Тема 6. Понятие переменной. Типы переменных.

Вопросы к семинарским занятиям:

1. Экспериментальные переменные и способы их контроля.

2. Понятие переменной. Типы переменной. Пример экспериментальных переменных.

3. Независимая переменная. Назначение. Содержательные аспекты. Примеры

4. Зависимая переменная. Поведенческие параметры. Примеры.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Определение понятий экспериментальных перемен­ных (независимой, зависимой, дополнительной, побочной). Примеры создания независимых переменных для экспериментального исследования влияния различных психологических факторов.

2. Результат действия НП. Контроль переменных как условие вы­вода об экспериментальном эффекте.

3. Проблемы формирования эквивалентных выборок испытуемых.

Литература:

2. Экспериментальная психология. Хрестоматия. Под общей редакцией Е.С.Романовой. СПб., Питер, 2007. Тема 13, стр. 299 – 328.

3. Корнилова Т.Е. Введение в психологический эксперимент. М.: МГУ. 1997. С. 7-21. 30-38. 42-50, 51-67, 80-101, 108-122.

4. Джеймс Гудвин. Исследование в психологии. Методы и планирование.,3-е издание, СПб, 2004,стр. 242 - 270.

5. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: МГУ. 1982. С. 16-34. 45-46.

Тема 7. Понятие гипотезы исследования

Вопросы к семинарским занятиям:

1. Развитие идей и гипотез в экспериментальном исследовании

2. Понятие гипотезы экспериментального исследования. Типы гипотез

3. Эмпирические признаки причинной связи между двумя явлениями.

4. Гипотезы в структуре психологического знания. Уровни пси­хологических гипотез (отличие экспериментальной и контр-гипотез).

5. Индуктивные и дедуктивные гипотезы: признаки правильной гипотезы (по П.Фрессу). Объяснительные гипотезы и каузальные.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Анализ понятийного состава классических психологических концепций (Веккер Л.М.)

2. Организация психологического исследования (Зароченцев К.Д., Худяков А.И.)

3. Проблема закона в псхологии (Лебедев А.Н., Москаленко И.В.)

Литература:

6. Экспериментальная психология. Хрестоматия. Под общей редакцией Е.С.Романовой. СПб., Питер, 2007. Тема 12, стр. 265 – 298.

7. Корнилова Т В. Экспериментальная психология. Теория и практика. М , 2002, стр. 86 – 116; 118 – 136.

8. Постовалова В. И. Гипотеза как форма научного знания // Гипотеза и современной лингвистике. М., 1982. С. 14—76.

9. Дружинин В.М. Экспериментальная психология, М. 1997г.

Тема 8. Понятие валидности экспериментального исследования. Виды валидности.

Вопросы к семинарским занятиям:

1. Определение понятий безупречного, идеального, бесконечного экспериментов и эксперимента полного соответствия. Контроли­руемые и неконтролируемые факторы.

2. Определение понятий внутренней и внешней валидности с помощью понятий об идеальном, бесконечном экспериментах и эксперимен­те полного соответствия.

3. Определение понятий систематического смешения и надежности. Основные источники систематического смешения: факторы времени, задачи и предубеждения экспериментатора. Основные источники ненадежности и их связь с видами экспериментальных переменных.

4. Соотношение понятий внутренней и внешней валидности с понятия­ми систематического смешения, надежности и соответствия.

5. Определение понятия контроля. Его соотношение с понятиями систематического смешения и надежности. Назначение контроля.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Внутренняя валидность. Причины снижения внутренней валидности

2. Внешняя валидность. Способы формирования выборки

3. Методы контроля валидности (нейтрализации побочных факторов)

Литература:

1. Экспериментальная психология. Хрестоматия. Под общей редакцией Е.С.Романовой. СПб., Питер, 2007. Тема 13, стр. 329– 346, Тема 15, стр. 357– 387

2. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., МГУ, 1982, с. 49-87.

3. Корнилова Т В. Экспериментальная психология. Теория и практика. М , 2002, стр. 167 – 191.

Наши рекомендации