Проблема национального экстремизма на современном этапе 3 страница
Современный арабский мир — это совокупность нескольких десятков самостоятельных государств, возникших на руинах некогда существовавших крупных государственных образований. Однако такая раздробленность не оказала существенного влияния на национальный характер арабов. В определенной степени можно говорить о единой арабской нации, имеющиеся некоторые различия объясняются скорее особенностями племенных групп, сложившимися изначально. Эталоном арабской нации считаются представители Сирии, сохранившие в чистоте арабский язык и культуру. Однако опыт общения показывает, что наиболее развитыми во всех отношениях являются палестинцы, рассеянные по другим арабским государствам, а также проживающие в странах Западной Европы и северной Америки (за исключением палестинцев, проживающих на территории Израиля).
Современный стереотип арабов сформировался на основе информации о проводимых религиозными фанатиками террористических актах. При этом подчеркиваются их лживость, коварность и вероломность. Однако более образованная часть арабов, особенно получившая образование в Европе илиСША,умеренны в своих религиозных чувствах, кроме того, многие из них исповедуют христианство.
В беседах с арабами не следует скрывать своих убеждений, даже если Вы атеист. Единственное, чего следует избегать, — это критиковать ислам, нравы, обычаи и традиции арабов. Они весьма чувствительны к оскорблению их чувств и никогда не прощают этого. Арабы-мусульмане умеренного направления отличаются веротерпимостью и с уважением относятся к тем, кто верит хоть в какого-нибудь бога. Говоря о мусульманине как носителе ислама, следует иметь в виду, что это понятие у них весьма широкое и относительное. Часто даже неверующие арабы все равно причисляют себя к мусульманам, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к традиционной культуре, свою историческую принадлежность к наследию своего народа. Каждый неверующий араб знает хотя бы несколько фраз из Корана, которые составляют молитву.
Для арабов характерны честность и преданность в отношении тех, кто нанял их на работу, или вообще тех, от кого они находятся в определенной зависимости. Важно лишь, чтобы эта зависимость не унижала араба. Преданность араба особенно усиливается, если он испытывает чувство благодарности к человеку за сделанное ему добро.
Для арабов также характерны деловитость и предприимчивость, но одновременно честность и порядочность в отношении людей, которым они симпатизируют. Арабы нетерпимы к любой форме принуждения, хотя стремятся скрыть внешние проявления этого чувства. Однако они охотнее поддаются какому-либо принуждению, если оно не носит прямого характера, а достигается косвенным воздействием на них.
У арабов необычайно развито чувство уважения к старшим по возрасту и положению. Одновременно они уважают и молодого человека, если видят, что уважаемый ими старший по возрасту и положению благоволит к нему.
Арабы избегают каких-либо разговоров о женщинах. Однако разговор о детях является одной из излюбленных тем беседы. Рождение детей составляет смысл жизни и брака, а семья является священной. Связи внутри семьи формируются не только кровным родством и общими экономическими интересами, но и «кодексом чести» — «Асабия», в котором сформулированы обязанности большой семьи. Чувство привязанности к родственникам является основой семьи. Подобная конструкция общества предполагает силу большой семьи и слабость лишенного семейной поддержки индивида.
У арабов высоко развито чувство неприятия несправедливости и нетерпимости к тем, кто нарушает справедливость. Арабы не позволяют политическим и научным конфликтам испортить личные отношения.
Для арабов характерно чувство самоуважения, стремление к независимости вообще и материальной независимости в особенности. Часто это достигается оказанием взаимной помощи и поддержкой друг друга. Особенно это характерно для арабов, проживающих в других, неарабских странах. За границей они создают землячества, организуя собственные детские сады и школы, нанимая учителей из числа арабов, имеющих подготовку и образование. Каждое землячество создает специальный фонд для оказания материальной помощи арабам, испытывающим временные трудности.
Для арабов характерно создание дружелюбной обстановки на переговорах. Они ценят юмор, в общении используют личные имена.
Арабы относятся к интровертному мыслительному типу по классификацииК.Г. Юнга. Они находятся под решающим влиянием идей, которые вытекают, однако, не из субъективно данного, а из субъективной основы. Они следуют своим идеям не вовне, а вовнутрь. Этим объясняется религиозность представителей исламских стран, которая культивировалась долгое время в пределах определенной этнической общности, а ее идея все глубже проникала в коллективное бессознательное масс. Таким образом, арабы стремятся к психологическому углублению, а не расширению. Их суждение является холодным, непреклонным, произвольным, так как менее относится к объекту, чем к субъекту. Вежливость, любезность и ласковость могут быть очевидны, однако нередко с едва заметной боязливостью, выдающей скрытое за ними намерение, а именно намерение обезоружить противника. Субъект не является противником в прямом смысле, однако при известной его чувствительности ему дают почувствовать отстранение либо не придают никакой цены. В результате субъект подвергается некоторому пренебрежению и в отдельных случаях окружается ненужными мерами предосторожности, что можно наблюдать в выработанных стереотипах и установках арабов по отношению, например, к американцам или европейцам. При построении идейного мира они не страшатся даже самых смелых проектов и не воздерживаются от какой бы то ни было мысли ввиду ее опасности, еретичности, революционности, однако их охватывает робость, как только их дерзанию приходится стать внешней действительностью. Именно в этой особенности психики арабов кроется причина их консервативности.
Другой особенностью психологического склада арабов является недостаток практической способности и отвращение к любому виду рекламы. Они в большинстве случаев не предпринимают попыток склонить кого-либо на свою сторону, особенно имеющего некоторое влияние. Однако если это и происходит, то результаты оказываются прямо противоположными ожидаемым. В преследовании своих целей они упорны, упрямы и не поддаются воздействию. Признание видимой неопасности какого-либо объекта ведет к доступу менее ценных элементов, что повышает внушаемость со стороны личных влияний. Эти элементы овладевают ими со стороны бессознательного, позволяя грубо обращаться с ним в случае, если это не мешает им преследовать свои идеи. Их стиль обычно содержит некоторые добавления, ограничения, предосторожности, сомнения, причиной которых является их умственная осторожность.
Европейцам и американцам, являющимся экстравертированными нациями, арабы кажутся щетинистыми, неприступными и надменными. Их считают бесцеремонными и самовластными.
Религиозное убеждение имеет двойное влияние на психологию арабов. Во-первых, сама по себе религиозность влияет на изменение внутреннего и поведенческого характера Во-вторых, именно для арабов религиозность является особым убеждением, изменяющим характер их мышления и поведения. Достаточно сравнить психологические особенности арабов V—X веков и их современных потомков. Их этническая наследственность не вызывает сомнения. Однако различия очевидны. Их причиной является усиление чувства религиозности. Для арабов как мыслительных интровертов усиление убеждения отражается на их косности и негибкости. При этом чужие влияния исключаются: они становятся несимпатичнее для тех, кто стоит дальше, с одной стороны, а с другой — зависимее от близких. Одновременно с этим повышаются их чувствительность и эмотивность. Недостаточное внимание к объекту ведет к субъективизации сознания, в связи с чем им кажется наиболее важным то, что касается их личности.
Мышление арабов направлено на развитие идей, которые приближаются к значимости исконных образов. Однако при ослабевании связи с объективным опытом они становятся мифологическими и неистинными для данного времени. При мифологизации мышление становится безразличным и вращающимся в них самих. Подобного рода мышлению противостоят сравнительно бессознательные функции чувствования, интуиции или ощущения, которые у них неполноценны и имеют примитивно экстравертный характер. Это, в свою очередь, объясняет страх перед женским полом, который преобразуется в сознательное снижение их социальной роли и их своеобразную дискриминацию.
Арабский этнос относится к интегральным типам, в которых участники опасаются выявления незнания, некомпетентности или неподготовленности в каком-то вопросе. Они избегают ситуаций, где необходимо генерировать идеи, проявлять выдумку и фантазию. Внутри своего этноса полагаются на распоряжения вышестоящих органов, опираясь на свою благонадежность в целом. По отношению к другим этносам представители арабских стран ведут себя недоверчиво, выступают против нарушения принятых традиций, контролируют их поведение. Благодаря этим особенностям арабов их характеризуют как отгороженных и закостенелых.
Тактика проведения деловой встречи с арабами
Важнейшим элементом на переговорах для арабов является установление доверия между партнерами. Если, например, американец старается предугадать развитие событий при решении любой проблемы, то арабы привыкли ориентироваться на прошлое, постоянно обращаясь к своим корням и традициям. Как и японцы, арабы предпочитают предварительную проработку деталей обсуждаемых на переговорах вопросов. В связи с этим психологическая дистанция при общении сводится к минимуму, что внешне проявляется в сокращении расстояния между собеседниками, свидетельствующем о взаимном доверии, так, что они почти касаются друг друга.
Как и японцы, арабы при первом знакомстве выражают радушие и любезность. Данное поведение обусловлено требованием Корана к поведению достойного мусульманина. В процессе беседы арабы избегают определенных ответов, категорически отклоняя употребление слов «да» и «нет», заменяя их на уклончивые формулировка типа «Если Аллаху будет угодно». Такое поведение обусловлено концепцией «лица», описанной в подразделе Японцы. Арабы также имеют психологическую установку к «сохранению лица», как своего, так и собеседника. Необходимо оставить возможность для последующих контактов. Отказ в прямой форме не выражается, а представляется в завуалированном виде с отговорками и похвалами в пользу предложения.
Глава 3 СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
Американцы
Преобладающими чертами американцев являются запас воли, каким обладали очень немногие народы, неукротимая энергия, развитая инициатива, абсолютное самообладание, чувство независимости, доведенное до крайней необщительности, могучая активность, очень стойкая нравственность и предельно ясное представление о долге.
Достаточно сложно давать какую-либо характеристику с интеллектуальной точки зрения, то есть дать определение отдельных черт, характерных только для данной нации. Однако, например, некоторые исследователи среди таких качеств отмечают здравый рассудок, позволяющий схватывать на лету практическую и положительную сторону вещей, не блуждая в абстрактных изысканиях. Для американцев безусловно характерно очень живое отношение к фактам и умеренно-спокойное к общим идеям и религиозным традициям. К этой характеристике необходимо добавить еще полный оптимизм американца. Это обусловливается его знанием о требованиях к нему со стороны семьи, страны, религии. Оптимизм создает внутреннюю установку, которая заставляет смотреть американцев с презрением на все чужеземное. Этот своеобразный национализм существенно отличается от японского национализма, так как имеет несколько другую природу. Так, по сравнению Г. Лебона, американское презрение к иностранцам и их обычаям превышает презрение древних римлян к варварским народам.
Американский менталитет предполагает стремление доминировать во всем и над всем, опекать, проявлять заботу, часто даже вопреки желанию объекта этой заботы. Подобные отношения могут быть охарактеризованы как отношения социального контроля, где контролер (американцы) постоянно следит за подконтрольными (представителями других этнических общностей). У последних при этом возникает впечатление, что за ними все время наблюдают как за подопытными кроликами. Однако для американцев все дела и мысли представителей других этнических общностей кажутся незначительными. Хотя их поведение вполне естественно, со стороны оно может показаться властным и навязчивым. Американское общество отличается высокой активностью, движением. У них свои «домашние» кумиры — баскетболисты, хоккеисты, игроки в американский футбол, журналисты, определяющие их сознательную уверенность в том, что самое важное и интересное происходит именно в их стране.
В Соединенных Штатах очень отчетливо видны процессы, происходящие под влиянием иммиграции. Однако иммиграция иностранцев не способна изменить характер нации. Здесь происходит своеобразная фильтрация, при которой неприспособленные иммигранты осуждены на «гибель», причем причиной ее окажутся наиболее слабые черты характера каждого иммигранта в зависимости от этнической принадлежности. Но подобный отбор способствует, с другой стороны, сохранению мощи и энергии. Так, в 1894 году в США была предпринята попытка отселения проживающих там китайцев, известная как закон Geary (Chinese Exclusion Act). Но помимо закона многие неприспособленные и «чужие» с точки зрения основной массы поселенцев подвергались систематическому уничтожению. Некоторые законы были вотированы с целью закрытия доступа на американскую территорию бедных эмигрантов. Негры, ставшие предлогом аболиционистской войны между теми, кто владел рабами, и теми, кто ими не владел, были едва терпимы в обществе. Де-юре они имеют все права, однако на практике и на сегодняшний день в некоторых округах существует дискриминация чернокожего населения, что особенно ярко проявилось, например, в 1992 году во время массовых беспорядков в Лос-Анджелесе (Калифорния).
Для американцев характерен максимум личной инициативы, свободной от всякой официальной регламентации. Исполнительность американцев отмечается многими исследователями, при этом указывается на достаточную их пунктуальность.
Авторитет для американцев играет несколько другую роль, чем, скажем, для японцев. Это объясняется тем, что в условиях конкуренции и социальной борьбы они испытывают потребность в объекте, заслуживающем доверия, которое проецируется на процессы социальной жизни. Так, американец, не верящий в Бога, все равно посещает церковь, и не только потому, что иначе его ждет обструкция окружения, — таким образом он находит источник психологического доверия. Продолжая рассматривать этот феномен веры и доверия, мы обнаружим, что американцы привыкли верить рекламе. Для них это высший авторитет. Значение рекламы для американского общества можно проиллюстрировать на примерах курения и бега. С начала 30-х годов реклама США заявляла о красоте курения, и все курили; затем пошла реклама борьбы с курением, и все начали бросать курить. После массовой пропаганды пользы бега большинство представителей американской нации стали бегать, включая президента. Однако влияние на американское общество рекламы, проводимое средствами массовой информации, настолько же сильно и в подготовке общественного мнения страны в политическом аспекте, как и в сфере коммерции. Достаточно вспомнить работу средств массовой информации по подготовке американской общественности к вводу войск США на Гренаду, Гаити, бомбардировкам Ирака и Югославии. Подобная внушаемость американской общественности объясняется постоянной конкуренцией в обществе и опасением за благополучие своего будущего.
Действительно, преобладание индивидуальности и личности в США определили отсутствие устойчивых социальных групп, как, например, в Японии, где подобные группы играют роль своеобразных социальных гарантов и поддержки своих представителей. Отдельные американцы не имеют подобных гарантов, что обусловливает состояние постоянного психологического напряжения.
С начала XX века в США стало обычным посещение психоаналитика. Чем же объясняется это явление? Во-первых, отмеченное выше постоянное психологическое напряжение способствует возникновению неврозов, постепенно переходящих в психические заболевания. Некоторые результаты исследований показывают достаточно высокий процент психических расстройств среди американцев в возрасте 30—45 лет. Во-вторых, посещение психоаналитика свидетельствует и об отсутствии психологической разгрузки в близком окружении. Так, например, для восточных славян абсолютно естественной является психологическая разгрузка в кругу семьи, друзей, где каждый может пожаловаться на трудности и жизненные проблемы, встретив при этом понимание. Каждый стремится «облегчить душу», поговорив с кем-то из близких ему людей, которым он доверяет, которым верит, которым может доверить свои переживания и порой самые личные проблемы. Однако американец идет к психоаналитику. Почему? Видимо, это связано с отсутствием веры и доверия к своему окружению, и выбор делается в пользу человека, выполняющего свою работу, которого, однако, может быть, до этого никогда не видел. В силу психологических особенностей американцев можно предположить их склонность к истерии как форме невроза. Классические случаи истерии, как отмечает К.Г. Юнг, «всегда отличаются преувеличенным отношением к лицам окружающей среды; другой особенностью этой болезни является прямо-таки подражательная приноровленность к обстоятельствам. Основная черта истерического существа — это постоянная тенденция делать себя интересным и вызывать впечатление окружающих. Следствием этого является вошедшая в поговорку внушаемость истеричных и их восприимчивость к влияниям, идущим от других... Сюда относится прежде всего болезненно повышенная деятельность фантазии».*
* Юнг К.Г. Психологические типы. —М., 1996. — С. 410.
С детских лет американцев приучают к бизнесу, часто в ущерб гармоничному развитию личности. Именно с раннего детства появляются первые симптомы неврозов, причиной которых является необходимость думать о будущем при отсутствии поддержки и низкой психологической подготовке к подобного рода деятельности. Однако они быстро приспосабливаются к окружающей среде и внимание уделяют объектам, в особенности тем результатам, которые они от них получают. Страх перед предметами минимален и они живут и перемещаются среди них с уверенностью. При этом они испытывают удовольствие от доведения своих начинаний до крайности и подвергают себя риску, а все неизвестное их притягивает. Они обожают соревнования, ценят достижения и рекорды.
Американцы не стремятся к широкой специализации. По их мнению, не обязательно знать то, что не входит в их специальность. С другой стороны, принято считать, что чем больше дел ведет человек, тем выше его престиж и в собственных делах, и в глазах окружающих. Однако американцы предпочитают знать, с кем имеют дело при ведении деловых переговоров. Поэтому в рабочем кабинете американца часто развешены на стенах различные сертификаты, принадлежащие либо владельцу кабинета, либо возглавляемой им фирме, а также фотографии, на которых запечатлены известные политические и общественные деятели, посещавшие данную фирму.
Интересно явление американского патриотизма, к которому приучают с детства. Но американцы не любят отвлеченных разговоров. При беседе с ними необходимо свести до минимума информацию о своих проблемах и проявить внимание к вопросам его жизни, семьи, бизнеса. Американцы не любопытны, и не потому, что излишне деликатны. Их не интересуют ваши проблемы, поэтому проявление внимания к их персоне будет положительно расценено и явится результатом сокращения психологической дистанции. В общении с американцами необходимо стремиться максимально сократить психологическую дистанцию.
Понимание социальных ценностей американского общества поможет понять принцип психологического подхода к ним. Уважением в Америке пользуются те, кто делает деньги, или те, при помощи которых эти деньги делаются. Другие заслуги не принимаются во внимание, какое бы значение они ни имели с точки зрения, например, европейского общества.
Причины неудач рассматриваются американцами только с точки зрения своей вины. То же справедливо и для оценки положительного хода дел. Это связано опять-таки с отсутствием некой групповой организованности, в условиях отсутствия которой индивид просто не может осуществить психологический перенос своих неудач на другого человека. Поэтому в качестве компенсации применяется психологический перенос на абстрактное понятие удачи и неудачи.
Американский образ жизни отличается вседозволенностью и превосходством над всеми, кто американцем не является. Их установка непостижимым образом жертвует субъектом для того, чтобы осуществить то, что рассматривается как объективное требование — многочисленные требования расширяющегося бизнеса.
Приспособление американцев к объективной реальности приводит к тому, что мешает слабо организованным субъективным импульсам достичь сознания. Однако подавленные импульсы своей энергии не утрачивают, а, учитывая их бессознательный характер, могут проявлять себя в примитивном архаическом виде. И по мере того, как субъективные потребности подавляются или игнорируются все больше и больше, постепенно набирающая силу бессознательная энергия работает на подрыв их сознательной установки. Как результат, большинство американцев, настроенных на внешний мир и на потребности других людей, становятся практически индифферентными. Поэтому для американцев характерен эгоизм, отражающий их бессознательную установку, граничащий с безжалостностью и жестокостью.
По типологии К.Г. Юнга американцы могут быть отнесены к чувствующим экстравертам. Именно экстравертное чувство американцев ведет их в кинотеатры, в церкви, благодаря ему люди принимают участие в деловых встречах, пикниках, посылают друг другу рождественские открытки, отмечают День Независимости. Они легко приобретают друзей, однако это выглядит действительно как коммерческое приобретение (достаточно вспомнить название бестселлера Д. Карнеги «Как. завоевывать друзей и оказывать влияние на людей»). В отношении к искусству это проявляется в восхвалении «прекрасного» или «хорошего» не из-за субъективной оценки, а потому, что это подходит другим и находится в согласии с общественной ситуацией. Это своеобразный акт приспособления к объективному критерию. Из того, что психология американцев обусловлена рациональной функцией, определяющей, «что чего стоит», можно предположить, что их чувства, основываются на субъективных ценностях. Вследствие этого чувства наблюдатель воспринимает это выносимое напоказ чувство уже не как личное выражение чувствующего, но скорее как искажение его эго — как каприз
В США человек постоянно испытывает на себе различные формы морального нажима со стороны родственников, соседей, сослуживцев и часто вынужден подчинять им свое поведение. Так, для многих американцев немаловажно мнение о них своих друзей, сослуживцев, соседей. Например, покупка некоторых вещей может быть связана не с действительной потребностью в них, а с тем, чтобы о них не сказали, что они хуже или беднее своих соседей.
Американская сознательная ориентация определяется объективной реальностью, фактами, получаемыми из внешней среды. Их психология характеризуется интересом к внешнему объекту, готовностью к принятию внешних событий и ситуаций, желанием влиять на них и находиться под их влиянием, потребностью присоединиться и быть в центре происходящих событий, способностью терпеть суматоху и шум любого рода и находить в этом радость. Отличительными признаками являются постоянное внимание к окружающему миру, стремление иметь друзей и знакомых, не очень тщательно их выбирая, и, в конечном счете, сильная привязанность к выделенной для себя фигуре и, следовательно, мощная тенденция демонстрировать самого себя. Американцы полагаются на получаемое извне и не склонны подчинять личные мотивы критической проверке. Они избегают всего, что может сделать тусклым парад оптимизма и позитивизма. Почти для всех американцев характерна доверчивость к людям. Они очень правдивы — врать не принято, а уличение во лжи может разрушить репутацию человека.
Опасностью для американцев является подавление их традиционными и общепринятыми стандартами, в результате чего утрачивается любое подобие объективного чувства, то есть того, что происходит в самом субъекте. Они часто думают весьма плохо о тех самых людях, которых наиболее ценят своими чувствами. Такие мысли основываются на каком-то циничном взгляде на жизнь и зачастую повернуты вовнутрь. В результате американцы не любят оставаться одни, и когда негативные эмоции начинают доминировать, реакцией служит включение телевизора или встреча с приятелем. Американцы — народ веселый, любят шутки.
Моральные законы деятельности американцев совпадают с соответствующими требованиями их общества и соответственно с общепризнанным моральным воззрением.
В американском обществе присутствует демократическая атмосфера общения. Несколько затруднено понимание, так как, несмотря на сходные интересы, участники ставят перед собой совершенно разные цели. Начиная в одном ключе, люди все больше разделяются, отходят от первоначальной базы. По этой причине рушится много смелых планов, однако позитивно проходит фаза апробации и экспериментирования. Американцы энергично воздействуют на окружающих, подталкивая их к активной деятельности и препятствуя комфорту и спокойствию.
Тактика проведения деловой встречи с американцами
Деловой мир США за свою историю выработал стройную систему общения между фирмами как внутри страны, так и во всем мире. Это касается всех форм коммуникаций — переписки, переговоров, рекламы и т.п. Американский стиль делового взаимодействия характеризуется утилитаризмом, неприятием лишней работы, попыткой избежать напрасных затрат труда, пренебрежением к традициям, силой данного слова, тщательностью в проработке организации любого дела, анализом, разделением функций, скрупулезной проверкой исполнения, краткостью, ясностью и совместно-распределенной деятельностью.
Следует отметить также тот факт, что американцы оказали значительное влияние на стили ведения переговоров во всем мире. Так, вторая половина XX века, называемая «эрой переговоров», совпала с ростом влияния США на развитие международных деловых, экономических и политических отношений.
Руководитель группы стратегических исследований американского бизнеса Виван Кэй обращает внимание на некоторые особенности предпринимательского климата США.* Так, американцы полагают, что они превосходно разбираются в бизнесе любой страны и любой национальности. При деловых контактах они не предоставляют информацию о деталях, но ожидают понимания порядка работы и ведения бизнеса по-американски. Стиль ведения переговоров американских предпринимателей отличают профессионализм и компетентность.
* Делайте бизнес по-американски // Деловой мир. — 7 марта 1992.
В ходе деловой встречи американцы энергичны и настроены на интенсивную работу. Непременным качеством американского предпринимателя является соблюдение трех правил:
• анализируй;
• разделяй функции (обязанности);
• проверяй исполнение,
что свидетельствует об их тщательной подготовке к переговорам.
Прагматизм американцев проявляется в том, что в ходе деловых бесед, переговоров они концентрируют внимание на проблеме, подлежащей обсуждению, стремясь выяснить при этом не только общие возможные подходы к решению, но и детали, связанные с реализацией договоренностей. Американский предпринимательский прагматизм во многом обусловлен объективными факторами. Как правило, представители США обладают достаточно сильной позицией на переговорах, что не может не сказываться на характере их ведения. Так, американские предприниматели довольно настойчиво пытаются реализовать свои цели, стремятся торговаться при совершении сделки. Большое внимание при решении проблемы уделяется увязке различных вопросов — «пакетным решениям». Обсуждение сначала касается общих рамок возможного соглашения и только потом его деталей.
В беседах, на переговорах американские предприниматели предпочитают причинно-следственные аргументы, предполагающие, что вывод делается на основе фактического доказательства. Подобный тип аргументации вообще характерен для англосаксонского переговорного стиля и отличается, например, от традиций римского права, где исходной точкой доказательства служит некий принцип, а само доказательство строится как демонстрация применения этого принципа.
Средний американец, несмотря на его внешнюю активность, на самом деле достаточно пассивен. Это было уже отмечено с точки зрения его внушаемости относительно средств массовой информации. Данная черта может использоваться при ведении переговоров. При этом вся информация должна преподноситься в детальном, подробном виде. Однако информация должна быть преподнесена только во время переговоров, так как после них, то есть во внеслужебное время, она просто не дойдет до него, поскольку американцы не занимаются решением деловых вопросов после работы. Восприятие американцев складывалось в сугубо экономических условиях, которые объясняют природу их повышенного восприятия цифр. Действительно, информация, преподнесенная с убедительными цифровыми показателями и графиками, оказывает как бы гипнотическое воздействие. Поэтому, хотя каждый человек подвержен влиянию объективных условий, у американцев мысли, решения, стереотипы поведения реально определяются этими условиями, а не просто оказываются под их влиянием, то есть объективные условия доминируют над субъективными взглядами.