Бланк для предъявления индивидуального спроса
Ф. И. О. | ||
товар | ||
№ | цена | спрос |
Примечание. Предлагаемые для продажи товары должны быть относительно недорогими: пирожки, мороженое, авторучки и т. п. Для большей определенности понятия «недорогие» надо условно предположить, что каждый из присутствующих студентов располагает одинаковой небольшой суммой денег (100-200 руб.). Это ограничение студенты-покупатели должны учитывать при предъявлении индивидуального спроса. Предполагаемые затраты покупателя на тот или иной товар при любой цене не должны превышать данной суммы.
4. Предложить студентам-продавцам рекламировать свой товар перед аудиторией.
5. Взять у студентов-продавцов значения цен покупки соответствующих товаров, соблюдая при этом конфиденциальность.
Примечание. При дальнейшем обсуждении диапазона цены может случиться, что заявленная цена закупки окажется больше, чем максимальная цена диапазона. В этом случае прибыль продавца отрицательна при любой цене диапазона, т. е., продавец терпит фиаско как предприниматель, поскольку он приобрел товар по слишком высокой цене.
6. Провести дискуссию о возможном диапазоне цены каждого товара. Разбить этот диапазон на три равные части, получить 4 возможные значения цены (округлить до целых рублей).
Пример. Студенты-покупатели сошлись на том, что цена мороженого «Холодок» может находиться в пределах 12-20 руб. Величина диапазона составляет 20 - 12 = 8 руб. Разница между соседними ценами равна 8 : 3 = 2,7 руб. (округленно — 3 руб.). Тогда возможные значения цены будут: 12,15,18 и 21 руб.
7. Выдать всем студентам «бланки» индивидуального спроса.
8. Предложить студентам выбрать один товар и записать четыре значения индивидуального спроса, отвечающие установленным ранее четырем возможным значениям цены. Студент должен стараться дать максимально правдивую информацию о спросе, т. е. указать, сколько единиц понравившегося товара он купил бы по каждой цене, если бы вдруг сейчас в аудитории ему стали продавать данный товар. При этом необходимо учитывать действие закона спроса и ограниченность средств покупателя. Примечание. Продавцу запрещено выбирать свой товар, так как заявленный спрос на него, скорее всего, не будет объективным, поскольку по условию игры продавец заинтересован в максимизации суммарного спроса на свой товар.
9. Собрать заполненные бланки и разложить их на две (или более — по числу продавцов) пачки.
10. Не рассматривать бланки, в которых нарушен закон спроса.
11. Произвести на доске необходимые расчеты для определения равновесной цены первого товара и максимальной прибыли первого продавца, предварительно «рассекретив» цену покупки.
12. Произвести аналогичные расчеты для определения параметров равновесия второго монополиста.
13. Определить монополиста, прибыль которого максимальна. Он является победителем игры.
Пример игры
1. Исходные данные:
* студентов — 6;
* товаров — 2;
* возможных цен — 4.
2. Студент Иван — продавец бубликов. Цена закупки бублика — 2 руб.
3. Студент Лена — продавец дискет. Цена закупки дискеты — 10 руб.
4. Возможные цены бублика: 4, 6,8, 10 руб.
5. Возможные цены дискеты: 8,11, 14, 17 руб.
6. Спрос на бублики предъявили Катя, Лена и Петр. Индивидуальный спрос каждого покупателя и необходимые расчеты представлены в табл. 3.3.
Таблица 3.3
Рынок бубликов: расчет равновесной цены
Цена | Катя | Лена | Петр | Q | TR | ТС | П |
2 | |||||||
* равновесная цена бублика — 6 руб.;
* равновесный объем продаж — 8 бубликов.;
* равновесная прибыль Ивана — 32 руб.
7. Спрос на дискеты предъявили Иван, Надя и Миша. Значения спроса, представленные Мишей, не подчиняются закону спроса: при ценах 8, 11, 14 и 17 руб. они равны соответственно 0, 0, 5 и 0 штук. Поэтому заявка Миши не учитывается.
Индивидуальный спрос Ивана и Нади, а также необходимые расчеты представлены в табл. 3.4:
* равновесная цена дискеты — 14 руб.;
* равновесный объем продаж — 1 дискета;
* максимальная прибыль Лены — 4 руб.
8. Прибыль у Ивана больше, чем у Лены (32 против 4). Иван — победитель игры.
Таблица 3.4
Рынок дискет: расчет равновесной цены
Цена | Иван | Надя | Q | TR | ТС | П |
-10 | ||||||
Часть II
ЧАСТНЫЙ СЕКТОР
__________________________
4. Деловая игра «Создание товарищества»
Цели игры
1. Усвоить понятия «коллективный интерес» и «товарищество».
2. Приобрести элементарные навыки поиска партнеров и создания товарищества.
Понятия
Коллективный интерес — цель, которую человек не может достичь без помощи некоторых других людей, которые также стремятся к достижению этой цели.
Товарищество — предприятие, созданное по соглашению двух или большего числа отдельных лиц путем объединения их капитала и предпринимательских усилий. Товарищи распределяют между собой риск, прибыли и убытки, они отвечают своим имуществом по обязательствам товарищества.
Теория
В игре используется формула расстояния между двумя точками плоскости, которая представляет собой одну из форм записи известной теоремы Пифагора: квадрат расстояния между точками (12; 24) и (15; 28) равен:
(12-15)2 + (24-28)2 = 25.
Следовательно, расстояние между этими точками равно 5.
Правила игры
1. Каждый студент выступает в роли владельца молочной фермы.
Всего — 11 фермеров.
2. Для того чтобы производимое на ферме молоко не скисало в жаркую погоду, необходимо, чтобы она находилась вблизи молокозавода. Максимально допустимое расстояние от фермы до молокозавода равно 5 км. Если расстояние будет больше, фермер разорится.
3. При определении местоположения объектов в качестве ориентира используется мельница. Местоположение каждой фермы задается двумя числами: удалением на восток от мельницы и удалением на север от нее. Иными словами, месторасположение фермы задается обычными декартовыми координатами, причем мельница находится в начале координат. На рис. 4.1 изображена ферма с координатами (5 км; 2 км).
Рис. 4.1. Определение местоположения фермы
4. Студентам произвольно раздаются карточки (купчие) с указанием номера фермы и ее координат. Все координаты — целые числа.
5. Каждый фермер располагает суммой 1 млн руб. для строительства молокозавода, однако молокозавод стоит 4 млн руб. Поэтому для постройки молокозавода фермерам необходимо объединяться в товарищества.
6. Поскольку все фермы могут выделить на строительство 11 млн руб., то всего можно образовать два товарищества, т. е. можно построить два молокозавода.
7. В товариществе может быть только четыре члена: производственных мощностей молокозавода не хватает для обработки молока от пяти ферм. В то же время трем фермерам не хватит средств для постройки завода.
8. В товарищество нельзя принимать фермера, ферма которого расположена дальше 5 км до планируемого молокозавода. Если такой фермер все же принят (или, другими словами, неудобное для него местоположение завода утверждено товариществом), он разорится, а вместе с ним разорятся все его товарищи.
9. Товарищество регистрируется только в том случае, если все его члены приходят к единому решению о месте постройки молокозавода. Его координаты должны быть целыми числами.
10. Задача каждого фермера — добиться того, чтобы молокозавод находился от фермы на минимальном расстоянии. Достигнутая в результате этого экономия на транспортных расходах и времени позволит получать дополнительную прибыль.
11. Для регистрации товарищества преподавателю надо сдать:
* список членов товарищества с указанием расстояния от каждой фермы до планируемого молокозавода, а также сами координаты завода;
* карточки (купчие) всех членов товарищества.
12. Расстояние студенты определяют либо с помощью линейки и бумаги в клетку, либо с помощью формулы (см. раздел «Теория»). Предпочтительней первый вариант — он более нагляден и прост.
13. Победит в игре фермер, чья ферма будет расположена на минимальном расстоянии от молокозавода. Он «разбогатеет».
14. Баллы присуждаются по следующим правилам:
* пять баллов. Ферма находятся на минимальном расстоянии от молокозавода;
* четыре балла. Ферма находится на минимальном расстоянии от молокозавода среди членов товарищества (но не среди всех фермеров);
* три балла. Фермер является членом какого-либо товарищества, причем расстояние от его фермы до молокозавода не является минимальным в его товариществе (рядовой член товарищества);
* два балла. Фермеру не удалось стать членом какого-либо товарищества. Его молоко скисло, и он разорился. Таких фермеров не менее трех;
* один балл. Фермер подал заявление о вступлении в товарищество, но расстояние от его фермы до планируемого молокозавода больше 5 км. Он разорился, как и его три несостоявшихся товарища (они получают по 2 балла).
Подготовка игры
1. Установить координаты ферм так, чтобы у фермеров были приблизительно равные возможности. Этого можно добиться, если разместить все фермы на окружности. Приблизительная схема размещения ферм представлена на рис. 4.2.
2. Координаты ферм представлены в табл. 4.1.
Рис. 4.2.Схема расположения ферм
Таблица 4.1.
Координаты молочных ферм
Ферма | X | Y | Ферма | X | Y |
2 | 3 | 8 | |||
7 |
3. Заготовить 11 карточек с номером фермы и ее координатами.
4. Заготовить два бланка заявки на регистрацию товарищества. В бланке предусмотреть место для внесения координат молокозавода, а также начертить таблицу с четырьмя столбцами:
* порядковый номер фермы (от 1 до 4);
* номер фермы на карточке (купчей);
* фамилия студента-фермера;
* расстояние от фермы до молокозавода.
5. Заготовить таблицу (табл. 4.2), с помощью которой преподаватель может быстро проверить указанные в заявках расстояния и выявить победителя. В таблице надо указать: » все точки, в которых теоретически может располагаться завод;
Таблица 4.2