Факторы социальной и культурной среды
Важным аспектом, приводящим к развитию анорексии, являются также влияние социальной среды, в которой живет человек. Культурные стереотипы современного общества фактически навязывают определенные стандарты фигуры, которые должна иметь женщина. Этот социальный и психологический пресс может крайне негативно повлиять на еще неокрепшую психику подростка и способствовать, наряду с другими факторами, развитию нервной анорексии.
Психологическая диагностика проявления анорексии
В качестве диагностического материала выступает проективный тестРоршаха.
В целях выяснения причины не рационального питании, могут быть нарушения семейных взаимоотношений:
1. Подростки о родителях (ADOR)(ссылка на интернет-источник: http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8596.php);
2. Методика «Родители оценивают детей» (РОД) (ссылка на интернет-источник: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/60-diagnosis-of-family-relationships/607-methods-parents-appreciate-children-rod);
3. Методика «Взаимодействие родитель-ребенок» ( Марковская И.В.) (ссылка на интернет-источник: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/60-diagnosis-of-family-relationships/599-methods-interaction-of-parent-child);
4. Методика «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Е. Шафер (ПОР - Подростки о родителях) (ссылка на интернет-источник http://testoteka.narod.ru/dro/1/08.html);
5. Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) (ссылка на интернет-источник: http://testoteka.narod.ru/dro/0.html);
6. Методика «Лики родительской любви» (ссылка на интернет-источник: http://testoteka.narod.ru/dro/0.html);
7. Методика RARI (ссылка на интернет-источник: http://testoteka.narod.ru/dro/0.html);
8. Методика «Стратегии семейного воспитания» (ссылка на интернет-источник: http://testoteka.narod.ru/dro/0.html);
9. Опросник родительского отношения (ссылка на интернет-источник: http://testoteka.narod.ru/dro/0.html);
10. Методика «Мера заботы» (ссылка на интернет-источник: http://testoteka.narod.ru/dro/0.html);
Если причина не рационального питания низкая самооценка, неуверенность в себе:
11. Проективная методика "Автопортрет"
12. Самоактуализационный тест САТ
13. Методика самооценки Т.Дембо-С.Я. Рубинштейн
Профилактика проблемы режима питания, проблемы анорексии
Информация для родителей
Рекомендации родителям
Правило 1: позитивный настрой. Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно, если оно связано со стремлением изменить другого человека.
Задайте себе вопрос: «Что я чувствую?» Если вами владеют злость и гнев, то надо прежде привести себя в равновесие (глубокий вдох-выдох, переключение внимания…). Еще один вопрос: «каково мое отношение к ребенку?». Если негатива больше, то вам не удастся достичь взаимопонимания. Обратитесь к воспоминаниям: наверно, были ситуации, когда ваш ребенок радовал вас, проявляя положительные качества. Соберите мнение о других достоинствах ребенка. В любом случае переключитесь на позитивные стороны в поведении ребенка.
Правило 2: доверительное взаимодействие. Необходимо потратить немало времени и сил на установление доверительного контакта с ребенком. Древние философы говорили: можно перейти только тот мост, к которому подошел. Нет моста – нет связи, нет пути от взрослого к ребенку и наоборот. Ребенок будет молчать, огрызаться, лгать или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушит его безопасности.
Правило 3 В целях предотвращения подобной ситуации необходимо беседовать с подростками на поставленную тему, объяснить им, что каждый человек индивидуален, у каждого человека есть «сильные» и «слабые» качества, каждый обладает какими-либо особенностями. Можно привести, в качестве, примера какую-либо знаменитость, которая достигла успеха, не обладая при этом, стандартами женственности и мужественности. Необходимо спросить подростка о том, каков будет результат, если он станет обладателем идеального внешнего вида. Привести примеры относительно того, что у известных моделей наступил летальный исход, вследствие упорного диетического питания. Давно доказано, что в критической ситуации (а голод воспринимается именно так) наш организм начинает накапливать весь поступивший жир и углеводы.
Причиной стремления приобретения идеальных внешних данных может быть и неадекватно низкая самооценка, поэтому здесь важна помощь взаимосвязи родителей и психолога относительно повышения самооценки ребенка.
Если в семье ребенка родители упрекают его за то, что он не красив, если проблема веса тела является для них актуальной, то в этом случае у ребенка может формироваться неадекватная самооценка.
Учитывая психологические особенности подростка, его стремление к самостоятельности, родители могут разъяснять ребенку о том, что питание должно быть полноценным и сбалансированным по содержанию белков, витаминов и минералов, что диета должна учитывать имеющиеся отклонения в обмене веществ. Если мама или папа сядут рядом с ребенком и вместе рассчитают его рацион, объясняя, какие продукты можно употреблять без ограничений и, напротив, употребление каких продуктов приведет к дальнейшему увеличению веса и даже нарушению метаболических процессов.
Подросток должен знать, что помимо правильного питания необходимо увеличить физические нагрузки, если они были низкими, так как занятия спортом играют такую же важную роль в формировании организма, как и правильно сбалансированное питание. Организму важно не только получать необходимое количество основных питательных веществ и энергии, но и правильно тратить эту энергию с помощью физкультуры и спорта.
Важнейший принцип рационального питания - режим, то есть прием пищи в одни и те же часы, соблюдение определенных интервалов между этими трапезами, правильное распределение рациона в течение дня. Систематическое несоблюдение режима питания создает почву для заболеваний желудка и кишечника, вызывает нарушение обмена веществ.
Информация для психолога
1.Просветительская беседа «Какой красивый Я. Режим питания» (см. Приложение);
2. Классный час «Проблема анорексии» (см. Приложение);
3. Выступление на родительском собрании «Проблема питания подростков» (см. Приложение).
Литература
Литература для родителей и подростков
1. Грин Дж. Джемайма, счастливыми не рождаются (ссылка на интернет-источник: http://anorex.ru/forum/forum-11/topic-129/page-1);
2. Уилсон Ж. Девчонки в погоне за модой (ссылка на интернет-источник: http://anorex.ru/forum/forum-11/topic-127/page-1);
Литература для психолога
- Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А.В. Гоголева. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
- Котляров, А.В. Другие наркотики, или Homo Addictus: Человек зависимый / А.В. Котляров. – М.: Психотерапия, 2006
Адреса сайтов
- http://anorex.ru/forum/forum-1/topic-68/page-1/post-1799
- http://www.allforgirls.com.ru
- http://www.beauty-code.ru/articles_11_1871.html
- http://www.flamy.ru/index.php?page=doctors&num=140
- http://www.inauka.ru/curioz/article72994.html
- http://www.inauka.ru/fact/article79380.html
- http://www.inauka.ru/health/article73529.html
- http://www.inauka.ru/health/article82621.html
- http://www.liveinternet.ru/users/1567854/post35341231
- http://www.liveinternet.ru/users/sheree/post75448897
- http://www.mybeauty.ru/s.php/971.htm
- http://www.nm2000.kz/news/2008-04-17-4627
- http://www.podrobnosti.ua/health
- http://www.psynn.ru/psipodrostok/609.html
- http://www.qli.ru/?p=1639
- http://www.remedium.ru/drugs/patient/detail.php?ID=19883
- http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=3547
Приложение |
Памятка для родителей
«Проблема питания»
Правило 1: позитивный настрой. Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно, если оно связано со стремлением изменить другого человека.
Задайте себе вопрос: «Что я чувствую?» Если вами владеют злость и гнев, то надо прежде привести себя в равновесие (глубокий вдох-выдох, переключение внимания…). Еще один вопрос: «каково мое отношение к ребенку?». Если негатива больше, то вам не удастся достичь взаимопонимания. Обратитесь к воспоминаниям: наверно, были ситуации, когда ваш ребенок радовал вас, проявляя положительные качества. Соберите мнение о других достоинствах ребенка. В любом случае переключитесь на позитивные стороны в поведении ребенка.
Правило 2: доверительное взаимодействие. Необходимо потратить немало времени и сил на установление доверительного контакта с ребенком. Древние философы говорили: можно перейти только тот мост, к которому подошел. Нет моста – нет связи, нет пути от взрослого к ребенку и наоборот. Ребенок будет молчать, огрызаться, лгать или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушит его безопасности.
Правило 3 В целях предотвращения подобной ситуации необходимо беседовать с подростками на поставленную тему, объяснить им, что каждый человек индивидуален, у каждого человека есть «сильные» и «слабые» качества, каждый обладает какими-либо особенностями. Можно привести, в качестве, примера какую-либо знаменитость, которая достигла успеха, не обладая при этом, стандартами женственности и мужественности. Необходимо спросить подростка о том, каков будет результат, если он станет обладателем идеального внешнего вида. Привести примеры относительно того, что у известных моделей наступил летальный исход, вследствие упорного диетического питания. Давно доказано, что в критической ситуации (а голод воспринимается именно так) наш организм начинает накапливать весь поступивший жир и углеводы.
Причиной стремления приобретения идеальных внешних данных может быть и неадекватно низкая самооценка, поэтому здесь важна помощь взаимосвязи родителей и психолога относительно повышения самооценки ребенка.
Если в семье ребенка родители упрекают его за то, что он не красив, если проблема веса тела является для них актуальной, то в этом случае у ребенка может формироваться неадекватная самооценка.
Учитывая психологические особенности подростка, его стремление к самостоятельности, родители могут разъяснять ребенку о том, что питание должно быть полноценным и сбалансированным по содержанию белков, витаминов и минералов, что диета должна учитывать имеющиеся отклонения в обмене веществ. Если мама или папа сядут рядом с ребенком и вместе рассчитают его рацион, объясняя, какие продукты можно употреблять без ограничений и, напротив, употребление каких продуктов приведет к дальнейшему увеличению веса и даже нарушению метаболических процессов.
Подросток должен знать, что помимо правильного питания необходимо увеличить физические нагрузки, если они были низкими, так как занятия спортом играют такую же важную роль в формировании организма, как и правильно сбалансированное питание. Организму важно не только получать необходимое количество основных питательных веществ и энергии, но и правильно тратить эту энергию с помощью физкультуры и спорта.
Важнейший принцип рационального питания - режим, то есть прием пищи в одни и те же часы, соблюдение определенных интервалов между этими трапезами, правильное распределение рациона в течение дня. Систематическое несоблюдение режима питания создает почву для заболеваний желудка и кишечника, вызывает нарушение обмена веществ.