Учим учителей. Как родителям убедиться, что спорт преображает

Принимая во внимание то, каким преображающим опытом может стать спорт, я пришел к выводу, что родителям необходимо быть в курсе спортивных занятий своих сыновей. Все положительные атрибуты спорта свидетельствуют в пользу родительского вмешательства, когда его цель - убедиться, что за спортивными занятиями мальчиков стоит эта философия. Излишней конкуренции, жестокости, одержимости победой - тех побочных явлений, которые приводят мальчиков к физическим и эмоциональным травмам - можно избежать, если родители будут внимательно следить за тем, как организованы спортивные занятия мальчиков.

Я считаю, что родители могут действовать следующим образом:

Принимайте непосредственное участие в спортивных занятиях вашего сына . Поступая таким образом, вы помогаете формировать здоровое отношение к спорту, о котором мы говорили в этой главе. Неважно, играете ли вы в той же команде, выступаете в роли тренера или просто болеете на трибунах, поддерживая, а не стыдя, ваше непосредственное участие может сыграть огромную роль в поддержании верного тона, и вы будете знать, что ваш сын получает положительный опыт.

Наблюдайте за тренерами вашего сына . Даже если у вас нет времени или желания непосредственно включаться в спортивные занятия сына, вы можете помочь ему, наблюдая за тренерами, которые работают с ним (то, что я называю "учить учителей"). Точно так же, как родители не должны терпеть школьного учителя, который плохо учит детей, я убежден, что родители не должны мириться с тренером, который плохо делает свою работу на спортивной площадке.

Относитесь к спорту так же, как вы относились бы к любой другой области образования . Да, я считаю, что обучение физической культуре должно проходить с таким же терпением и вдумчивостью, как и обучение другим предметам. Поэтому с мальчиками, которые совершают ошибки или для которых труден какой-то вид спорта, следует обращаться так же, как с учениками, которым не дается математика, чтение или письмо.

Следовательно, если вы - тренер (или "тренер тренера"), убедитесь, что каждый мальчик получает взвешенную, адекватную оценку своих достижений, и у него есть возможность развивать свои навыки в удобном для него темпе. Если вы руководите спортивной секцией для мальчиков, полезным для вас может оказаться такой прием: своим поведением копировать учителя, которым вы восхищались в юности, кого-то, кто был чутким и вдохновляющим, кто на самом деле помогал вам учиться и расти.

Вспомните, например, о том учителе, с заданиями которого можно было успешно справиться, если постараться, который объяснял, почему этот ответ неверен (а не ругал за ошибки), который помогал каждому ученику так долго, как это было необходимо, поверить в то, что в его занятиях есть прогресс. И представьте, насколько иными были бы ваши чувства, если бы учитель вместо этого давал ученикам задания, не соответствующие их уровню знаний, или каждый раз, когда ученик отвечал неверно, говорил, что он "полный ноль" и "бездарь", или говорил, что любой результат на экзамене, кроме А или 100 % за тест, считается провалом. Очевидно, что первый учитель сможет помочь большему количеству учеников: способным детям и тем, кому трудно учиться, уверенным в себе и тем, кто в себя не верит. Второй учитель, напротив, подойдет только небольшой части учеников: либо очень эрудированным, либо очень толстокожим.

Аналогично, если вы преподаете физическую культуру или консультируете кого-то, кто преподает, убедитесь, что созданы условия, при которых мальчики любого уровня подготовки могут участвовать в игре и совершенствовать свои навыки, что мальчиков щедро поощряют и что победа не провозглашается единственным смыслом всего. Помните, что пристыжение - словом или делом - ни при каких обстоятельствах не является допустимым методом обучения.

Сделайте все возможное, чтобы поддерживать преображающие качества спорта . Это означает поощрять мальчиков выражать эмоции (но предостерегать их от излишней агрессии или враждебности по отношению к другим), поддерживать близкие, теплые отношения, которые складываются между игроками в команде (но пресекать травлю и насмешки), давать максимум положительных оценок, чтобы укрепить в мальчиках чувство уверенности в себе (но не давить на них, чтобы у них не появилось одержимости своей силой и успехом), формировать адекватное восприятие проигрыша как того, что помогает им, в хорошем смысле, учиться на ошибках. Всего этого можно добиться, независимо оттого, играете ли вы непосредственно или только наблюдаете за тем, как тренируют вашего сына.

Настаивайте на создании многоуровневых спортивных программ, которые подходят мальчикам разного уровня подготовки . Подобно тому, как школы распределяют учеников по классам, основываясь на их академических возможностях, спортивные программы в идеале должны быть организованы таким образом, чтобы в них могли участвовать все мальчики, с любыми данными. Например, в одной внешкольной футбольной программе тренеры заметили, что бывает эффективно делить игроков не на две команды (основная команда и юношеская команда), а на три, четыре и даже пять разных команд. В некоторых случаях игроки делились на команды в зависимости от уровня подготовки, в других случаях хорошо тренированные мальчики попадали в команду с менее подготовленными игроками. Еще один вариант - это создание общегородской системы, когда команды, которые еще не готовы играть с командой из другой школы, тренируются бок о бок с командами, которые готовы к такого рода соревнованиям. Добивайтесь того, чтобы школьные спортивные программы предоставляли разнообразные возможности для мальчиков любого уровня спортивной подготовки.

Старайтесь сделать школу доброжелательной к мальчикам . В 1960-1970-е годы школы предоставили возможность девочкам играть в женские варианты тех видов спорта, которыми прежде наслаждались только мальчики - бейсбол, баскетбол, хоккей - и я считаю, что пришло время школам расширить свои горизонты и "омальчишить" те виды спорта, которые считаются "девочковыми". Например, в некоторых школах мальчики могут быть чирлидерами, и поэтому те ребята, которые неуютно чувствуют себя на поле и гораздо комфортнее - среди болельщиков на трибуне, становятся чирлидерами, не боясь быть осмеянными и не чувствуя себя вне игры.

Поощряйте совместные спортивные игры мальчиков и девочек . Подобным образом "смешанный" спорт создает великолепные возможности для многих мальчиков. Смысл заключается не только в том, чтобы позволить девочкам играть в командах мальчиков или заниматься спортом, который традиционно считается видом "только для мальчиков", но также позволить и мальчикам играть в женских командах и заниматься спортом, который традиционно считается видом "только ддя девочек". Я знаю о нескольких школах, где, к примеру, есть смешанные команды по хоккею, лакроссу, баскетболу и волейболу. В целом, организация смешанных команд способствует большей вовлеченности (и уверенности) ребят разных телосложений и способностей. Совместные спортивные занятия мальчиков и девочек могут иметь прекрасные результаты и должны всячески поощряться.

С помощью спорта учите мальчиков внимательно относиться к своему телу и уважать его пределы . Наконец, как мы уже обсуждали в этой главе, некоторые мальчики в своих играх и тренировках заходят слишком далеко. Некоторые перегружают себя физически. Некоторые становятся слишком агрессивными и напористыми в игре, получая травмы и травмируя окружающих. У некоторых возникают нарушения пищевого поведения, були-мия или анорексия. И самый распространенный случай - это мальчики, которые просто перенапрягаются, пытаясь превзойти возможности собственного тела. И хотя нет ничего плохого в том, чтобы поощрять мальчиков посвящать себя спорту и команде и пытаться выйти на новый уровень спортивной подготовки, это не то же самое, что позволять мальчикам причинять вред себе и другим. Поэтому не стойте в стороне. Включайтесь в процесс, используйте позитивную похвалу и вмешивайтесь, если дело заходит слишком далеко. Как сказал один одиннадцатилетней мальчик, только что выздоровевший после серьезной травмы: "Я понял, что все, что ты можешь сделать - это стараться. Наш тренер всегда говорит нам: "Финишной линии не существует!"

Греки, которые оставили нам в наследство Олимпийские игры, верили, что в жизни должна быть гармония, и что даже герои (в том числе спортсмены), должны знать трагедии и утраты, равно как славу и победы. Спорт, опыт которого бесценен под руководством мудрого тренера, может и возвысить, и унизить мальчиков: сейчас ты на гребне игры, и тут же - травма, поражение, утрата. Так спорт превращает настоящих мальчиков в сильных, здоровых, уверенных мужчин:

Дольщик свежего счастья

В неге широких надежд

Возносится, окрыляясь мужеством,

И заботы его - превыше богатств.

В малый срок

Возвеличивается отрада смертных,

Чтобы рухнуть в прах,

Потрясшись от оборотного помысла,

Однодневки,

Что - мы? что - не мы? Сон тени -

Человек.

Но когда от Зевса нисходит озарение,

То в людях светел свет и сладостен век

(Пиндар, Оды, пер. М.Л.Гаспарова)

"Озарения" и "сон тени" - и то и другое есть в мальчиках, и спорт помогает им проявиться. Под руководством хорошего тренера, спорт становится местом, где острые моменты мальчишеской любви могут смягчиться и выразиться полнее. Чтобы сохранить гармонию, мальчикам надо беречь дух игры, который так легко потерять в культе победы и соревнования. Тогда и только тогда, спорт исполнит свою подлинную миссию, освобождая мальчиков от пут Мальчишеского кодекса и создавая великолепные возможности для личностного преображения.

Наши рекомендации