Опыт 1. Количество проставленныхФорма 28а
испытуемым точек(за каждые 5 с)
Квадраты | Промежуток времени, с | Правая рука | Левая рука |
… | 0 – 5 … 26 – 30 |
Диагноз:
_______________
*В заданиях 9.1 -9.3 и 9.9-9.11 протокол занятия должен начинаться аналогичными бдениями.
Порядок работы. Студенческая группа делится на пары: испытуемый - экспериментатор (каждый студент должен выполнить работу как испытуемый и как экспериментатор). Испытуемый садится за рабочий стол. Экспериментатор сообщает испытуемому инструкцию.
Инструкция испытуемому: «По моему сигналу вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. За отведенное для каждого квадрата время (5 с) вы должны поставить в нем как можно больше точек. Переходить с одного квадрата в другой будете по моей команде, не прерывая работы и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Теперь возьмите в правую (или левую руку) карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка».
Экспериментатор подает сигнал: «Начали!», а затем через каждые 5 с дает команду: «Перейти в другой квадрат». По истечении 5 с работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп». Обработка результатов
1. Подсчитать количество точек в каждом квадрате и внести результаты в протокол.
2. Построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени и на оси ординат - количество точек в каждом квадрате.
На основаниианализа формы кривой диагностируйте силу нервной системы согласно критериям, приведенным в вводной части задания. Запишите диагноз в протоколе.
Опыт 2
Определение баланса возбудительного и тормозного процессов с помощью кинематометрической методики
Применение методики базируется на известном факте, что человек, лишенный возможности контролировать свои движения зрением, в случае преобладания возбуждения воспроизводит заданную амплитуду движения с переводом, а в случае преобладания торможения - с недоводом. Критерии для диагностики: диагноз ставится по соотношению «переводов» и «недоводов» на малых и больших амплитудах движения (табл. 9.1.1).
Таблица 9.1.1
Диагностическая таблица
Типологические особенности нервных процессов | Знак ошибки при амплитудах | |
малой | большой | |
Преобладание возбуждения Уравновешенность Преобладание торможения | + + - | + - - |
Оборудование. Кинематометр Жуковского представляет собой платформу-площадку со шкалой от 0 до 90 угловых градусов. На платформе за креплено подвижное ложе для предплечья испытуемого, заканчивающееся стрелкой. Каждому студенту необходимо заготовить бланк для протокольных записей (форма 286).
Опыт 2. Воспроизведение заданной Форма 28б
Амплитуды движения
(записи ведет экспериментатор)
Амплитуда, угл. град. | Пробы | Правая рука | Левая рука | ||
Амплитуда воспроизведе-ния, град. | Знак и величина ошибки | Амплитуда воспроизведения, град. | Знак и величина ошибки | ||
20° | |||||
… | |||||
å= | å= | ||||
70° | |||||
… | |||||
å= | å= | ||||
Диагноз: |
Порядок работы. Студенческая группа делится на пары: испытуемый - экспериментатор, которые затем меняются ролями. Обследуемый садится перед столом в удобной позе и кладет предплечье правой руки на ложе кинематометра. Экспериментатор зачитывает ему инструкцию.
Инструкция испытуемому: «Сейчас вы закроете глаза и будете сгибать руку в локтевом суставе до установленного мной ограничителя 5 раз подряд. Старайтесь при каждом движении запоминать амплитуду движения так как следующие 5 движений вы также при закрытых глазах будете производить уже без ограничителя. Ваша задача останавливать каждое свое движение на той точке, где раньше был ограничитель».
Экспериментатор устанавливает ограничитель, не сообщая испытуемому, какую амплитуду (сколько угловых градусов) ему задает (это нужно для того, чтобы испытуемый воспроизводил протяженность движения, а не отмеривал градусы амплитуды). Сначала ограничитель устанавливают на 20°, и испытуемый делает пять движений с ограничителем. Экспериментатор убирает ограничитель, и испытуемый совершает пять движений без ограничителя. Затем такую же процедуру повторяют для амплитуды 70°. Экспериментатор следит за показателями шкалы при движениях испытуемого без ограничителя и результаты записывает в протокол.
Работу выполняют сначала правой, а затем левой рукой.
Обработка результатов
1. Определить знак и величину ошибки для каждой пробы движения каждой рукой раздельно.
2. Вычислить суммарные показатели ошибок воспроизведения для каждой, амплитуды и каждой руки раздельно.
На основаниианализа полученных результатов диагностируйте уравновешенность возбуждения и торможения в соответствии с критериями, приведенными в вводных замечаниях к заданию. Запишите диагноз в протокол.
Опыт 3
Определение инертности - подвижности возбудительного и тормозного процессов с помощью кинематометрической методики
Под подвижностью нервной системы понимается скорость смены процессов возбуждения торможением и торможения - возбуждением. Диагнозе быстроте смены одного из этих нервных процессов другим ставится на основании того, как легко развивается противоположный процесс. Возможность применения методики основывается на следующей закономерности: увеличение амплитуды движения, производимого субъектом, вызывает у него возбуждение, а уменьшение - торможение. Если чередовать прибавление и убавление амплитуд, то реакции торможения и возбуждения станут мешать осуществляться друг другу. Итак:
- если после прибавления разность при убавлении становится меньшей, чем в попытках без предшествовавшего прибавления, то это означает, что возбуждение еще не исчезло, так как совершенно очевидно, что оно препятствует убавлению амплитуд;
- если после прибавления разность при убавлении остается той же, что и без предшествовавшего прибавления, то значит возбуждение успело исчезнуть;
- если же при убавлении после прибавления разность стала большей, чем в случае с предшествовавшим прибавлением, то возбуждение заменилось торможением; на этом фоне убавление происходит в облегченных условиях.
Оборудование. Кинематометр Жуковского (см. опыт 2), заготовленная форма протокола (форма 28в).
Опыт 3. Показатели амплитуд движенийФорма 28в
(в угловых градусах)
Проба | Выбранная амплитуда | Программа | Реализованная амплитуда | Разница амплитуд выбранной и реализованной | |||||||
А | Б | А | Б | А | Б | ||||||
Малые амплитуды (200 – 300) | |||||||||||
+1а1 -1а2 +1а1 -1а2 | -1б1 +1б2 -1б1 +1б2 | ||||||||||
Большие амплитуды (550 – 700) | |||||||||||
+1а1 -1а2 +1а1 -1а2 | -1б1 +1б2 -1б1 +1б2 | ||||||||||
Диагноз: | åа1 = åа2 = | åб1 = åб2 = | |||||||||
Примечание. В графах А регистрируются действия, которые выполняются первыми, т. е. вслед за выбором амплитуды, в графах Б - действия, следующие после выполнения испытуемым процедуры увеличения либо уменьшения амплитуды. В графах А все прибавления амплитуд обозначены а1 и убавления – а2, в графах Б убавления обозначены б1 и прибавления – б2.
Порядок работы. Студенческая группа делится на пары: испытуемый - экспериментатор (после выполнения задания они меняются ролями). Обследуемый садится перед столом в удобной позе и кладет предплечье правой руки на ложе кинематометра. Экспериментатор сначала зачитывает ему инструкцию, а потом по ходу опыта следит за измерениями и записывает их результаты в протокол.
Инструкция испытуемому: «Закройте глаза. Выполните сгибание локтевом суставе небольшой произвольной амплитуды (обычно 20-30°). За. помните это движение и верните руку в исходное положение. Итак, выполняйте движения по следующей программе:
1-я проба: а) выбрать амплитуду; б) увеличить ее на 1°; в) уменьшить ее на 1°;
2-я проба: а) выбрать амплитуду; б) уменьшить ее на 1°; в) увеличить ее на 1°;
3-я проба: повторить 1-ю пробу;
4-я проба:повторить 2-ю пробу.
Закончив программу движений малой амплитуды, испытуемый выбирает для движения другую, большую амплитуду (55-70°) и осуществляет согласно программе еще один цикл сгибаний-разгибании руки.
Обработка результатов состоит в подсчете суммы разниц выбранной и реализованной амплитуд в графах А и Б.
На основании анализа данных поставить и записать в протокол диагноз.
При этом можно пользоваться следующим ключом:
а1>б2 - торможение инертно;
а1³ б2- торможение подвижно;
а2<б1 - возбуждение инертно;
а2£ б1- возбуждение подвижно.
Контрольные вопросы
1. Что является показателем силы нервной системы в методике Е. П. Ильина?
2. Какие типы динамики темпа следует выделить при работе по данной методике?
3. На каких физиологических механизмах основано выявление баланса и инертности-подвижности нервных процессов по психомоторным показателям?
Занятие 9.2 ИССЛЕДОВАНИЕ СПОНТАННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ (МОДИФИЦИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ГУРФИНКЕЛЯ)
Вводные замечания. Спонтанная двигательная активность (СДА) - активность непроизвольная. Она обусловлена взаимодействием организма с окружающей средой, имеет большое значение в общем энергетическом обмене организма. Наиболее распространенной методикой для определения основных параметров спонтанной двигательной активности является методика стабилографии, предложенная В. С. Гурфинкелем с соавторами [11]. Показателями спонтанной двигательной активности являются амплитуда (А, мм), частота (f, количество колебаний), длина огибающей кривой на ленте самописца (L, мм) и мощность (W). Величину мощности рассчитывают по формуле
W=Amax× f,
где Amax - средняя максимальная амплитуда движений (в миллиметрах) и f - количество колебаний за определенный отрезок времени. Таким образом, мощность спонтанной двигательной активности измеряется в миллиметрах. Длину огибающей кривой измеряют при помощи курвиметра. Длина огибающей кривой и мощность являются энергетическими показателями спонтанной двигательной активности.
Учитывая, что спонтанная двигательная активность очень чувствительна к изменениям функционального состояния нервной системы человека (чувствительнее, чем гемодинамические характеристики), а также к информационным условиям его деятельности, она служит надежным показателем реактивности организма. О реактивности организма судят по динамике психофизиологических показателей в условиях нагрузки, для чего вычисляют индекс реактивности (ИР):
ИР = .
Целью предлагаемой ниже методики является определение показателей спонтанной двигательной активности в позе сидя: частоты, средней максимальной амплитуды колебаний и - как результат - мощности спонтанной двигательной активности, а также длины огибающей кривой.
Оборудование. Экспериментальная установка методики состоит кресла с вмонтированными в него тензодатчиками, усилителя биопотенция лов и самописца. Для работы необходимы также секундомер, циркуль, курвиметр и линейка. Каждый студент до начала опыта должен заготовить форму для ведения протокольных записей (форма 29).
Форма 29
ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ