Психические процессы и состояния
В возрасте ранней юности
Возраст ранней юности, помимо становления личностных черт, представляет собой важнейший этап в развитии психических процессов и состояний. Это развитие охватывает как количественную, так и качественную стороны психики. Количественные изменения касаются степени развития потенциала психических процессов: мышления, памяти, внимания, воли, речи, воображения и т.п. А качественные относятся к структурным изменениям и психических процессов, и состояний, и свойств. Рассмотрим эти изменения детальнее.
Прежде всего активируется и становится гораздо самостоятельнее мышление. Юноши и девушки становятся критичнее, начинают пытается нестандартно подходить к решению проблем, прежде всего в качестве жизненно важных задач. Мышление становится дивергентным, т.е. таким, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество правильных ответов. В возрасте ранней юности высокие показатели отмечаются у словесной памяти, высоко развита речь. Ярко проявляется литературное дарование. Формируется индивидуальный стиль, что проявляется и в манере мыслить и выражаться, и в манере вести себя и одеваться. И в способах деятельности: рутинном или творческом стиле, ориентации на возвышенные или приземленные цели, а также в формировании идеального героя-образца для подражания. Особое место в общих процессах психического созревания в это время занимает резкое развитие общих и специальных способностей, достижение социально признанных высот в разных сферах деятельности, в особенности, в спорте.
Психические состояния в возрасте ранней юности определяются несколькими аспектами жизни. Оформлением половой идентификации не только в представлении о себе или о мужчине или женщине, но, помимо этого, в изменяющейся внешности. К этому возрасту изменяется оволоселость и пропорции тела. Юноши привыкают к тому, что черты их лица и фигуры приобретают выраженные мужские формы. Девушки раздаются в бедрах, а рост груди у некоторых из них может вызывать смущение. В связи с этими особенностями организма изменяются и эмоциональные состояния. Основные направления здесь – достижение эмоциональной зрелости. Человек в юношеском возрасте реагирует эмоционально, как правило, на социально значимые ситуации. Его высшие чувства, этические в частности, определяются общими принципами справедливости или несправедливости, а не конкретными ситуативными событиями. При этом противоречия между уровнем притязаний и образом «Я» приводят к тому, что такого рода эмоциональная напряженность, свойственная подростку, распространяется и на годы ранней юности. В сущности, юноши и девушки примерно с 18 лет значительно сдержаннее, чем подростки, независимо от типа темперамента и нервной системы.
Расширение круга личностно значимых отношений, примеривание на себя различных социальных ролей, связанных с предполагаемым выбором профессии вызывает в ранней юности сложную гамму этических чувств – чувство долга перед родителями, чувство товарищеской солидарности со своей малой группой, чувство вины за нарушение высоких норм поведений и т.п. Вместе с тем на первый план выходят и праксические чувства, связанные с необходимостью самостоятельного распоряжаться деньгами, с тем, что надо ладить со многими людьми, правильно распоряжаться личным временем и т.п.
Помимо указанных аспектов эмоциональной жизни ранняя юность отличается и психическими состояниями, вызванными именно несоответствием форм маскулинности - фемининности воображаемым или имитируемым образцам. Девушки особо остро переживают по поводу своей полноты, иногда мнимой, ради похудения некоторые из них придерживаются опасных для здоровья диет, другие попросту голодают. Юноши озабочены фактурой мышц и прибегают даже к анаболитическим гормонам, стимулирующим рост мышечной ткани, изматывая себя изнуряющими тренировками для увеличения рельефа мышц.
Все это в целом отражает динамику интериоризированных процессов социальной перцепции, в результате которых оформляется «образ Я». В формировании этого целостного психического образования отмечаются: последовательность и целостность, контрастность и противопоставление себя другим, когнитивная сложность и дифференциированность и, наконец, структурирование замысла жизни в отношении собственного «Я»: чего я хочу, что я могу, ради чего мне жить. Таков психологический венец всех процессов становления личности молодого человека в возрасте ранней юности.