Основной классификации потребностей считается кл. по пирамиде Маслова ( пирамида)
Личность — целостное социальных свойств человека.
Атрибуты личности:
• Воля
• Свобода
• Разум
• Чувства
Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.
Социализация – процесс установление индивида в обществе( развитие мышления, установление норм и ценностей).
Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
25. ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СУБЪЕКТА
Индивидуальность - это уникальная совокупность психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении человека.
С помощью понятия ``индивидуальность'' чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения.
Каждый человек объективно представляет собой индивидуальность. Человеку присуще бесконечное количество свойств и особенностей. Система свойств отдельного человека, начиная от биохимических особенностей организма и кончая социальным статусом человека в обществе, своеобразна. Каждое отдельное свойство в своем проявлении в зависимости от тех или иных условий является индивидуально своеобразным, неповторимым. Неповторимость человека - одно из свойств его индивидуальности. Сама же индивидуальность не сводится к понятию неповторимость единичного конкретного индивида, а взятая как целостная система, представляет собой особую форму бытия человека в окружающем его мире.
По мнению исследователя, определение индивидуальности через выделение ее отдельных признаков (неповторимость, единичность и др.) — необходимое, но недостаточное условие, поскольку они не дают возможности раскрыть ее внутреннюю структуру, выяснить общие механизмы ее функционирования и развития, определить место в общественной структуре. Единичное, согласно И. И. Рез-вицкому, есть лишь предпосылка индивидуальности, в то время как общее — ее содержательная основа, сущность.
Индивидуальность — это такая форма бытия, в которой в специфическом виде выражается общая природа человека. Поэтому сущность человеческой индивидуальности следует искать не за пределами человеческого общества, а в нем самом.
26. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЧЕЛОВЕК», «ИНДИВИД», «ЛИЧНОСТЬ» И «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ»
Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.
Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
5. Биологические, социальные и духовные потребности человека
Бытие – все что существует. Все сферы обитания и деятельности человека.( природа, культура, общество).
Человек – биосоциокультурное существо.
Человек – творец и творение культуры одновременно.
Виды потребностей человека:
· Биологические (органические, материальные) — потребности в пище, одежде, жилище и др.
· Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
· Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
Основной классификации потребностей считается кл. по пирамиде Маслова ( пирамида)
Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.
Существуют и другие классификации потребностей, например, следующая:
1) Первичные (врождённые):
- физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т.д.;
- экзистенциальные (от лат. exsistentia — существование): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.
2) Вторичные (приобретённые):
- социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности;
- престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте;
- духовные: в самоактуализации, самовыражении, самореализации.
Данная классификация разработана американским психологом А. Маслоу.
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес (от лат. interest — иметь значение) — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.
Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.
6. Вернадский Владимир Иванович о биосфере и ноосфере
http://ru.wikipedia.org/wiki/Вернадский,_Владимир_Иванович
Биосфера –оболочка Земли, заселенная живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами из жизнедеятельности (природа).
Ноосфера – сфера взаимодействия общества и природа, в границах которых разумная человеческая деятельность становиться определенным фактором развития природа, преобразование разумной деятельности человека ( наукой и техникой).
Условия перехода в ноосферу:
Заселение всей планеты