Модальности высших архетипов 3 страница
П.: Ну, нельзя же так сразу... быка за рога... А он упирается!.. Не идет... Сначала нужно понять главное... основное... Зачем я сюда пришел?.. Почему я сюда пришел?.. Открыть вам тайну? Подойдите поближе, наклонитесь. (тихо) Дело в том, что с самого раннего детства... я очень люблю поесть! Всю свою юность я провел... в мечтах о сладком.
О.: Есть мороженое: пломбир, сливочное, с шоколадом, ликером, ванилью.
П.: Об этом можно подумать... Нужно все тщательно взвесить...
О.: Порция 100 грамм, большая — 150.
П.: ... и лишь после этого принимать решение... в контексте жизни в целом...
О.: Из горячего: цыпленок табака с жареным картофелем и судак под польским соусом.
П.: Я вижу, вы меня понимаете... И это главное!.. А теперь подумайте, как сделать так... чтобы моя потребность в еде органично вплеталась... в мою судьбу, в мои мечты... и фантазии?
О.: На десерт: кофе и торт «Сказка» (принимает заказ и уходит).
А теперь, в порядке обсуждения, несколько вопросов к вам. У нас было два героя: посетитель и официантка. В какой модальности выступал посетитель? В буддхиальной с выходами на атманическую. А официантка? В каузальной. Правильно. Причем, заметьте, тут могла выйти полная некомплементарность. Реально, я думаю, голова у нее несколько кружилась от происходящего, но она, пользуясь своей каузальной муштрой, правильно настроилась на клиента и точно определила, что ему нужно, что он в конце концов и признал, хотя ему очень не хотелось опускаться на прозу каузального плана. Но если бы она была чуть-чуть менее дрессирована, она бы впала в совершенно невменяемое состояние, и попыталась бы его выгнать, или позвала бы директора. Конечно же, в принципе, неадекватно и некомплементарно ведет себя посетитель, хотя и по-своему раскрепощенно. Но все же нельзя настолько буддхиально вести себя в кафе. Правильно?
И дело не только в буддхиальной модальности. Посетитель употреблял исключительно и только глобальную модальность. Поэтому официантке пришлось так или иначе переводить ее в локальную, на свой страх и риск, заметьте. Что именно она должна принести, официантке не совсем ясно. Но посетитель уже настроен должным образом. Он сказал: «Вы меня понимаете». И это главное.
Как вы считаете, удалось нам в этой сценке проиллюстрировать каузальную модальность? Кажется, вам было интересно, то есть сюжет, который мы воспроизвели, вас увлек. Вы смотрели и слушали внимательно, будучи вовлечены в этот сюжет, и не думали, например, о своих текущих проблемах. Или думали? Не думали. И это — верный признак того, что каузальный поток включен. В каузальном потоке время как бы останавливается. Вы вовлечены в действие, и время перестает существовать. Вы входите в своего рода гипнотическое состояние. Часы летят как минуты. Любовь, особенно острая влюбленность — это часто тоже очень резкое усиление буддхиального и каузального планов.
Ментальная модальность.Здесь активно то, что мы называем словом «ум». Это в первую очередь логика: «Если — то», «или — или», «альтернатива», «следовательно», «поскольку», «по причине» — все эти выражения сразу дают отчетливую акцентуацию ментального плана. Любая логика, даже если вы фактически не логичны, а просто употребляете эти логические связки, — сразу подразумевает ментальную модальность и фиксирует ситуацию на ментальном плане. То же делает любое обсуждение законов, причин и следствий. Когда вы говорите, что данное обстоятельство является следствием такого-то закона — вы уже в ментальной модальности. Любое осмысление, любая интерпретация, любой перевод на стандартный символический язык — это все ясные признаки, указывающие на активность ментального плана.
Если человек говорит: «Я взволнован!» — на каком плане он находится? На астральном или на ментальном? Вы говорите, на астральном? Неправильно. Это характеристика состояния человека, то есть мы можем сказать, что это иньская модальность, но это в первую очередь оценка. В самом слове «волноваться» никакого волнения нет. Это ментальное описание человеком своего состояния. Если человек взволнован, он скажет: «Ааааа-х!» А если он говорит: «Я взволнован!» — можете не сомневаться, что в этот момент у него точка сборки находится на ментальном плане.
Аналогично, если человек говорит: «Я очень увлечен!» — это не значит, что он в каузальном потоке. Это значит, что он — на секундочку, по крайней мере — из него вышел и осмысливает свое состояние. Когда человек реально увлечен, он совершенно неконтактен и в каком-то смысле невменяем. Все родители сталкиваются с такой ситуацией. Детский праздник. Ребенок раскручивается, он уже не держит энергетики общего шума и вихря увеселений, он уже нехорошо кричит, уже вот-вот начнется истерика, и родители, чувствуя это, его окликают и говорят: «Не делай того-то!» Однако на каузальном плане логического отрицания не существует. Для того, чтобы воспринять частицу «не», нужно в своем состоянии сознания предварительно перейти на ментальный план, поскольку отрицание это ментальная процедура. На каузальном плане вы можете схватить ребенка, вытащить его из толпы других детей, развернуть к себе лицом и сказать: «Послушай!» Вот тогда вы его, может быть, опустите с каузального плана на ментальный. Но любой опытный родитель прекрасно знает, что когда у ребенка точка сборки на каузальном теле, когда он чем-то увлечен, например, очень сосредоточенно что-то делает, его из этого состояния чисто ментальными призывами не так легко вывести. Это уж очень дрессированным должен быть ребенок, с хорошо проработанным каналом Козерога, ведущим из ментального тела в каузальное. Однако Козерог прорабатывается у большинства людей не в детстве, а значительно позже.
Как можно использовать этот момент сознательно? Например, начинается неприятный для вас разговор. К вам подходит ваш знакомый и, сильно волнуясь, говорит такую фразу: «Ты — самовлюбленный индюк!» Неприятно, да? И одновременно он дает вам сильный астральный посыл, то есть он транслирует вам образ с сильной эмоциональной окраской. Это некая бомба, она сейчас внутри вас взорвется, и если вы что-то немедленно не сделаете, вы действительно почувствуете себя индюком, и вам станет нехорошо. Что вы можете сделать? Вы можете взять коротенькую паузу и спросить: «Ты сейчас говоришь о моей жизненной позиции, конкретном поведении или внешнем облике?» Это ментальный удар прямой наводкой. И если партнер находится в эмоциональном состоянии, он не сможет ответить на этот вопрос. Чтобы просто понять ваши слова, нужно глубоко опуститься на ментальный план. Скорее всего, он надолго впадет в транс, во время которого вы можете пересмотреть ваши с ним отношения в течение последнего времени, — а когда он выйдет из транса, то, сильно убавив тон, может быть, и скажет: «Я все имею в виду!» — но он уже выпал из ситуации, на которую рассчитывал: он хотел вас опустить на астральный план, а вы удержались на ментальном. А если бы ваша точка сборки опустилась на астральный план — вот тут бы вы получили этого самого индюка по полной программе и потом бы месяц от него приходили в себя. Но вы удержали ментальный план, то есть вы не обозлились, не ругнулись в ответ, а вместо этого спокойно так уточнили. И это уточнение, невинное по форме — абсолютная гибель для любого эмоционального наскока. Притом вы человека не обидели, вы совершенно спокойно и как бы по существу ему ответили, но ответили на самом деле совершенно некомплементарно. Когда идет мощный астральный удар, то по логике человеческих взаимоотношений, вы должны ответить на астральном же плане — или слететь вниз на эфирный (например, задрожать всем телом). А если вы отвечаете в ментальной модальности, то это совершенно некомплементарный ответ, и ваш антагонизм с партнером должен прекратиться или обрести качественно новые формы. Вы с ним сражаетесь на мечах модальностей, а не на уровне обычного, так сказать, горизонтального боя.
Переход на метауровень всегда обозначает ментальную модальность, так же, как и использование специальных терминов. Особенно этим грешат все люди науки, и многие психологи-теоретики, использующие специальную терминологию к месту и не к месту. Вот типичный пример. У меня есть знакомый, талантливый астролог. Он один раз ко мне пришел и стал говорить: «Ты знаешь, у моей жены большие неприятности». Я говорю: «Что случилось?» «Ты понимаешь, транзитный Плутон идет квадратом к ее Марсу и одновременно Юпитер встал в оппозицию к Луне и...» Я говорю: «Ну, а что случилось?» Он говорит: «Ну, как же ты не понимаешь, транзитный Плутон...» Он решил, что я его медленно воспринимаю, что я забыл ее карту. Я говорю: «Нет, а по существу что происходит?» «Ну, в больницу она попала, с работы ее выгоняют — это не так не важно, но ты понимаешь, Плутон!..» Вот это — ментальный план: переход на символический язык и апеллирование к абстрактным понятиям, как в известном анекдоте. Летит программист на самолете, командир объявляет: «Наш самолет терпит катастрофу, пристегните ремни, приготовьтесь к посадке в бушующий океан». Программист говорит проходящей мимо стюардессе: «А не проще ли перезапустить программу?»
Ментальная модальность — это рационализации, объяснения, интерпретации. Это может быть чрезвычайно эффективно, это может быть необыкновенно успокаивающе, а может быть очень жестоко — в зависимости от обстоятельств.
Ментальный план — это не только формальные языки, это еще и образы. Самые разнообразные образы, которые приходят к нам в голову — это тоже, так сказать, продукция ментального тела. «Это напоминает мне...» — дальше вы говорите, что это вам напоминает. «У меня есть ассоциация на эту тему», — это тоже продукт ментальной работы. Если вы слышите логические термины, то это тоже признаки включения ментального плана. «А я на это вам скажу...» — выражение «на это» — четко дает понять, что ваша точка сборки находится на ментальном плане. Человек в эмоциональном состоянии говорит по-другому: «Что вы мне на это возразите?» — «На это я тебе возражу: мерзавец ты!» Точка сборки во второй части реплики (выделенной курсивом) опустилась на астральный план, и дальше взаимодействие идет совсем по-другому.
Устойчиво выдерживаемая человеком ментальная модальность производит впечатление сильного гипноза и самогипноза. Есть доля истины в том, что рассудочные люди спокойнее: для того, чтобы успешно оперировать сложными ментальными конструкциями, надо находиться в относительно спокойном состоянии. И люди с сильным ментальным телом успешно успокаивают себя рационализациями. Однако они же совершенно беззащитны против ментального невроза, который возникает у них, когда их мысли начинают крутиться в определенной последовательности, образуя замкнутый круг, выбраться из которого они не могут, а перейти на метауровень тоже не получается, потому что абстракции следующего порядка совсем уже ничего не говорят по сути дела, и получается опустошительное для внутреннего пространства повторение одного и того же незавершаемого сюжета. Вследствие гипертрофии ментального тела нередко получается ментальный невроз, то есть в ментальном теле заводится паразит. Как с ним бороться? Во всяком случае, лучше не чисто ментальными методами. Если вам встретится на жизненном пути человек с мощной логикой, которая перережет пополам вашу собственную, то он и ментальное тело вам раскроит. А это, я вам скажу, удовольствие не из первых.
К ментальной модальности относится употребление слов как символов, не обязательно логических, может быть, просто абстрактных, например: «инцидент», «преамбула» — это такие абстрактные понятия, за которыми самими по себе, то есть без существенного уточнения, как бы ничего не стоит. Так пишутся научные статьи, где каждое слово имеет точно тот чисто ментальный смысл, который в соответствующей науке употребляется. Чем отличается от науки художественная проза? Там есть не только смысл, но еще и каузальная энергетика, то есть события. Вы читаете — и текст вас захватывает. Когда меня спрашивают, какое у меня основное занятие, и мне не хочется говорить, что я писатель, я говорю, что провожу сеансы массового гипноза. Потому что каждая книга, которую читатель читает так, что она его увлекает, так, что она становится для него событием хотя бы на время чтения — такая книга является для него гипнотическим инструментом, а не просто собранием слов и идей, которые чисто ментально что-то означают.
Для ментальной модальности обычно характерна однозначность понимания, точное дифференцирование значений. «В каком смысле вы употребили это слово? У этого слова есть три основных значения: такое, такое и такое». Это не просто реплика, обратите внимание, она мощно стягивает точку сборки на ментальный план. Если человек до того находился на каузальном плане, был в своем потоке, он скорее всего не думал о значении этого слова, и не помнил, что у него есть еще два значения, и, напомнив ему об этом, вы переводите его в ментальную модальность и сильно нарушаете его экзистенциальный поток (проще говоря — грубо сбиваете его состояние).
Частые жалобы мужчин и женщин в неудачных парных союзах состоят в том, что партнеру надо все объяснять словами. И не просто словами — ему надо объяснять, в каком смысле вы употребили данное слово. Это все, это — конец отношений. В семье, в личных отношениях надо сразу точно ловить значение употребленных партнером слов, уточняя их лишь в самых крайних случаях. Правда, при этом вы рискуете, что неправильно поймете партнера, и тогда приходится спускаться с каузального плана на ментальный и долго разбираться. Иногда последнее конструктивно, но если оно происходит постоянно, значит у вас или у партнера есть внутреннее сопротивление к нормальному межличностному общению, вследствие чего и происходит (чаще всего непреднамеренное) взаимное введение в заблуждение.
И еще несколько слов по поводу логики. Логика бывает личная и безличная. Я могу говорить: «Я понимаю так, по моей логике получается так». В этом нет ничего плохого, потому что по формальной логике, которая является фундаментом математики, не рассуждает никто. Мышление так или иначе всегда тенденциозно. Тенденциозны интерпретации, образы, ассоциации, логика — все они небезупречны, все не объективны. Поэтому если вы говорите, что ваша логика подсказывает вам следующее, то это нормально. А если вы говорите: «Объективно ты не прав, потому, потому, и потому», — то вы даете аргументацию, которая по сути, конечно же, тенденциозная и личная, но производит впечатление объективной, то есть вы подразумеваете, что партнер не прав с точки зрения Мирового Разума. Не больше и не меньше.
Для очень многих людей это распространенный способ говорить, и хотя сам человек об этом не думает, подсознанием партнера его слова воспринимаются именно так: пришел Мировой Разум, вселился в моего друга и теперь молотом меня по голове бьет. Борьба против этого обычно очень эмоциональна. Например, женщина говорит своему мужу: «С тобой невозможно иметь дело, ты всегда прав. Я когда тебя слушаю, мне хочется одного — удавиться». Перевести эту фразу в логическую конструкцию означает примерно следующее: позвонить мэру города и попросить, чтобы он закрыл все магазины москательных товаров (где продаются мыло и веревки). Поэтому когда человек ментального плана сталкивается с откровенно астральной реакцией, ему нехорошо. Он ее обязательно внутри себя уродует, неуклюже переводя на ментальныйязык. Как именно уродует, как именно он делает рационализацию эмоционально поданной ситуации, это вопрос его личного выбора, каждый делает это по-своему. Но постоянная привязанность точки сборки к ментальному плану фактически означает очень большую неадекватность человека, игнорирование им как более низких, так и более высоких тел.
Астральная модальность.Мы переходим к обсуждению астральной модальности. Она противоположна, насколько это возможно, модальности ментальной. Я могу привести пример из личной практики. Ко мне как-то на встрече с читателями подошла молодая женщина и сказала такие слова: «Я сейчас читаю вашу книгу «Тонкие тела». Мне так нравится! Там у вас такая логика — ух!» Как вы думаете, в какой модальности находилась читательница? В астральной, совершенно верно. Хотя семантически то, что было произнесено, казалось бы, чисто ментально, оценочно, и речь идет о логике. Но тут надо следить за состоянием человека. «Я переживаю», — находясь в эмоциональном состоянии, человек так не скажет. Это видно. Видно, что он переживает. Эмоция как таковая в момент ее переживания человеком практически не осознается. Это, если хотите, предмысль, то есть нечто, предшествующее мысли. Или это мономысль, чем-то напоминающая моноидею атманического плана. Мономысль, то есть некоторая абстрактная мысль, которая держится на эмоциональной подушке и чуть-чуть ее направляет. Мы говорим: эмоция гнева, эмоция радости, раздражения, умиления, ненависти, любви, ревности, удивления, скуки. Однако эти слова, когда речь идет об эмоциональном плане, обычно не расшифровываются. Астральная модальность означает, что они идут как общее обозначение направления эмоциональной волны. Астральное состояние человека есть переживание эмоции, а не ее осмысление, не ее оформление в более или менее удачных словах или действиях.
Приятие — неприятие. Это два принципиально разных эмоциональных состояния. Я подчеркиваю, не ментальных состояния, а эмоциональных — хотя ментальная открытость или закрытость также существенно влияют на процесс общения, но для человеческих отношений гораздо важнее эмоциональное приятие или эмоциональная открытость к другому человеку. Эмоциональному приятию обычно сопутствует эмоции сострадания, сочувствия, сопереживания. А эмоциональному неприятию сопутствуют равнодушие, безразличие, состояние, когда человек ставит стенку перед партнером.
Что характерно для эмоций? Они тормозят мысли. Когда человек одержим эмоцией, в его сознании остается лишь одна, в лучшем случае, мономысль, или вообще ничего. Когда он находится в сильной ярости, он даже не соображает, что он в ярости. Это состояние его переполняет, и он его переживает. Эмоции тормозят мысли, но в то же время они их в каком-то смысле поддерживают. Это своего рода первичный огонь, который служит основой для любого рассуждения, и если у мыслей человека нет эмоциональной поддержки, то они воспринимаются окружающими как плоские, выхолощенные, неинтересные, они никого не зажгут.
Итак, с одной стороны, эмоция дает некоторое, я бы сказал, поглупление. От счастья люди глупеют. От ревности обычно тоже. Когда человек ревнует, он абсолютно не воспринимает логику, ему просто плохо — и все тут. У него было что-то было интимно-свое, а его отбирают. Какая тут к черту логика! С другой стороны, над эмоцией образуется некоторая интегральная мономысль, которая как бы ее направляет. Я люблю! Ликую! Агрессирую! Вот пример, анекдот. Разговаривают два украинца.
— Грицько, ты чуял, як москали пыво кличут?
— Як?
— Пиво!
— Як, як?
— Пиво!
— Поубывав бы!
Вот это «поубывав бы» — символ эмоции агрессии. Герой анекдота совершенно не имеет в виду, что он реально взял и стал бы убивать «москалей» на физическом плане. Совсем нет. Его слова — не более, чем символ его эмоционального состояния.
Что характерно для эмоции? Невербальное переживание, когда видно, что с человеком что-то происходит, плюс восклицание — реплика в два-три слова плюс энергичная мимика. Реплика короткая, причем не очень осмысленная, но вот несущая определенную мономысль. Примеры: Ух! Ах! Ой! Уф! Ура! Ой, больше не могу!
Если вы слушаете другого человека, слушаете, а потом вас переполняет эмоция отрицания, вы блокируете всякое взаимодействие и говорите: «Ой! Больше не могу!» Эта реплика звучит в отчетливой астральной модальности. Вы не мотивируете, не объясняете, что не можете потому, потому и потому. Вы просто не можете — и все!
Эмоция часто выступает как индикатор качества общения. Была в диалоге эмоциональная наполненность, и вдруг, раз — и как будто весь воздух вышел. Нет запроса. Я продолжаю разговаривать с человеком, но эмоциональное напряжение, которое было в разговоре (астральная поддержка), куда-то исчезло — или я что-нибудь ляпнул, сам того не заметив, или произошло что-то еще, но интереса у собеседника уже нет. Значит, что-то надо менять, что-то надо делать. Если вы обратили внимание на этот эмоциональный момент, вы можете своевременно сделать выводы. Если же вы поглощены, например, ментальным планом: о чем-то рассуждаете, что-то объясняете, и не чувствуете, что астрального наполнения, эмпатического взаимопонимания уже нет, — значит, вы потеряли партнера. А он потерял вас.
Разочарование, неудобство, неудовлетворенность, общее ощущение некомплементарности: что-то не стыкуется, что-то не так, — все это чисто эмоциональные переживания, так же, как ощущения, что получилось некрасиво, неуютно, некомфортно. Все это не мысли, а эмоциональные ощущения, которые по существу являются тонкими индикаторами, дающими возможность ориентироваться в очень сложных межличностных ситуациях и вовремя на них реагировать.
Часто первое ощущение, что что-то происходит не так, идет не с каузального плана, а именно с астрального. Однако когда точка сборки внезапно туда опускается, то многие люди это обстоятельство не фиксируют и пытаются его проигнорировать, даже если это для них очень острое и отчетливое ощущение. Например, вы разговаривали о чем-то, были увлечены, звучали свои и чужие интересные мысли, и вдруг что-то произошло. Непонятно, что, в словах этого сразу не выразишь, но вы чувствуете какой-то провал. Вам плохо. У вас куда-то вышел астральный воздух и вам неуютно. Вам, можно сказать, некомплементарно. Разные люди по-разному реагируют на такие обстоятельства, но единственное, чего нельзя делать — нельзя их игнорировать. Надо что-то сделать, надо понять, среагировать. Это очень острый сигнал.
Любое действие, то есть каузальное поведение, а тем более буддхиальная программа, обязательно несут в своей основе эмоцию. В обычной жизни тонкие планы мигают как на светофоре: то одна лампочка зажжется, то другая. И в тот момент, когда вы ведете свою программу, а ваше состояние опускается на астральный план, обратите внимание, какая идет эмоция. Когда люди спрашивают, как познать себя, как себя понять, то ответ один. Единственный честный индикатор — это ваше эмоциональное состояние. Конечно, человек может заблуждаться на всех планах, можно себя обманывать и на эмоциональном плане тоже, но это труднее всего, это наиболее четкий индикатор.
Обычно эмоция описывается единственным словом, но оно поддержано очень мощной энергетической (астральной) волной. Забрать себе, вырвать с корнем, разнести в клочья, разрушить, обнять, поцеловать, окружить заботой, ассимилировать в себе, убежать, спастись, создать… Подумайте обо всех этих словах как об индикаторах эмоциональных состояний, а не как об абстрактных символах ментального плана. Тогда вы начнете лучше понимать других людей. Конечно, человек может употреблять слова, находясь на любом плане, то есть точка сборки при этом у него может быть на любом плане. Например, слово «убежать» может звучать на буддхиальном плане, как программа: «Я всеми силами стараюсь избегать этически неприятных для меня ситуаций». А для другого человека за словом «избегать» может стоять вполне конкретное содержание, в частности, конкретное каузальное избегание, и, возможно, ментальное тоже. Но если он говорит об «избегании» на эмоциональном плане, это значит, что его уже «достали», что он уже переполнен негативным отношением, и всей душой, что называется, рвется прочь: «Я всей душой избегаю этого общества!»
Астральная эмпатия. Эмпатия, то есть эмоциональное сопереживание, для неопытного наблюдателя часто совершенно незаметна. Разговариваете вы с человеком о его делах, то да се, вроде бы на ментальном плане находитесь: рационально ему что-то советуете, обсуждаете варианты поведения, интерпретируете. И вдруг вы чувствуете: жить не хочется, вам плохо, у вас ощущение, что к вам прикрепили тяжелый чугунный якорь и вы идете на дно, причем это состояние не ваше. Значит, вы незаметно для себя эмпатически поймали его состояние и теперь вынуждены его переживать внутри себя. Характерный признак астрального включения, то есть спуска точки сборки на астральный план — это состояние, о котором говорят, что человек «завелся». Например, у вас идет какой-то разговор, который вы хотите провести аккуратно, четко, разговор деловой, каузальный, может быть, даже буддхиальный; вы хотите, чтобы все точки зрения были по возможности объективно согласованы, и вы говорите, убеждаете, а потом что-то вас задевает за живое, и вы, что называется, заводитесь: начинаете злиться, теряете контроль за своим поведением. Это значит, что произошел астральный провал. Что в этой ситуации делать? Во всяком случае, не продолжать обсуждение на повышенных тонах. Это очень грубая ошибка. В принципе надо как-то успокоиться, например, вдохнуть поглубже, а потом выдохнуть всю эту ситуацию в свое внутреннее «я». Оно вам выдаст квант спокойствия и внутренней поддержки. Если же вы, находясь во взведенном состоянии, обсуждаете тонкие программы, то вы отравляете свои высшие тела низшими вибрациями астрального плана, и последствия будут очень тяжелыми.
Речь в астральной модальности обычно лапидарная: одно — два слова, сказанные с очень большой экспрессией и никакого разворачивания темы, а вместо того — напряженная пауза. Длинная речь в астральной модальности, как правило, сбивчивая, нелогичная. Это чаще всего эмоциональные всплески, сгустки мировоззрения, эмоциональные оценки. О примерах подумайте сами.
Телесное поведение. Для астральной модальности характерны частое дыхание, сверкание глазами, выразительные жесты, метания в пространстве.
И теперь у нас остались еще две модальности тонких планов: эфирная и физическая. Они относятся, казалось бы, к совсем плотным материям: эфирная модальность связана с тем, что называется биоэнергетикой, это то, как нам дано ощущение своего тела и внешнего пространства, а физическая модальность представляет тело как таковое, как объект плотной среды. Однако в психологии эти модальности играют большую роль — по той простой причине, что они являются фундаментом всего здания нашего оккультного организма, то есть целостного набора из семи тонких тел, и на них завязаны абсолютно все наши психические процессы. Соответственно, и в жизни соответствующие модальности чрезвычайно важны, хотя в нашей культуре они в большой степени презираются и отвергаются. Однако признать всю их важность — это значит в очень большой степени перевернуть имеющуюся культуру, которая ставит ментальное тело на место атманического, а низшие три старается вовсе проигнорировать. Но я надеюсь, что в будущем возобладает более здравая точка зрения, которую я в своих работах и пытаюсь отстаивать и развивать.
Эфирная модальность.Эту модальность еще называют кинестетической. Это переживание, ощущение тела глубинного или общего порядка. Вот мы гладим маленького ребенка, он такой шелковый на ощупь, такой мягкий, с таким хорошим упругим жирком, шелковой кожей и мы говорим: «Какой ты сладкий!» В эфирной модальности идет переживание тела после бани, физическая лень, когда невозможно подняться с места, расслабление физического плана, кайф, который мы испытываем после хорошей еды и в объятьях любимого человека, который нас гладит и трогает, и нам это очень приятно и мы ощущаем глубокие телесные переживания, которые, как правило, не локальны, а, так сказать, растекаются по телу в целом. Физическое тело всегда как-то локализуется, а эфирные ощущения — более интегральны.
Отрицательные эфирные переживания нередко связаны с утерей человеком своей «физической» целостности: тогда он говорит, что весь «разобран», что у него все тело расползается на части, голова раскалывается, и тому подобное.
К эфирной модальности относятся еда, пищеварение и секс как переживания человека. Обратите внимание: есть эфирный взгляд на эти процессы, а есть физический. Физический — это еда как таковая. Вот, например, салатик — из чего он состоит, какие у него компоненты, как его резали, и прочее. Эфирный взгляд на еду — это то, что я чувствую, когда ее пережевываю, перевариваю. Есть люди, которые очень к этому чувствительны. Точно так же они обычно чувствительны к своему состоянию, например, во время бега, во время физической нагрузки, во время сна и т. д. Эти виды чувствительности соответствуют положению точки сборки на эфирном плане. Сюда же относятся переживание плотности тела, упругости тела и окружающей среды. Иногда я употребляю выражение «полная психическая упругость». Это эффект, когда человеку что-то говоришь, как-то на него воздействуешь, а потом несколько позже с ним встречаешься и выясняется, что коэффициент полезного действия равен нулю. Какой он был, точно такой и остался. Я думаю, у всех у вас есть знакомые такого рода, «хоть кол на голове теши» называются. Это психическая упругость. А само понятие упругости происходит из эфирного плана, и именно к нему относится.
Какие слова характерны для эфирной модальности? Гладкий, нежный, вкусный, плотный, упругий, пушистый, мокрый, шершавый — какой еще? Какие еще слова употребляются в эфирном значении? Подумайте дома. Я когда-то переводил нейролингвистическое программирование на русский язык: взял фразеологический словарь и выписывал оттуда выражения, соответствующие кинестетической модальности. У меня получились два больших листа кинестетических фразеологизмов (часть 4, лекция 6). И этим надо владеть, если вы хотите взаимодействовать с клиентом, у которого все основные переживания находятся в кинестетической модальности.
Акцентуация тела. Когда входит человек кинестетической акцентуации, у которого точка сборки находится на эфирном теле, это видно не только и не столько по его словоупотреблению, это видно по его движению в пространстве. Вот он усаживается в кресло, он в него садится, и у вас возникает полное впечатление, что они сливаются, и образуется одно такое существо: креслочеловек. Или, например, иногда я лежу на диване, и мне необыкновенно трудно с него встать. И не потому, что я ленив, а потому, что я чувствую, что диван просто в полном восторге от соприкосновения со мной. И из него вытягиваются мягкие диванные лапы, которые меня со всех сторон обхватывают, и он ими меня к себе прижимает. И если я встану резко, он просто обидится, это будет грубо с моей стороны. Это кинестетическое переживание.