Тема 7. Человек и труд, мотивы трудовой деятельности

Студент должен

знать:

- основные положения психологической подготовке к трудовой деятельности;

уметь:

- формулировать психологическую подготовку и мотивацию к трудовой деятельности;

иметь представление:

- о формирование отношения к труду.

Формирование отношения к труду – основная задача социальных институтов общества. Психологическая подготовка к трудовой деятельности Мотивация трудовой деятельности. Соотношение ценностей труда и досуга современной молодежи.

Тема 8. Психология профессий

Студент должен

знать:

- основные понятия о профессии;

- классификацию профессий, типы, классы, отделы;

уметь:

- формулировать профессиональные требования к человеку;

иметь представление:

- о способностях и профессиональной пригодности.

Понятие о профессии и специальности. Социально-психологические аспекты профессиональной ориентации, отбора, подготовки и адаптации к трудовой деятельности. Классификация профессий. Типы, классы, отделы и группы профессий. Требования профессии к человеку. Способности и профессиональная пригодность.

Психологические методы профотбора: беседа, интервью, анкетирование, тестирование.

Тематический ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

№ п/п Тема семинарского занятия Количество часов по учебному плану
Социальная психология как наука, ее предмет и методы
Типология и социально - психологические характеристики личности
Социализация личности, межличностные отношения
Психология общения, содержание, цели и средства общения
Группа как социально-психологический феномен: виды групп, групповая динамика, лидерство в группе
Природа конфликтов и пути их разрешения
Человек и труд, мотивы трудовой деятельности
Психология профессий
Итого

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Социальная психология как наука, ее предмет и методы

Семинар 1(2часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Что изучает социальная психология как наука?

2. Охарактеризуйте «материнские» дисциплины социальной психологии.

3. Какие социально-психологические проблемы вышли из философии?

4. Назовите этапы развития социальной психологии как науки.

5. Понятие об экстраверсии, интроверсии. Тест Айзенка.

Литература[2]

Основная

Соснин В.А., Красникова Е.А. « Социальная психология» Учебник.- М. ФОРУМ: ИНФРА – М, 2006 г.- Серия «Профессиональное образование». С.4-32.*

Дополнительная

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001 г.*

Введение в практическую социальную психологию. /М. Наука, 1994 г.

Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. Питер, 2000г.

Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М. Наука, 1999

Будикова Е.А. Социально- психологические проблемы в русской науке. М.: Наука, 1998 г.

Современная психология: Справочное руководство / Отв. ред. В.Н.Дружинин. М.: ИНФРА-М, 1999г. С. 466-484.

Тема 2. Типология и социально-психологические

Характеристики личности

Семинар 2 (2часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Представление о личности в социальной психологии.

2. Комплексный подход к изучению личности.

3. Деятельный подход к изучению личности.

4. Структурно-динамический подход к изучению личности.

5. Системный подход к изучению личности.

6. Выведение формулы темперамента.

Литература

Основная

Соснин В.А., Красникова Е.А. « Социальная психология» Учебник.- М. ФОРУМ: ИНФРА – М, 2006 г.- Серия «Профессиональное образование». С.33-80.*

Дополнительная

Абдульханова К.А. Психология и сознание личности. Избранные психологические труды. Воронеж, 2000г.

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000г.

Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е изд. М.: Просвещение,1995г.

Психология личности в трудах зарубежных психологов: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000г.

Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000г.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб.: Питер, 1998г.

Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1995г. С.63-71.

Тема 3. Социализация личности, межличностные отношения

Семинар 3 (2часа)

Вопросы для обсуждения:

1. В чем сущность социализации личности?

2. Факторы социализации (стихийные, целенаправленные).

3. Особенности современной социализации.

4. стадии развития личности в процессе социализации.

5. Назовите механизмы социализации человека как способы усвоения социального опыта.

6. Выделите основные институты социализации.

7. Диагностика социально-психологической компетентности (КСК).

Литература

Основная

Соснин В.А., Красникова Е.А. « Социальная психология» Учебник.- М. ФОРУМ: ИНФРА – М, 2006 г.- Серия «Профессиональное образование». С.82-101.*

Дополнительная

Абдульханова К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука,1990г.

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000г.

Крысько В.Г. Социальная психология: Словарь-справочник. М.:АСТ, 2001г.

Психология личности в трудах зарубежных психологов: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000г.

Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000г.

Социальная психология: Учебное пособие / Отв. ред. А.Л.Журавлев. М. ПЕР СЭ, 2002г.

Тема 4. Психология общения, содержание, цели и средства общения

Семинар 4 (2часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Общение в психологической науке, теоретические подходы к исследованию в социальной психологии.

2. Общение. Типы методов общения. Техника общения.

3. Навыки ведения диалога. Приемы ухода от конфронтации.

4. Исследование коммуникативно-характерологических тенденций.

Литература

Основная

Соснин В.А., Красникова Е.А. « Социальная психология» Учебник.- М. ФОРУМ: ИНФРА –М, 2006 г.- Серия «Профессиональное образование». С.103-173.*

Дополнительная

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000г.

Крысько В.Г. Социальная психология: Словарь-справочник. М.:АСТ, 2001г.

Аргайл М. Психология счастья. М., 1990г.

Балл Г.А., Бургин М.С. Анализ психологического воздействия и его педагогического значение // Вопросы психологии. №4 С. 56-66.

Дерябо С.В., Ясвин В.Г. Гроссмейстер общения. М. ,1996г.

Джерелиевская М.А. Установки коммуникативного поведения. М., 2001г.

Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. М. 2000г.

Мицич П. Аргументация: цели, условия, приемы.//Психология влияния. СПб., 2000г. С. 367-396.

Тема 5. Группа как социально-психологический феномен:

Наши рекомендации