Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Охарактеризуйте следующие расстройства функционирования сенсорных анализаторов
Задание 1. Охарактеризуйте следующие расстройства функционирования сенсорных анализаторов. В чем они выражаются? Чем они могут быть вызваны? Могут ли они подвергаться корректировке и если да, то какой?
• Миопия
• Гиперопия
• Пресбиопия
• Астигматизм
• Цветовая слепота
• Цветовая слабость (дальтонизм)
• Ночная слепота
• Глухота проводимости
• Нервная глухота
• Аносмия
Задание 2. Прокомментируйте приведенный отрывок. Что первично в познавательной деятельности человека: ощущение или восприятие?
В ходе повторяющегося всматривания в предмет происходит истолкование увиденного. Оно основывается на вычленении определенных частей и сегментов предмета, на таком сопоставлении этих частей и элементов, которое позволяет увидеть, «что» является главным и определяющим в предмете. В ходе такого сопоставления частей между собой отдельно и в группе, сопоставления их с целым происходит выявление соотношений между ними, усмотрение назначения предмета, раскрытие его существенных свойств. При таком рассмотрении некоторые отдельные стороны или качества предмета делаются для нас «ориентирами», которые позволяют лучше всего понять и поэтому по-настоящему увидеть, что такое находится перед нами. (П.М. Якобсон)
Задание 3. Попробуйте доказательно обосновать, что:
• Иллюзии восприятия не могут служить аргументом в пользу непозанаваемости мира;
• Восприятие человека не является зеркальной копией того, что существует вне его;
• Восприятие человека субъективно;
• Образы восприятия одного человека непосредственно недоступны сознанию другого;
• Одного восприятия недостаточно для адекватного отражения действительности;
• Процессы восприятия имеют своей физиологической основой деятельность мозга;
Тема 2. Память. Мышление. Речь
Цели и задачи изучения темы
Цель:Познакомить с психическими познавательными процессами такими, как память, мышление и речь.
Задачи:
· Познакомить с психическим познавательным процессом – мышлением как высшей формой познавательной деятельности человека.
· Рассмотреть различные классификации видов, форм мышления.
· Дать представление о психическом познавательном процессе – памяти: раскрыть ее физиологические основы, виды, механизмы и процессы: запоминания, сохранения, накопления, воспроизведения, забывания.
Результат освоения темы:
Индекс компетенции | Индекс образовательного результата | Образовательный результат |
ОК-2 | В-1 | Владеет опытом интерпретации проблем психологического благополучия личности человека и индивидуальных различий в деятельности и общении |
В-2 | Способен анализировать и обобщать теоретические подходы к проблеме уникальности личности человека, сущности его направленности, познавательных и эмоционально-волевых процессов в отечественной и зарубежной психологии, формируя собственную точку зрения | |
ОПК-2 | В-1 | Владеет опытом общения с людьми (в учебном процессе) с учетом особенностей их личности, направленности, познавательных, эмоционально-волевых процессов и индивидуальных особенностей (темперамента, характера, способностей). |
В-2 | Способен создавать условия для благополучного функционирования личности в педагогическом процессе, учитывать индивидуально-психологические особенности человека | |
ПК-2 | В-1 | Способен учитывать закономерности функционирования психики и проявления личностных особенностей (детей, педагогов, родителей, администрации образовательного учреждения) в учебном процессе и педагогической деятельности |
В-2 | Владеет опытом учета преимущества современных технологий изучения личности в рамках учебного процесса |