Тема 7. Человек и труд, мотивы трудовой деятельности
Студент должен
знать:
- основные положения психологической подготовке к трудовой деятельности;
уметь:
- формулировать психологическую подготовку и мотивацию к трудовой деятельности;
иметь представление:
- о формирование отношения к труду.
Формирование отношения к труду – основная задача социальных институтов общества. Психологическая подготовка к трудовой деятельности Мотивация трудовой деятельности. Соотношение ценностей труда и досуга современной молодежи.
Тема 8. Психология профессий
Студент должен
знать:
- основные понятия о профессии;
- классификацию профессий, типы, классы, отделы;
уметь:
- формулировать профессиональные требования к человеку;
иметь представление:
- о способностях и профессиональной пригодности.
Понятие о профессии и специальности. Социально-психологические аспекты профессиональной ориентации, отбора, подготовки и адаптации к трудовой деятельности. Классификация профессий. Типы, классы, отделы и группы профессий. Требования профессии к человеку. Способности и профессиональная пригодность.
Психологические методы профотбора: беседа, интервью, анкетирование, тестирование.
Тематический ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Тема семинарского занятия | Количество часов по учебному плану |
Социальная психология как наука, ее предмет и методы | ||
Типология и социально - психологические характеристики личности | ||
Социализация личности, межличностные отношения | ||
Психология общения, содержание, цели и средства общения | ||
Группа как социально-психологический феномен: виды групп, групповая динамика, лидерство в группе | ||
Природа конфликтов и пути их разрешения | ||
Человек и труд, мотивы трудовой деятельности | ||
Психология профессий | ||
Итого |
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Социальная психология как наука, ее предмет и методы
Семинар 1(2часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Что изучает социальная психология как наука?
2. Охарактеризуйте «материнские» дисциплины социальной психологии.
3. Какие социально-психологические проблемы вышли из философии?
4. Назовите этапы развития социальной психологии как науки.
5. Понятие об экстраверсии, интроверсии. Тест Айзенка.
Литература[2]
Основная
Соснин В.А., Красникова Е.А. « Социальная психология» Учебник.- М. ФОРУМ: ИНФРА – М, 2006 г.- Серия «Профессиональное образование». С.4-32.*
Дополнительная
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001 г.*
Введение в практическую социальную психологию. /М. Наука, 1994 г.
Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. Питер, 2000г.
Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М. Наука, 1999
Будикова Е.А. Социально- психологические проблемы в русской науке. М.: Наука, 1998 г.
Современная психология: Справочное руководство / Отв. ред. В.Н.Дружинин. М.: ИНФРА-М, 1999г. С. 466-484.
Тема 2. Типология и социально-психологические
Характеристики личности
Семинар 2 (2часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Представление о личности в социальной психологии.
2. Комплексный подход к изучению личности.
3. Деятельный подход к изучению личности.
4. Структурно-динамический подход к изучению личности.
5. Системный подход к изучению личности.
6. Выведение формулы темперамента.
Литература
Основная
Соснин В.А., Красникова Е.А. « Социальная психология» Учебник.- М. ФОРУМ: ИНФРА – М, 2006 г.- Серия «Профессиональное образование». С.33-80.*
Дополнительная
Абдульханова К.А. Психология и сознание личности. Избранные психологические труды. Воронеж, 2000г.
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000г.
Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е изд. М.: Просвещение,1995г.
Психология личности в трудах зарубежных психологов: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000г.
Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000г.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб.: Питер, 1998г.
Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1995г. С.63-71.
Тема 3. Социализация личности, межличностные отношения
Семинар 3 (2часа)
Вопросы для обсуждения:
1. В чем сущность социализации личности?
2. Факторы социализации (стихийные, целенаправленные).
3. Особенности современной социализации.
4. стадии развития личности в процессе социализации.
5. Назовите механизмы социализации человека как способы усвоения социального опыта.
6. Выделите основные институты социализации.
7. Диагностика социально-психологической компетентности (КСК).
Литература
Основная
Соснин В.А., Красникова Е.А. « Социальная психология» Учебник.- М. ФОРУМ: ИНФРА – М, 2006 г.- Серия «Профессиональное образование». С.82-101.*
Дополнительная
Абдульханова К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука,1990г.
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000г.
Крысько В.Г. Социальная психология: Словарь-справочник. М.:АСТ, 2001г.
Психология личности в трудах зарубежных психологов: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000г.
Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000г.
Социальная психология: Учебное пособие / Отв. ред. А.Л.Журавлев. М. ПЕР СЭ, 2002г.
Тема 4. Психология общения, содержание, цели и средства общения
Семинар 4 (2часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Общение в психологической науке, теоретические подходы к исследованию в социальной психологии.
2. Общение. Типы методов общения. Техника общения.
3. Навыки ведения диалога. Приемы ухода от конфронтации.
4. Исследование коммуникативно-характерологических тенденций.
Литература
Основная
Соснин В.А., Красникова Е.А. « Социальная психология» Учебник.- М. ФОРУМ: ИНФРА –М, 2006 г.- Серия «Профессиональное образование». С.103-173.*
Дополнительная
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000г.
Крысько В.Г. Социальная психология: Словарь-справочник. М.:АСТ, 2001г.
Аргайл М. Психология счастья. М., 1990г.
Балл Г.А., Бургин М.С. Анализ психологического воздействия и его педагогического значение // Вопросы психологии. №4 С. 56-66.
Дерябо С.В., Ясвин В.Г. Гроссмейстер общения. М. ,1996г.
Джерелиевская М.А. Установки коммуникативного поведения. М., 2001г.
Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. М. 2000г.
Мицич П. Аргументация: цели, условия, приемы.//Психология влияния. СПб., 2000г. С. 367-396.
Тема 5. Группа как социально-психологический феномен: