Тема 4 Психология общения. Психология группы и коллектива

Часа

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Структура общения.

2. Функции общения.

3. Виды общения.

4. Барьеры общения

5. Общая характеристика групп.

6. Межличностные отношения в группе.

7. Психология управления.

8. Стили управления.

9. Лидерство.

Категориальный аппарат:коммуникация, интеракция, перцепция, виды общения, барьер в общении, конфликт, способы поведения в конфликтной ситуации, каузальная атрибуция, эффект края, эффект ореола, идентификация, рефлексия, эмпатия, конформность, механизмы взаимодействия (убеждение, внушение, психическое заражение, подражание, психическое принуждение), стереотипизация, аттракция, вербальный, невербальная коммуникация, малая группа, социальная роль, социометрия, лидерство, авторитет.

Темы для докладов и рефератов

1. Межличностная перцепция.

2. Невербальная коммуникация.

3. Психологические особенности публичного выступления.

4. Психологическая структура общения.

5. Конфликт как неэффективное общение.

6. Феномен личного влияния (типы личного влияния, власть и
лидерство).

7. Культурные особенности ритуального поведения в общении.

8. Формальное и неформальное межличностное общение.

9. Факторы успешного общения (общительность, контактность, адаптивность, стиль общения).

Тест для самопроверки

1. Типами коммуникативных барьеров являются

а) барьеры понимания;

б) барьеры социально – культурного различия;

в) барьеры отношения;

г) все ответы верны;

д) нет верного ответа.

2. Интерактивная сторона общения – это:

а) обмен информацией между общающимися людьми;

б) обмен действиями;

в) восприятие, оценка и понимание людьми друг друга.

3. Физиогномика – это учение о связи между внешним обликом человека и особенностями его поведения

а) верно;

б) неверно;

4. Мимика – это:

а) выразительные движения рук;

б) выразительные движения мышц тела;

в) выразительные движения мышц лица;

5. Размещение партнёров на расстояние от 45 до 120 см характеризует

а) личную зону пространственных отношений;

б) социальную зону пространственных отношений;

в) публичную зону пространственных отношений;

г) интимную зону пространственных отношений;

6. Человек, без сомнения изменяющий своё поведение в соответствии с групповым воздействием является

а) конформистом;

б) позитивистом;

в) коллективистом;

7. Форма познания другого человека, основанная на возникновение к нему положительных чувств является

а) стереотипизацией;

б) рефлексией;

в) аттракцией;

г) атрибуцией;

8. Эмпатия – это: (предполагается выбор нескольких ответов)

а) способ понимания другого человека;

б) сопереживание другому;

в) эмоциональное вчувствование в проблемы другого человека;

г) эмоционально-положительное отношение к партнеру

9. Укажите стратегии поведения в конфликтной ситуации

а) сотрудничество;

б) компромисс;

в) избегание;

г) приспособление;

д) все ответы верны.

10. Эффектом проекции называют

а) приписывание приятному собеседнику своих собственных достоинств, а неприятному – своих недостатков;

б) смягчение оценки наиболее ярких особенностей в сторону среднего;

в) придание большого значения данным, полученным вначале;

г) нет верного ответа.

11. Результатом конфликта может быть

а) полное или частичное подчинение одного другому;

б) компромисс;

в) прерывание конфликтных действий;

г) интеграция;

д) все ответы верны.

12. Установите соответствие:

а) коммуникативная сторона общения 1) взаимовосприятие

б) интерактивная сторона общения 2) взаимодействие

в) перцептивная сторона общения 3) передача информации

13. Стереотипизация – это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта

а) верно;

б) неверно.

14. Укажите явления, исследуемые психологией общения

а) восприятие и понимание людьми друг друга;

б) сплоченность и конфликтность;

в) внушение и убеждение;

г) совместная деятельность и межличностные отношения;

д) все ответы верны.

15. Согласно методике оценки интимности общения (по Э.Холлу) интимная зона составляет:

а) от 15 до 45 см.;

б) от 45 до 120 см.;

в) от 120 до 400 см.;

г) более 400 см.

16. Расположение людей в пространстве при общении изучает:

а) паралингвистика;

б) кинесика;

в) такесика;

г) проксемика;

д) экстралингвистика.

Практическая работа

1. «Имена прилагательные». Описание упражнения: каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя самого участника. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, веселая Валентина). Второй участник вначале называет первого участника, затем свое имя, также в сочетании с именем прилагательным. Третий участник называет первых двух, затем называет себя, и так — вплоть до последнего участника, который называет всех сидящих в кругу и только затем — себя. Пример: мужественная Марина, ласковая Лариса, спокойная Софья, спортивный Саша, нежная Наталья и т.д.

Смыслом проведения подобного упражнения является то, что каждый участник, называя себя позитивно, характеризуя свои положительные качества, уже попадает в атмосферу положительных эмоций и помогает сам ее создавать.

2. «Позитивное представление». Описание упражнения: участники разбиваются на пары. Можно использовать следующий прием для того, чтобы выбор был максимально произвольным, — участникам в случайном порядке раздаются карточки, на которых написано одно из следующих слов: гром, молния, Москва, Кремль, Волга, Россия, Дездемона, Отелло, любовь, Купидон, Буратино, Мальвина, весна, капель, дуэль, Пушкин и т.д.

После этого обладатели карточек, связанных общей темой, составляют пары. В течение пяти минут каждый участник имеет возможность рассказать своему партнеру о том, какой он замечательный, какими прекрасными качествами обладает, похвалиться своими успехами в различных областях жизни. Это не столько беседа, сколько активное слушание. Прослушав предельно внимательно рассказ партнера, второй участник должен пересказать то, что он услышал, как можно более точно и детально, доказав тем самым свое уважение и сосредоточенность. Если он что-то упустил или рассказал недостаточно точно, его можно поправить. После этого наступает очередь второго участника. Предыдущая работа воспроизводится в том же алгоритме.

Затем возможны два варианта: объединение двух соседних пар для дальнейшей работы — представления по очереди своих партнеров другим участникам или представления партнеров в кругу всем участникам тренинга.

3. «Знакомство» (представление себя). Каждому дается по 3 минуты для рассказа о себе. Участники рассказывает только то, что посчитают нужным.

4. «Обратная связь». Работа в парах. Группа разбивается на пары по желанию. Каждый в паре по очереди говорит своему партнеру: «Мне в тебе не нравится.. » (1 раз). «Мне в тебе нравится ...» (3 раза). В конце упражнения — рефлексия.

5. «Интервью». Каждому по очереди задают вопросы. Отвечающий сам решает, на какие вопросы он будет отвечать, на какие — нет. Отвечать можно с разной степенью откровенности, искренности, можно отвечать от какого-либо вымышленного лица.

В ходе работы обращать внимание спрашивающих на использование имен, визуальный контакт, оформление вопросов, предоставление возможности отвечающему дать свой собственный ответ. Ведущий группы (преподаватель) участвует в этом упражнении на общих основаниях. Он может задавать вопросы, должен побывать в роли отвечающего на вопросы. По окончании упражнения — рефлексия. Отметить сложность выбора вопроса, его формулирования, всегда ли ответ воспринимался как ответ на поставленный вопрос. С чем это может быть связано? Данное упражнение может проводиться в разных вариантах: либо отвечающий своего места не меняет, сидит там, где всегда, либо стул, на котором сидит отвечающий на вопросы, стоит в середине круга. Лучше, чтобы за спиной у отвечающего никого не было.

6. «Найди по описанию». Один участник выходит за дверь. В группе договариваются, кого будут описывать, составляют описание и выбирают участника, который с этим описанием будет знакомить вышедшего. Затем первый участник входит и по описанию определяет, о ком идет речь. (Угадывающий сидит к группе спиной.)

Вариант. Один из участников (по желанию) садится к группе спиной. Он должен описать одного из членов группы как можно более подробно, не называя имени. Группа должна узнать, о ком идет речь.

7. «Тренировка обратной связи». Работа в парах. Один выполняет роль слушающего, другой — говорящего. Слушающий должен содержание сказанного ему повторить своими словами так, чтобы говорящий был полностью удовлетворен. Не должно быть собственного толкования. Для этого хорошо брать положительные или отрицательные качества партнеров по общению с дальнейшим описанием результатов влияния этих качеств на слушающего. (Например: «Меня раздражают твои бесконечные возражения. О чём бы тебя ни попросил, ты всегда сначала отказываешься, делаешь не сразу». Пересказ: «Ты говоришь, что тебя раздражает, что я отстаиваю свои права». («Возражения» заменены на «отстаивание прав», что искажает смысл фразы). Упражнение считается законченным, когда оба придут к согласию. Партнеры меняются ролями.

Основная литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2008.

2. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное
общение. – СПб.: Питер, 2003.

3. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. – М.: Академия, 2004.

4. Пиз А. Язык телодвижений. – СПб: изд. дом Гутенберг, 2008.

5. Поваляева М.А., Рутер О.А. Невербальные средства общения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

6. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Владос, 2002.

Дополнительная литература

1. Браим И. Культура делового общения. – Минск: Экоперспектива, 2006.

2. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 2004.

3. Добрович А. Общение: наука и искусство. – М.: Яуза, 2006.

4. Доценко Е.Л. Межличностное общение: семантика и механизмы. – Тюмень: Тогирро, 2008.

5. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – М.: Академия, 2005.

6. Психология и этика делового общения / Под ред. В.Н. Лавриненко - М.: ЮНИТИ, 2007.

7. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности. – СПб.: Речь, 2003.

8. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. – СПб.: Речь, 2007.

9. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Минск, 2003.

Наши рекомендации