Предмет:виды и причины конфликтов у детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П.Ершова»
Кафедра педагогики и методики дошкольного воспитания
Виды и причины конфликтов детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада
Курсовая работа
ИСПОЛНИТЕЛЬ:
студентка 2 курса
очного отделения, 592 группы
педагогического факультета
(дошкольного отделения)
М.Н.Андреева
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
Н.В.Твердохлебова
ИШИМ 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Подходы к проблеме конфликтов у детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада в отечественной и зарубежной литературе.
1.1. Подходы к определению «конфликт» в отечественной и зарубежной литературе………………………………………………………………….9
1.2. Особенности проявления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………12
1.3. Виды и причины конфликтов у детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада………………………………………………………………………...25
Глава II. Проект экспериментального исследования видов и причин конфликтов у детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада.
2.1. Способы диагностики видов и причин конфликтов у детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада …………………………………………………………………………………….33
2.2. Рекомендации по разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада ……………………………….38
Заключение………………………………………………………………………45
Библиография…………………………………………………………………….47
Приложение
Введение
Нарастание негативных тенденций, изменение ценностей жизнедеятельности привели к тому, что проблема конфликтов в настоящее время имеет огромный интерес, в том числе и в образовательной среде. Конфликт является одной из универсальных характеристик мира и основной движущей силой его развития. Это один из наиболее противоречивых феноменов и основных механизмов всех изменений и преобразований.
Изучение проблемы конфликта в социологии, психологии, социальной психологии и других отраслях научного знания имеет давние традиции. Ее изучению посвящаются исследования в политических, исторических науках, искусствоведении, педагогике, правоведении и др.
В настоящее время конфликты рассматриваются как сложное социальное явление и неизбежный спутник социальных отношений. В них проявляются и разрешаются противоречия, возникающие между людьми, группами, социальными общностями. Общие интересы и притязания могут стать основанием для прочной и стабильной дружбы, а могут привести к возникновению непрекращающихся стычек, противоречий, конфликтов и враждебности в отношениях [18].
В частности с конфликтами в сфере взаимодействия детей со сверстниками взрослые сталкиваются довольно рано. Как зарубежные, так и отечественные исследователи относят их появление уже к возрасту двух-трех лет. Несмотря на то, что проблема конфликтов у детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада достаточно актуальна, в настоящее время она остается малоизученной.
Каждому из нас приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями. Как образно заметил американский психолог Б. Вул, «жизнь - процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим» [7]. Поэтому каждому человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении. К сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью.
Сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас. Конфликты рассматриваются, как нечто такое, чего по возможности следует избежать [32]
Проблема конфликтов занимает весомое место в отношениях детей с окружающими, несмотря на множество трудов по детской психологии, педагогическому мастерству, и иной литературы, призванной помочь разобраться в возникающих трудностях. Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте достаточно сложны и многоплановы и представляют целостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития. Нередко уже в дошкольном возрасте у ребенка наблюдаются трудности в общении со сверстниками, что порождает конфликт и, следовательно, тяжелые острые переживания (обида, неприязнь, злость и др.). Если трех – четырехлетний ребенок вполне может обходиться обществом родителей, игрушек, то пятилетний нуждается в общении со сверстниками. Поэтому не трудно представить, какое сильное эмоциональное переживание несет в себе конфликт дошкольника со сверстниками. Такие детские переживания могут стать в дальнейшем источником межличностных и внутриличностных проблем взрослого человек. Вопрос о необходимости изучения этих отношений неоднократно поднимался различными исследователями, среди них: Я.Л Коломинский, А.А. Рояк, Т.А. Репина, В.С. Мухина, Е.К. Аркин, А.П. Усова, А.И. Аржанова, Е.И. Кульчицкая Е.И.
Не вызывает сомнения и тот факт, что специфика поведения в конфликте, готовность или неготовность разрешать конфликтные ситуации начинают складываться в детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются представления о конфликте и конфликтной ситуации, характер которых во многом определяет реальное поведение ребенка в конфликте.
Любой конфликт не возникает «на пустом месте». Для того чтобы эффективно воздействовать на конфликт у нас должно быть наличие достаточно глубокого понимания истинных причин возникновения конфликта.
В последнее время активно развиваются исследования проблем возникновения, течения и разрешения конфликтов у детей старшего дошкольного возраста. Во многих работах указывается, что личностные особенности, определяющие поведение ребенка в конфликтной ситуации, во многом зависят от его детского опыта. В связи с этим детские конфликты нередко становились объектом психологического изучения. Имеющиеся работы посвящены, в основном, изучению непосредственно наблюдаемых поведенческих проявлений. Вместе с тем, в настоящее время недостаточно изучено понимание конфликтной ситуации. Поэтому исследование причин и видов детских конфликтов, вариантах поведения в них и возможных путях разрешения этих конфликтов является весьма актуальным. Также актуальность исследования видов и причин конфликтов обусловлена тем, что в теоретическом плане эта проблема является одной из дискуссионных, что приводит к определенным разногласиям в позициях исследователей. Также необходимость исследования проблемы конфликта определяется реалиями современного общества, в котором имеется тенденция к усилению напряженности, наблюдается рост конфликтов во всех сферах социального взаимодействия.
Рассмотрение феномена детских отношений, на фоне которых развёртывается конфликт, позволяет перейти к его описанию, анализу, а затем и поиску наиболее целесообразных путей разрешения. В нашей работе центральное место уделяется видам и причинам конфликтов детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада.
В работах зарубежных ученых (Р. Дарендорф, М. Дойч, Г. Зиммель, Л. Козер, К. Левин, Д. Морено, Т. Парсонс, К. Хорни и др.), а также в трудах отечественных исследователей (К.А. Абульханова-Славская, А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, Ф.И. Ерина, В.И. Журавлев, Н.И. Леонов, B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев, В.В. Новиков, Н.Н. Обозов, Л.А. Петровская, Б.И. Хасан, А.И. Шипилов и др.) разработаны теоретико-методологические подходы к анализу межличностных конфликтов, представлены различные взгляды на природу конфликта, его социальную роль, даны разнообразные определения конфликта, понятийный аппарат его описания, рассмотрены способы разрешения конфликтных ситуаций.
При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью преодоления причин и изучения видов конфликтов у детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада и невозможностью своевременного предвиденья и предотвращения этих конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая заключается в необходимости более подробного изучения психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста и причин возникновения и развития конфликтных ситуаций между ними в группе детского сада.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Виды и причины конфликтов у детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада».
Цель исследования:выявление причин и изучение видов конфликтов у детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада.
Объект исследования:конфликтыу детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада.
Предмет:виды и причины конфликтов у детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада.
Гипотеза:Предполагается, что причинами конфликтов у детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада могут стать: неумение детей общаться, неадекватность самооценки, авторитарный стиль воспитания в семье и др. Все эти причины могут проявляются в различных видах конфликтов: внутриличностные, межличностные, личностно-групповые, межгрупповые конфликты.
Исходя из актуальности, цели, объекта и предмета исследования нами определены следующие задачи:
1. Проанализировать и систематизировать психолого-педагогическую литературу по рассматриваемой проблеме.
2. Изучить способы диагностики видов и причин конфликтов у детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада.
3. Разработать педагогические рекомендации по разрешению конфликтов между детьми старшего дошкольного возраста в группе детского сада.
Методологическая основа исследования:
- положения о сущности конфликта, причин его возникновения и путей разрешения А.А. Бодалева, В.О. Агеевой, Н.В.Гришиной, Н.И. Леонова, А.Г. Здравомыслова;
- теории конфликта: психоаналитическая (З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм); социотропная (У. Мак-Дугалл, С. Сигле); поведенческая (А. Басс, А. Бандура, Р. Сирс); социометрическая (Д. Морено, Г. Гурвич). Функционального (Л.Козер, Т. Парсонс)
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы предполагается использовать следующие методы:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
2. Эмпирические: анкетирование воспитателей, наблюдение.
3. Интерпретационные: количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость исследования: результаты исследования и разработанные нами рекомендации могут быть полезны воспитателям ДОУ и родителям.
Предполагаемая база исследования:старшая группа ДОУ д/с №2 «Звездочка» г.Ишима.
Этапы исследования:
1. Постановочный. На этом этапе мы определили исходные теоретические позиции, цели и задачи исследования. Происходило генерирование ведущих идей и замысла, анализ источников. 15.09.11г. – 03.10.11г.
2. Собственно исследовательский. Выполнялась запланированная работа. 06.10.11г. - 03.12.11
3. Оформительско-обобщающий. Включает интерпретацию результатов, написание курсовой работы. 05.12.11г. – 20.12.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.