Субъект действия - команда операторов

Психологическое понятие субъекта - это телесность и психика, сознание и бессознательное, свобода, ответственность, потребности. Откуда берется именно такое понятие, на каком основании понятие субъекта строится именно таким образом? Собрав все, что известно о группе людей, которые трудятся вместе, и отделив главное от второстепенного, можно классифицировать эти знания. При решении конкретной задачи необходимо построить модель человека, группы, выделяя небольшое число важных свойств. Одновременно строится модель действия и формулируются предположения о характере связи между ними, об объекте и об окружающем мире. Общий контекст выбранной модели позволяет нам выбрать подходящий термин для обозначения субъектного полюса: человек, личность, субъект, индивид, организм, аппарат по преобразованию информации, наблюдатель, группа, команда и т.д. Каковы границы понятия в каждом случае?

Характеризуя группу как субъект действия, необходимо определить различия и общность восприятия, опыта (знаний и навыков решения задач) и переживаний.

Группа как субъект совместной деятельности: общение и выполнение трудовых функций; воспитание, давление, поощрение. Пространство и множественный (групповой) субъект. Пространство деятельности, пространство восприятия: в нем действуют многие другие, моя команда. Принцип «здесь-теперь-Я»: Я воспринимаю их действующими, вижу их руки и лица, слышу их голоса. Они смотрят на меня оценивающими, одобряющими или осуждающими взглядами, говорят обо мне. Мы должны координировать наши усилия. Наше пространство спланировал конструктор, но мы должны обжить его. Оно должно стать нашим. Нам тесно в нем, мы мешаем друг другу. Либо, наоборот, очень удобно. Возможно, что для одной группы пространства достаточно, а для другой - это же пространство кажется малым. Пространство отношений. Пространством можно выразить отношения - пространственная модель, например социограмма. В этом же смысле говорят о поле отношений. Люди, расположенные строго на одних и тех же рабочих местах, чувствуют тягу в направлении одних людей и отсутствие или негативное напряжение в сторону других. Но нельзя ни придвинуться чуть ближе, ни отодвинуться. Распределение функций в пространстве - обязанности на отдельных местах разные. Во времени - последовательность действий и коммуникаций.

Время множественного (группового) субъекта. Отношения долго не удавалось наладить. Координация долго не получалась. Или координация наладилась быстро, но группа просуществовала недолго.

Сложность контекста групповой деятельности. Пространственная и временная координация действий членов группы. Синхронизация в групповой деятельности: ускорение и замедление движений, ряды внешних событий, сроки, предварительное планирование и речевые команды в ходе исполнения. Антиципация и реакция после стимула.

Группы, различающиеся по жесткости организации и фиксированности форм и направлений коммуникации.

Психосемантика групповой деятельности. Формирование профессионала в группе: навыки выполнения профессиональной деятельности и групповые нормы. Отношение группы к ошибке новичка. Значение оценки и мнения окружающих для профессионального становления. Стремление сохранить авторитет в группе и качество выполнения задачи фиксируются в структурах профессионального опыта.

Имитационные модели деятельности операторских команд

Моделирование деятельности операторских команд. Метод Монте-Карло: зависимость между ошибками и напряжением увеличение скорости выполнения задачи после ошибочных исполнений; слетанность и напряжение; сопоставление испытаний модели с экспериментальными данными; моделируемые процессы.

Наши рекомендации