Период классической греческой науки
Период классической греческой науки | Сократ | Ничего нет важнее человека. Душа – ис- точник активности, разума и нравственно- сти. «Познай самого себя». Истина зафик- сирована в словах. Знания, заложенные в душе, актуализируются под влиянием внутренней потребности и обучения (ме- тод сократической беседы). |
Платон | Существует мир идей. Душа – источник активности, разума и нравственности. Внутренний конфликт души. Поведение направляется разумом. Интуитивное мыш- ление. | |
Аристотель | Душа и тело неотделимы. Душа – форма реализации способного к жизни тела. Идея генезиса. Биогенетический закон. Понятие «всеобщий разум». Этапы познания – ощущения, память, ассоциации, логика. Логическое и интуитивное мышление, теоретическое и практическое. Психотера- певтическая роль искусства. |
2.3. Период элминизма (II в. до н.э. – III – IV вв. н.э.)
Период элминизма (II в. до н.э.–III–IV в. н.э.) | Киники | Отказ от общественных благ, игнори- рование знаний, общественного мне- ния. |
Эпикурейцы | Отчуждение от общества – путь к са- мосовершенствованию. Человек – ис- точник добра и зла. Эмоции регули- руют поведение. Проблема страха смерти. Все что вызывает удовольст- вие является нравственным. | |
Стоики | Каждый человек выполняет свою роль в обществе. Мышление – ведущий процесс познания (внешнее и внут- реннее). Внешняя и внутренняя сво- бода. Изучение способностей, одаренности человека (Квинтилиан). Ученье о темпераментах (Гален). | |
Филон Александ- рийский | Термин «откровения». Человек состо- ит из разума, души, тела. | |
Плотин | Душа – едина (холизм), метод ин- троспекции. |
Стадии эволюции мира в учении стоиков [13]
Человек
Атомы огня
Животное царство природы
Парообразная масса
Растительное царство природы
Минеральное царство природы
Материя как источник
движения
Развитие психологии в период Средневековья (V–XV вв.)
Этап и время | Характеристика этапа |
АПОЛОГЕТИКА (II–IV вв.) | Нетерпимость к греческой мифологии, к концепциям античности, закрытие психологических школ; контроль науч- ного знания церковью, запрет на дока- зательства его истинности. |
ПАТРИСТИКА (ученье отцов церкви) IV–ХI вв. | Богословие начинает обращаться к зна- ниям, главный хранитель и распростра- нитель знаний – церковь. |
СХОЛАСТИКА (XІI–XIV вв.) | Первоначально-прогрессивное явление: активное разъяснение и модификация готового знания. После – приобрела догматический ха- рактер: запрет опровергать старые, не- верные в новой ситуации положения. |