Виды межличностного общения, их цели
Виды и формы общения.
Общение-сложный многоплановый процеес установления и развития контактов и связей между людьми,порождаемый потребностями совместной деят-сти и включающий в себя обмен инф-цией и выработку единой стратегии взаимод-ия.
Виды:
1.1.Межличностное-непосредственные контакты людей в группах или парах,постоянные по составу участники.
2.Массовое общение-непоср-ые контакты незнакомых людей,а также коммуникация,опосредованная различными видами средств массовой инф-ции.
2.1Межперсональное-участниками общения являя-ся конкретные личности,обладающие специфич-ми индивид.качествами,кот.раскрываются по ходу общенияи орг-ции совместной деят-ти.
2.Ролевое-участники выступают как носители определенных ролей(покупатель-продавец,учиель-ученик).
Формы: 1.Прямое-исторически первая форма общения людей друг с другом.
2.Опосредованное-взаимодействие при помощи дополнительных средств(письмо,аудиотехники.).
Функции общения.
1.Прагматическая-отражает потребность потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деят-ти.
2.Ф.формирования и развития-отражает способность общения оказывать возд-ие на партнеров,развивая и совершенствуя их во всех отношениях.
3.Ф.подтверждения-обеспечивает людям возм-ть познать,утвердить и подтвердить себя.
4.Ф.объединения-разъединения людей-посредством устан-ия контактов,способстующих передаче друг другу необх-ых сведений и настраивает на реализацию общих целей,соединяя их,также может способствовать изоляции личностей в результате общ-ия.
5.Ф.организации и поддержания межличностных отношений-налаживание и сохранение устойчивых и продуктивных связей,контактов.
6.Внутриличностная-общение человека мс самим собой(через внутреннюю и внешнюю речь).
Виды межличностного общения, их цели.
1.Императивное-авторитарная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением,установками и мыслями,принуждение его к опред-ым действиям и решениям.Партнер-пассивен.
2.Манипулятивное-влияние партнера с целью достижения своих намерений осущ-ся скрытно.Партнер воспринмается как носитель нужных манипулятору качеств и свойств.
3Диалогическое-равноправное субъект-субъектное взаимод-ие с целью взаимного познания,самопознания партнеров.Создает условия для взаимного развития.
7.Смысл коммуникативной стороны общения.Общение рассматривается как обмен информацией,представлениями,идеями,настроениями,чувствами,установками.Информация не только передается,но и формируется,уточняется,развивается.
8. Механизм обратной связи, его роль в процессе общения, его основные формы.
Обр.связь-реакция,содерж-ая инф-цию о коммуникаторе и его сообщении. Под обратной связью понимается техника и приёмы получения информации о партнёре по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения. Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнёром и оценку его реакций, последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнёр воспринимает себя в общении.
В обратную связь также включены коррекции, которые вносит общающийся человек в собственное поведение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает действия партнёра.
9. Психологический смысл коммуникативных барьеров.Виды. Это психологические препятствия на пути движения инф-ции от куммуникатора к слушаетлю.
Виды:
1.Б.непонимания-Семантический(у каждого свое понимание), Фонетический(из-за звуков), Силистический(несовпадение стилей построения фраз).
2.Б.отношения—не связаны с барьером непонимания(сами придымываем,додумываем,приписываем)
3.Б.социо-культурных различий.
10.Виды коммуникативных воздействий- это не только манипуляция или внушение. К нему также относятся: убеждение, самопродвижение, просьба, принуждение, игнорирование, нападение, заражение, побуждение к подражанию, завоевывание симпатии, управление, слухи и НЛП.
Внушение-такое влияние на др.людей,которое они воспринимают неосознанно.
Конформность-сознательное изменение мнений,оценок.
Убеждение-процесс длительного воздействия на чел-ка,в ходе которого он сознательно усваивает нормы и правила поведения партнеров по взаимод-ию.
11. Средства передачи информации.Невербальные ср-ва.-Только при помощи средств-знаковых систем возможно общение.
Вербальные-используется устная и письменная речь.
Невербальные-неречевые средства.Важное значение имеют жесты рук,особ-сти походки.голоса,мимика,выражение глаз. Эти ср-ва нужны для того,чтобы создавать психологический контакт между парнтерами,выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.Но они не могут самостоятельно передавать точно значения.
Они делятся на визуальные(движения рук,ног,головы,направление взгляда,выражение лица,поза,кожные реакции,дистанция),акустические(интонация,темб,ритм,речевые паузы,смех,плач),тактильно-кинестетическиепожатие руки,хлопание по плечу) и ольфакторныеест-ый и искусственные запахи человека).
12. Характеристика процесса эффективного слушания.
Рефлексивное слушание-когда говрящий нуждается не столько в эмоц.поддержке,сколько в помощи рпи решении определенных проблем.