Направления | Идеи |
Антитеза функционализм — структурализм как главное содержание тео- ретической борьбы | структурализм строил свои исследования, абстрагируясь от роли сознания в поведении, а психология акта и функцио- нализм недооценивали содержательную сторону созна- ния. Этот спор поучителен и для современной психологии. Психологический анализ содержания сознания открывает новые и большие возможности для понимания субъектив- ного внутреннего мира человека. Задача заключается, по- этому не в том, чтобы исключить содержание сознания из сферы психологического изучения, а сделать его по- настоящему содержательным. |
Эмпирическую линию в отечественной психологии отличали приверженность к эмпиризму Локка и анг- лийскому ассоцианизму | внимание к методам эмпирического исследования, в част- ности положительное отношение к эксперименту. М. И. Владиславлев выступил против материализма и физиологи- ческих методов исследования, считая их бесплодными для психологии. |
Отказ от обсуждения в психологии каких-либо фи- лософских — метафизиче- ских — вопросов | А.И. Введенский говорит о том, что психология изучает душевные явления безоценочным образом как факты внут- ренней природы в отличие от этики, эстетики, педагогики, логики и др. Ее задачей является исследовать состав каждо- го душевного явления, каким образом из элементарных яв- лений оно складывается, как изменяется в зависимости от изменения элементов, как влияют друг на друга разные ду- шевные явления (память - на мышление, мышление — на волю и т.п.). |
Сторонники английского эмпиризма | М.М. Троицкий - дал критику немецкой идеалистической психологии за ее отрыв от эмпирии и пропагандировал в России английскую линию на эмпиризм. Преемник Троиц- кого Н.Я. Грот явился крупным организатором русской психологии в 80— 90-х гг. 19 в. Грот рассматривает психи- ческую жизнь как один из видов взаимодействия организма со средой. Заслуживает внимания его теория психического оборота. В каждом психическом акте он выделяет 4 фазы, вместе они составляют оборот, который является регулято- ром взаимодействия организма со средой. В состав оборота входят: внешние впечатления на организм, переработка их во внутреннее (сюда, в частности, относятся чувствования), вызванное этим внутренним впечатлением внутреннее дви- жение, затем внешнее движение организма навстречу пред- мету |
Различие психических и физических явлений | Преемник Н.Я. Грота Л.М.Лопатин, заключил об «имма- нентной нематериальной субстанции душевной жизни как неизбежном выводе». Весь материал, касающийся отдель- ных психических процессов (познавательные процессы — ощущения, память, закон ассоциаций, а также бессозна- тельное), рассматривался «по данным внутреннего опыта». |
Исследователи в эпоху бихевиоризма [13]
№ | Персоналии | Предмет и задачи ис- следования | Основные результаты |
| | | |
| Павлов Иван Петрович (1849-1936) | Автор учения о ВНД, которая сложилась под влияни- ем материалистических традиций русской философии и идей И.М. Сеченова. Руководящим являлось пред- ставление о рефлекторной саморегуляции работы орга- низма, имеющей эволюционно-биологический (адап- тивный) смысл. В качестве основного акта поведения выступил условный рефлекс |
| Бехтерев Влади- мир Михайлович, (1857-1927) | Осуществил реформацию современной психологии, разработав собственное учение, которое назвал объек- тивной психологией, затем психорефлексологией. Ис- следовал ряд психиатрических, неврологических, фи- зиологических и психологических проблем. Ориенти- ровался на комплексное изучение проблем мозга и че- ловека |
| Торндайк Эдвард Ли (1874-1949) | Экспериментальное исследование условий и динамики научения пу- тем анализа способов решения задачи в про- блемном ящике | Законы образования кон- некции (связи), т. е. законы научения. Метод обучения путем проб и ошибок |
| Уотсон Джон Бродес (1878-1958) | Изучение поведения, анализ его формирова- ния путем образования связи S-R. Наблюдение за естественным станов- лением поведения, эмоций, понятий, речи | Доказательство прижиз- ненности образования ос- новных знаний, умений, пе- реживаний человека и воз- можности повлиять на их содержание |
| Толмен Эдуард Чейс (1886-1959) | Изучение деятельности системы организм-среда, формирование целостно- го, молярного полхода к проблеме поведения | Внутренняя переменная, опосредующая связь S-R, понятие о когнитивных кар- тах и латентном обучении |
| Халл (Hull) Кларк Леонард (1884- 1952) | Формирование гипоте- тико-де-дуктивного под- хода к изучению поведе- ния, анализу факторов, влияющих на характер связи S-R | Понятие первичного и вто- ричного подкрепления, за- кон редукции напряжения |
| Скиннер Беррес Фредерик (1904-1990) | Разработка методов це- ленаправленного обуче- ния, управления и кор- рекции поведения. Изу- чение оперантного пове- дения | Законы оперантного обуче- ния, программированное обучение, методы коррек- ции поведения |
| Бандура Альберт (1925-1988) | Исследование социаль- ного научения, изучение механизмов формирова- ния социального поведе- ния и подражания, а также способов коррек- ции поведения | Понятие косвенного под- крепления, раскрытие роли модели подражания, иссле- дование самоэффективно- сти, влияющей на регуля- цию персонального поведе- ния |
| Роттер Джулиан (р.1916) | Исследование социаль- ного научения, изучение механизмов формирова- ния социального поведе- ния посредством источ- ников подкрепления: внутреннего и внешнего | Теория социального науче- ния, ориентированная на со- циальные исследования зна- чения когнитивных пере- менных в формировании поведения |
Наши рекомендации