами своих детей. Затем психолог предлагает пригласить детей. Родители идут в группу и возвращаются каждый со своим ребенком.
Седьмая часть - задание для детей «Узнай работу своей мамы
(своего папы)»:
По инициативе родителей детям показывают их творческие работы. Дети выбирают, родители волнуются. Зато как они радуются, когда дети угадывают авторов! Психолог говорит детям, что из родительских работ будет сделан поезд, который украсит их группу.
Восьмая часть - игра «Как живете?» для всех участников тренинга с детьми:
Все становятся в круг. Ведущий (психолог) задает вопросы, участники отвечают, имитируя движения.
- Как живете?
- Вот так! (Показывают большие пальцы обеих рук).
- Как идете?
- Вот так (маршируют).
- Как бежите?
- Вот так! (Бег на месте).
- Как ночью спите?
- Вот так! (Соединяют ладони и кладут под голову).
- Как берете?
- Вот так! (Прижимают ладонь к груди).
- А даете?
- Вот так! (Выставляют ладонь вперед).
- Как молчите?
- Вот так! (Надувают щеки и кулаками мягко ударяют по ним).
- Как грозите?
- Вот так! (Пальцами грозят друг другу).
Девятая часть - имитационная игра «Прибежали козочки»:
Психолог обращает внимание родителей на то, что эту игру дети очень любят, играют в нее и в группе, и на улице. Хотят играть «в козочек» и дома с родителями. Игра проводится два раза.
Прибежали, прибежали козочки, козочки. (Имитируют бег).
Собирали, собирали розочки, розочки. (Собирают цветочки).
Прискакали, прискакали белочки, белочки. (Складывают лапки, как белочки).
Ну-ка, дружно, ну-ка вместе! (Качают головой из стороны в сторону).
Мальчики! (Произносят низким голосом).
Девочки! (Произносят высоким голосом).