Несосредоточенность ума сопровождается страданием, унынием, дрожанием членов тела, вдохами-выдохами
Страдания вызывается собственной природой человека, другими существами, влиянием небесных тел и т. д. Уныние (даурманасья) - подавленность, депрессия, вызываемая неосуществленными желаниями. Состояние психики отражается на состоянии тела и имеет тесную связь с дыханием. Глубокая концентрация ума сопровождается замедлением дыхания вплоть до его прекращения, в обычном же состоянии дыхание совершается нормально или оно расстроено. Описанные явления связаны с рассеянным неуравновешенным умом (викшипта-читта) и отсутствуют, если ум сосредоточен (самадхи-читта).
32. Для их устранения - упражнение [по концентрации] на одном объекте.
Состояние несосредоточенности, противоположное состоянию концентрации, может быть устранено упражнением и бесстрастием. Здесь говорится об объекте упражнения. Им должно быть "нечто одно" (экататтва), что именно - об этом существуют разные мнения: ишвара, одна из категорий (таттва) системы санкхья и т.д.
33. [В результате] постоянного проявления доброжелательности, сострадания, сорадости равностности относительно наслаждающихся, страдающих добродетельных и порочных - очищение ума.
Рекомендуется: относительно благополучных, испытывающих приятное, проявлять благожелательность, дружелюбие (майтри), относительно страдающих - сострадание (каруна), относительно добродетельных - сорадость (мудита), относительно порочных - равностность (упекша), т. е. спокойное объективное отношение, а не отвращение или ненависть. Благодаря этому развиваются благие качества (шукла дхарма) и ум (читта) обретает спокойствие, чистоту, сосредоточенность и устойчивость (стхити).
В буддизме доброжелательность и т. д. называются брахмавихарами, или "четырьмя безмерными". Степень их развития не должна иметь продела. Доброжелательность необходимо постепенно распространять не только на друзей и близких, но и на "нейтральных", безразличных нам существ, и на врагов. Точно также и с
остальными безмерными; так, следует относиться равностно не только к "нейтральным", не только к врагам, но и к друзьям. Практика "четырех безмерных" ведет к устранению эгоцентризма, зависти, ненависти и пристрастий.
Или выдыхая и удерживая дыхание, достигают устойчивости ума.
Спокойствия и сосредоточенности можно достичь специальными дыхательными упражнениями (пранаяма) в соединении с упражнениями по концентрации ума, без чего ум, напротив, станет более рассеянным.
Или же устойчивость манаса вызывается развитием высших восприятий чувственных объектов.
При длительной концентрации внимания на кончике носа возникает ощущение необычного (дивья) запаха, на кончике языка - необычного вкуса и т. д. Эти явления вызывают устойчивость ума, устраняют сомнения в эффективности духовного праксиса и открывают путь к достижению мудрости, рождающейся в самадхи.
36. Или [созерцанием] лучезарного-и-лишенного-печали.
При концентрации на "лотосе сердца" (хридая-пундариха) возникает восприятие буддхи ("разум", высшее проявление психики), он сияющ и подобен безграничному пространству (акаша). Благодаря такому созерцанию можно достичь устойчивости ума. "Лотос сердца" - один из основных "энергетических центров" (чакра), описываемых йогической психофизиологией.
37. Или ум [достигает устойчивости, делая опорой] то, что лишено страстей.
При глубокой сосредоточенности на образе какого-нибудь великого святого, обретшего бесстрастие, ум йогина становится бесстрастным и устойчивым. Ум, полный страстей и желаний, легко сосредоточивается на мирских объектах, но ему очень трудно достичь интроверсии, и наоборот: ум, лишенный страстей, обретает непривязанность и свободу.