Модель девиантного поведения на средовом уровне
В психологии и педагогике социальная среда рассматривается как условие, формирующее личность, т.е. субъективно переживаемая человеком объективная реальность. Социальная среда человека — своеобразный показатель интериоризации им культуры, уровня социального развития, меры участия в жизни общества.
Психологический аспект единства (целостности) среды человека был изученЛ.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и др. Л.С. Выготский, в частности, выделяет простейшую единицу для изучения личности в окружающей ее среде: «Переживание ребенка и есть такая простейшая единица... среда определяет развитие ребенка через переживание среды» [10, с. 382—383].
В социальной психологии не существует принципиального разногласия в понимании термина «социальная среда». Социальная среда представляет собой либо совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение, либо как совокупность объективных факторов, влияющих на формирование и поведение личности.
Вместе с тем понятие социальной среды не может быть бесконечно обширным по отношению к конкретной социальной организации (социальной группе, общности людей и т.п.). Реальная среда социальной организации имеет свои пределы.
В социальной среде формируется фон социального отклонения, играющий, как правило, активную роль. Окружающая социально-психологическая обстановка влияет на девиантов посредством общественного мнения, закона, политических структур, других социальных групп и т.д. Сюда следует отнести функционирование социальных норм и санкций, ценностей, прав и обязанностей и т.п.
Кроме того, любая социальная организация функционирует и развивается в конкретной социокультурной среде (микросреде) с ее определенными обычаями, традициями, жизненными ценностями.
Очевидно также и то, что не следует рассматривать взаимодействие социальной организации и среды только как путь с «односторонним движением». Девиантные отношения, поведение людей способны формировать окружающую их среду.
Восприятие девиантного поведения средой зависит от такого ее свойства, как достигнутая стадия развития, ставящая определенные юридические (санкции), нравственные (нормы и правила), психологические (методы воздействия) рамки распространению тому или иному отклоняющемуся доведению, так как это поведение, как правило, — вызов микросреде, социальной среде в целом, противостояние ей, а значит, конфликт с ней. Поэтому нельзя не согласиться с польским ученым Я. Зеленевским в том, что «реализуя новые ситуации, которые частично или полностью подрывают правила и нормы, конфликт действует как стимул установления новых правил и норм».
Ситуации являются условиями окружающей среды, они интенсифицируют, смягчают, трансформируют или служат проводниками выражения девиантных отношений и поведения.
Любая социальная общность находится в некотором социально-культурном окружении, выступающая частью, подсистемой большой социальной организации. Среда социальной организации включает наряду с организованными и стихийно действующие факторы.
Каждому человеку необходим какой-либо объект, на котором он мог бы «реализовать свою субъективность» (Л.С. Выготский), проявить свою сущность, выразить себя. Способов и форм социальной и психологической самореализации существует много: для одних — это творчество, для вторых — общественная работа, милосердие, для третьих — хобби, мода, для четвертых — алкоголизм, наркомания, проституция и другие социальные отклонения.
Что касается проблемы социализации личности, то здесь требуется учет не только общих детерминант, но и других обусловливающих этот процесс факторов, в частности ее микросреды. Человек в силу своей временной и пространственной ограниченности не в состоянии вступать во всю совокупность общественных отношений и подвергаться воздействию со стороны этой сложнейшей социальной системы. Он испытывает влияние лишь определенной ее части, в которую оказывается непосредственно включенным. А мера влияния на личность соответствующей микросреды будет существенным образом зависеть от устойчивости последней и от отношения самой личности к тем или иным воздействиям со стороны этой среды. К устойчивым объединениям микросреды относятся первичные коллективы и различного рода неформальные группы, возникающие на самой различной основе.
Типичные качества члена этих социальных групп, оказывающие влияние на регуляцию и саморегуляцию его поведения и выполнение функциональных обязанностей в коллективной деятельности, формируются под влиянием макросреды. Однако влияние последней на сознание и поведение конкретного индивида осуществляется чаще всего не прямо и непосредственно, а опосредуется в большей или меньшей степени ближайшим его окружением, микросредой.
Совместная предметно-ориентированная деятельность и непосредственные контакты членов социальной группы, неформальное общение служат основой формирования общности взглядов, норм поведения и ценностных ориентации, мнений и групповых предпочтений, установок и других социально-психологических явлений. Любая социальная группа, чтобы сохранить свое существование, примет меры к тому, чтобы превратить групповые нормы и взгляды, установки и ценностные ориентации в принципы и правила индивидуального поведения.
Всякое отклонение от нормы и ценностей отражается в реальном поведении человека, и это фиксируется другими членами группы и влияет на их отношение к нему. А поскольку каждый человек дорожит положительным отношением к нему тех людей, с которыми он непосредственно взаимодействует, то это и определяет силу социально-психологического влияния группы на своих членов.
Однако микрогруппу не следует понимать как простую совокупность указанных структурных элементов модели, а индивида — как пассивный объект внешних воздействий. Наоборот, микросреда по своей сути динамичное, целостное образование. Динамичен в ней и индивид: он и продукт, и результат субъект-объектного и субъект-субъектного взаимодействия. Общество в своем развитии создает, преобразует и совершенствует объективные условия своего существования, а отдельный индивид в процессе онтогенетического развития и деятельности, а также социализации создает, преобразует и совершенствует свою собственную микросреду.
Таким образом, диалектическое понимание взаимосвязи личности и ее микросреды предполагает необходимость признания активности самой личности, ее относительной самостоятельности. Эффективность воздействия на личность со стороны социальной среды будет существенным образом зависеть оттого, насколько те или иные воздействия соответствуют субъективному внутреннему миру личности, каким образом они будут преломляться, трансформироваться, «взаимодействовать» соответственно этим внутренним условиям.
Дело в том, что внутренние, психологические факторы, будучи детерминированы конкретными социальными условиями бытия индивида, приобретают относительную самостоятельность и могут оказывать обратное (дезинтеграционное, дезадаптивное) влияние на его поведение, характеризуя соответствующие поступки и действия индивида.
Учет такой взаимосвязи указанных выше уровней социально-психологической детерминации личности — члена социальной группы — позволяет конкретизировать роль социальной группы в формировании личности и на этой основе вырабатывать конкретные рекомендации по повышению действенности влияния микрогруппы на процесс социализации и становления личности.
Итак, подводя итог характеристике моделей девиантного поведения, следует особо подчеркнуть, что эти модели, во-первых, будут всего лишь определенным представлением некоторого момента или стадии (среза) девиации и никогда не смогут полностью отразить ее реальные характеристики, динамику. Во-вторых, девиации, девиантное поведение всегда детерминируются многообразием причин, объективных и субъективных обстоятельств, которые в каждой конкретной ситуации глубоко индивидуальны и специфичны. В-третьих, девиации детерминируются противоречивой исходной социальной позицией каждой личности, «включенной» в девиантные отношения, ее диспозиционным поведением. Моделирование противоречивых исходных позиций и диспозиций личности — весьма сложное дело.