Кодекс профессиональной этики российского журналиста

Лиссабонский кодекс. Европейский кодекс профессионального поведения в области PR .Официально принят Генеральной ассамблеей СЕRР в Лиссабоне в апреле 1978г. и подписан 18 Национальными Ассоциациями (из 15 европейских стран), являющимися институциональными членами CERP.

Содержит 3 части:1Критерии и нормы профессиональной квалификации практических работников ПР, налагаемые на них настоящим Кодексом (1 статья); 2Общие профессиональные обязанности (4 статей); 3Специальные профессиональные обязанности по отношению к клиентам и нанимателям(14 статей) Всего 19 статей.

2.КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (КОДЕКС ИПРА(IPRA)) (Принят Международной ассоциацией ПР (ИПРА) на ее Генеральной ассамблее в Венеции в мае 1961 г. и является обязательным для всех членов Ассоциации) Состоит из 4 частей: А. Личная и профессиональная честность (1 положение); Б. Отношения с клиентами и служащими(6 положений); В. Отношения с общественностью и СМИ(4 положения); Г. Отношения с коллегами(3 положения).

3. АФИНСКИЙ КОДЕКС (КОДЕКС ИПРА И СЕРП) Принят Генеральной ассамблеей ИПРА в Афинах в мае 1965 г. В этом же году Афинский кодекс принят Европейской конфедерацией по связям с общественностью — СЕРП (CERP). В апреле 1968г. в него внесены некоторые изменения. В нем описаны основные положения, к которым должен стремиться каждый член ИПРА и СЕРП. Всего таких положений 13.

4. кодекс профессионального поведения институт Public Relations/Основные правила достойного поведения личности и организации в обществе были систематизированы в Кодексе профессионального поведения, разработанном Институтом ПР. В дополнение к нему ассоциация консультантов по проблемам ПР разработала Кодекс консультационной практики, имеющей отношение к деятельности консультационных фирм, входящих в эту ассоциацию.

Так же как и другие профессиональные организации, обязанные соблюдать этические нормы, практик ПР или организация ПР берет на себя обязательство соблюдать определенные правила, что служит гарантией достойного ведения дел.

Следует отметить, что члены ИПР берут обязательство выполнять все положения Кодекса при вступлении в этот институт. Им рекомендуется обращать внимание клиентов и нанимателей на этот кодекс при всяком удобном случае. Члены ИПР в своих взаимоотношениях с общественностью должны также не забывать положений других кодексов, приятных международными ассоциациями, особенно Афинского и Лиссабонского кодексов, поддерживаемых Институтом ПР.

Кодекс профессионального поведения ИПР был пересмотрен в 1985 г. и в обновленном виде принят на ежегодной сессии института в специальной резолюции от 9 апреля 1986 г.

кодекс профессиональной этики российского журналиста

Кодекс был принят Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года в Москве и представляет собой соглашение, установившее морально-этические нормы, которым, как подразумевается, должны следовать все работники сферы информации. Ниже приведена выдержка из данного кодекса:

«Журналист всегда обязан действовать, исходя из принципов профессиональной этики, зафиксированных в настоящем Кодексе, принятие, одобрение и соблюдение которого является непременным условием для его членства в Союзе журналистов России.

Журналист соблюдает законы своей страны, но в том, что касается выполнения профессионального долга, он признает юрисдикцию только своих коллег, отвергая любые попытки давления и вмешательства со стороны правительства или кого бы то ни было.

Журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен. Он прилагает все силы к тому, чтобы избежать нанесения ущерба кому бы то ни было ее неполнотой или неточностью, намеренным сокрытием общественно значимой информации или распространением заведомо ложных сведений.

Журналист обязан четко проводить в своих сообщениях различие между фактами, о которых рассказывает, и тем, что составляет мнения, версии или предположения, в то же время в своей профессиональной деятельности он не обязан быть нейтральным.

При выполнении своих профессиональных обязанностей журналист не прибегает к незаконным и недостойным способам получения информации. Журналист признает и уважает право физических и юридических лиц не предоставлять информацию и не отвечать на задаваемые им вопросы - за исключением случаев, когда обязанность предоставлять информацию оговорена законом…»

6. РИМСКАЯ ХАРТИЯ (ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРТИЯ ИКО) ИКО (IСО) – международный комитет ассоциации ПР-консультантов. Создан в 1986 г. в целях координации профессиональной деятельности ПР-компаний, работающих на международном рынке. В 1999 г. ИКО объединял национальные ассоциации по связям с общественностью 21 государства, которые, в свою очередь, представляли около 850 компаний с общим штатом более 20 тыс. человек. Россия в лице Ассоциации компаний-консультантов в сфере общественных связей (АКОС, Россия) является членом Международного комитета ассоциаций ПР-консультантов (ИКО) с 1999 г.

РИМСКАЯ ХАРТИЯ Принята на заседании ИКО в Риме в октябре 1991 г. Содержит в себе 4 части, каждая содержит раздел о том, что должна и не должна делать или каким образом поступать фирма-член Ассоциации: 1. Общие положения(4 положения); 2. Отношения с общественностью, средствами массовой информации и представителями других профессий (7 положений); 3. Отношения с клиентами(10 положений); 4. Отношения с коллегами (3 положения)

ХЕЛЬСИНКСКАЯ ХАРТИЯ

Представители ассоциаций по связям с общественностью: ИПРА— Международной ассоциации ПР, СЕРП — Европейской конфедерации по связям с общественностью и ИКС — Международного комитета ассоциаций ПР-консультантов, собравшиеся в 1997 г. на Всемирном конгрессе ПР в Хельсинки, одобрили Хартию качества и качественного развития для профессии "связи с общественностью". В связи с небольшим объемом Хельсинской хартии мы бы хотели привести его полностью:

1. Качество в "паблик рилейшнз" может быть определено и выражено как совокупность особенностей и характерных черт ПР-услуг, способных удовлетворить заявленные или подразумеваемые потребности в соответствии с принятыми профессиональными стандартами.

2. Профессия "паблик рилейшнз" может быть охарактеризована как свод знаний, академических программ, исследований, этических правил и контроль за их исполнением. Эти характеристики дополняют друг друга и формируют основу качества как профессиональную концепцию.

3. Все профессионалы в области связей с общественностью — ПР-мены и консультанты, а также преподаватели, исследователи и студенты — должны признать стандарты качества, установленные обществом, клиентами и профессионалами. Соответственно все отдельные практики и консультанты должны стремиться получить сертификат качества и применять общие принципы для непрерывного совершенствования стандартов, исполнительского контроля и улучшения качества ПР-услуг.

4. Для достижения этого подписавшиеся под Хартией ассоциации положили начало совместному предприятию путем организации ИКПР (IQPR) — Международного института качества связей с общественностью.

5. С подписанием этого документа три ассоциации одобряют и принимают Минимальные стандарты качества ПР, разработанные и опубликованные ИКПР. Эти стандарты будут постоянно модернизироваться, и ими должны руководствоваться все практики в области связей с общественностью как основной концепцией качества профессии.

6. Эта Хартия является основой для расширения сотрудничества между международными ассоциациями в области связей с общественностью, берущего начало от общего одобрения Афинского кодекса в 1961 г. и совместных усилий по созданию обязательных составляющих в практике ПР в течение 1980-х гг.

7. Все существующие кодексы и декларации, принятые ИПРА, СЕРП и ИКО, служащие руководством для профессионалов ПР и для развития профессии, включая Афинский, Лиссабонский кодексы и Римскую хартию, остаются в силе.

Хельсинки, 18 июня 1997 г.

Наши рекомендации