Конфликтогены среди персонала
Руководителю и ближайшим его помощникам по работе с персоналом необходимо научиться вычислять конфликтогенов среди персонала. Природа производственных конфликтов бывает различной. Однако типичными провокаторами и источниками конфликтов являются далеко не все сотрудники, а только обладающие весьма специфическими чертами характера. К обладателям таких черт, в частности, относятся индивиды, которые:
- думают только о себе и своих сугубо личных интересах;
- предпочитающие действовать методом штурма, а не ищущие или даже просто не принимающие путей решения, приемлемых для всех, особенно если предложение о применении таких путей исходит не от них самих;
- занимаются планомерной и полномасштабной подтасовкой фактов и данных, прежде всего о результатах собственной работы;
- тратят значительную часть рабочего времени на поиски слабых мест у коллег, рассматривая их не иначе, как в качестве потенциальных оппонентов или даже прямых противников;
- считают, что отступают только слабые люди;
- мнят себя всезнайками;
- маскируют свои намерения по дестабилизации отношений;
- стремятся к достижению цели любой ценой;
- немедленно прекращают дискуссию, если она не приносит или не сулит им явных дивидендов.
Самые крайние и недопустимые отношения в служебных взаимосвязях - это отношения двух холериков или двух флегматиков, и тем более двух меланхоликов. Самый универсальный по психотипу - сангвиник, способный уживаться и находить компромисс с представителями всех психотипов.
Самые опасные конфликтогены среди персонала - это создатели мифов. Чаще другого подвергается мифологизации в сфере бизнеса профессиональная компетенция руководителя, его административный талант, его личные качества и особенно личная жизнь. Последнее играет роль десерта для мифотворчества. Чтобы понять, как работает миф в конфликте на производстве, важно понять, чему он служит. Миф формирует ту реальность, которая нужна его творцу. Миф доказывает правомерность существования этой реальности.
Инцидент - это "старт" явного конфликтного противостояния. Счетчик включен, лента времени понеслась вдаль. С этого момента, оперируя понятиями конфликтологии, можно говорить о собственно конфликте.
Собственно конфликт характеризуется наиболее острым противостоянием, высокой интенсивностью обмена негативными мифологемами и высокой скоростью данного процесса. Все это сопровождается войной мифов, или "войной слухов и сплетен".
Термин "мифологема" означает мифический образ или комплекс таковых. Острое конфликтное противостояние не обязательно выражается в "деловых" скандалах. Ход конфликта зависит от личных качеств противных сторон.
Высокая интенсивность обмена мифологемами негативного свойства предполагает "выталкивание в эфир" как можно больше порочащей информации двумя сторонами сразу.
Причем выталкивается не один мифический образ, а несколько. Понятно, что война мифов протекает в замкнутом пространстве, где находятся члены одной общности, по-разному реагирующие на конфликт. Если приглядеться к сторонам конфликта, то мы получим следующую картину.
Любая сторона конфликта имеет свое собственное "поле". Не важно, каких оно размеров, важно, что оно есть. Внутри этого поля идет работа: источник порождает миф, распространяет его среди своих агентов, и впоследствии он "выталкивается" за пределы "поля", как боевой снаряд.
Если источник контрмифологии или его агент вторгается на "чужую" территорию, столкновение двух мифологических систем, сопровождающееся бурной эмоциональной реакцией обоих сторон, неизбежно.
Мифологемы распространяются волной радио. Вот пример с несчастным главным экономистом. Вчера все узнали, что главный экономист бросил двоих детей, а сегодня - "это он оставил двоих детей от третьего брака".
Там, где мифологические поля накладываются друг на друга, происходит явление, похожее на феномен интерференции. Там творится невообразимое.
Один миф достаточно коварен именно своим свойством изменять реальность, моделировать ее. Миф не может существовать без направления: "что, кому, куда, от кого, почему, зачем, как".
Рано или поздно, но конфликт достигает своего пика. После точки кульминации начинается следующая стадия разрешения конфликта. Она также сопровождается "войной мифологии", но с преобладанием одной из сторон. Возможно присутствие третьей силы, которая поддерживает кого-то из участников конфликта. Разрешение конфликта продолжается до признания одной из сторон побежденной. И здесь начинается самое интересное - постконфликтная стадия. Конфликт будет либо разрешен до конца, либо перейдет в разряд перманентных. Перманентный конфликт по своему течению напоминает партизанскую войну.
Если же рассматривать постконфликтную стадию с точки зрения мифологии, то на ум приходит вечная фраза: "В моем конце мое начало".
То есть острота межличностных отношений сглажена, но куда делись негативные мифологемы? Они не исчезли, а всего лишь дожидаются благоприятной ситуации или нового витка конфликта. Если размышлять с этой точки зрения, то любой конфликт перманентен. Конечно, бывают более легкие случаи, но чаще всего конфликты развиваются по такому сценарию.
Когда острота конфликта сглаживается, мифологемы кристаллизуются или, говоря бытовым языком, становятся жесткими. Как в нашем примере с директором и главным экономистом. Последнего не называют по поводу и без многоженцем и плохим отцом, но помнят об этом до следующего раза.
С течением времени выбрасываются потоки мифов. Это называется импульс-инцидентом.
Миф - грозное оружие в умелых руках. Особенно в ситуации конфликта, когда перед руководителем стоит задача сохранить лояльность персонала. Именно поэтому так важно отслеживать мифологические образцы, особенно негативного свойства.
Борьба с негативным мифотворчеством оппонента во время конфликта на производстве должна начинаться с точного установления источника мифа. На первой стадии с данной проблемой справиться легко, на всех последующих - труднее. Несмотря на то, что миф транслируют агенты, они транслируют его в "первородном" виде.
Как определить первоисточник? Кроме найденного ответа на вопрос "кому это надо?", есть лексическая привязка.
Каждый человек, как бы ни был богат его словарный запас, употребляет только одному ему свойственные речевые клише, слова-паразиты и т.д. И если миф в 9 случаях из 10 транслируется в "первородном" виде, то найти источник мифотворчества не столь уж трудная задача. Остается обезвредить источник мифотворчества. Конечно, можно и не обезвреживать. Но главное коварство любого мифа заключается в том, что миф искажает реальность до неузнаваемости.
Миф как бы преломляет реальность, она получается деформированной. Не правда ли, похоже на Закон преломления из курса физики?
В результате мифологической обработки положительному событию придается негативный оттенок.
Перед тем как бороться с негативными мифологемами, запомните "золотое правило": с мифом нельзя справиться рациональными, логическими доводами. Миф может уничтожить только новый миф. Согласно античной мифологии Медуза Горгона представляла страшную угрозу для всего живого, пока ее не ударили по отражению. Поэтому и вы бейте миф по его отражению.
КОНФЛИКТЫ СЦЕНАРНЫЕ
Сценарные конфликты представляют собой явление довольно привычное, однако далеко не безобидное уже потому, что значительно снижают эффективность работы персонала. К сценарным конфликтам относятся ситуации противостояния работников друг другу, повторяющиеся в организации или отдельных ее подразделениях с какой-либо периодичностью.
В практике управления чаще всего встречаются стили руководства коллективом, как то:
- жесткий (директивный);
- партнерский (направленный на сотрудничество);
- мягкий (представительский);
- комбинированный (гибкий, смешанный).
Отсутствие гибкости, зацикливание только на одном стиле руководства, и более того, демонстративная реализация этого стиля может вызвать сценарный, хронический, повторяющийся конфликт в подразделении или организации.
Директивный руководитель, стремящийся к единоначалию и берущий на себя персональную ответственность, является хорошим "отцом-батюшкой" для "детей-исполнителей". Однако люди творческих специальностей часто обладают непокорным характером и восстают против тотальной власти лидера. И если из организации будут уходить новаторы, то рано или поздно она начнет снижать свою эффективность и терять позиции на рынке.
Сценарный конфликт возникает не только при авторитарном, но и при излишне мягком, эмоционально-личном и дружественном стиле руководства.
Сценарный конфликт может возникнуть по причине резкого, неожиданного для подчиненных изменения руководителем стиля управления.
Сценарные конфликты и связанные с ними затяжные стрессы возникают в компаниях и подразделениях, в которых работают люди, провоцирующие столкновения сотрудников между собой. В отечественной практике управления таких людей называют конфликтными личностями. Сценарный конфликт может быть следствием внутренней завышенной самооценки и внешней заниженной оценки окружающих, проявляющихся в общении с подчиненными или коллегами.
Конфликтный человек часто анализирует характер и поступки других людей только с позиции критики, при этом положительные качества стремится представить как недостатки. Например, нетрудно критично оценить такую особенность коллеги, как частые опоздания. Но конфликтный человек может негативно оценить и высокую работоспособность: "Он много работает потому, что он - карьерист".
Больше всего склонны к повышенной конфликтности сотрудники, отличающиеся холерическим темпераментом, то есть раздражительные, вспыльчивые, эмоциональные, "горячие", часто повышающие голос и переходящие на крик. Конфликт в данном случае - это возможность "разрядки", возможность сбросить свое внутреннее напряжение на другого и тем самым освободиться и успокоиться.
Довольно часто конфликтные люди испытывают своеобразное удовлетворение в конфликтных ситуациях, потому что на период конфликта они оказываются в центре внимания коллег и руководства. С ними пытаются наладить отношения и договориться, их вызывают "на беседы", на них обижаются, с ними объединяются или вступают в конфронтацию, их обсуждают, о них спорят. Жизнь начинает вращаться вокруг них, они становятся "центром Вселенной". В итоге они получают ощущение полной, насыщенной жизни. Поэтому периодически провоцируемый конфликтным человеком сценарный конфликт - это его осознанное или неосознанное стремление почувствовать себя значимым и популярным в коллективе.
Для провоцирования сценарного конфликта и поддержания "горения конфликтного огня" необходима дополнительная жизненная энергия. И конфликтные личности ее имеют в избытке. Они не устают от разбирательств, а наоборот, сбрасывают свою энергию и одновременно подзаряжаются от других людей. Можно наблюдать, как после конфликта из отдела после работы выходят люди, все уставшие и подавленные, и только тот, кто организовал конфликт, с горящими глазами и пылающими щеками. Конфликт в этом случае - это средство реализовать свою повышенную жизненную энергию и получить энергию от других людей.
Привычные способы конфликтовать так, а не иначе, - тоже психологическая особенность конфликтной личности. Такой человек чаще всего в своем окружении наблюдал, что люди конфликтуют в агрессивной форме, со скандалами и обвинениями, криками и разборками. И каждый раз при возникновении тех или иных противоречий или проблем в работе в своем поведении человек проявляет привычные навыки общения и поведения.
Будучи маленьким ребенком, конфликтный человек наблюдает, как ссорятся его родители. Ссоры в любой семье обязательно присутствуют, но не в каждой семье они являются сценарными, одинаковыми, повторяющимися в одной и той же форме, с одними и теми же взаимными обвинениями. Усвоив родительский стиль поведения, конфликтный человек неосознанно переносит его в свою деловую жизнь. Если родители конфликтовали громко, шумно, с битьем посуды и хлопаньем дверями, то их дети будут конфликтовать в такой же форме. Если родители конфликтовали с прерыванием отношений и тягостным многодневным молчанием, то и их дети способны на подобное поведение.
В комплексе психологических особенностей, которыми обладает конфликтный человек, присутствуют еще и эмоциональные травмы, полученные им в детские годы и влияющие на эмоциональный строй его личности. Каждый раз, когда другой человек проявляет по отношению к нему непредсказуемое поведение и неожиданную резкость, он отвечает агрессией, провоцирует и поддерживает конфликт до тех пор, пока соперник не признает поражение.
Конфликтные личности, обладающие всеми перечисленными психологическими особенностями, встречаются крайне редко. Но если в каком-либо подразделении вашей организации работает человек, у которого наблюдаются хотя бы некоторые из них, и в этом подразделении периодически вспыхивают сценарные конфликты, то руководителю следует перевести этого сотрудника в другое подразделение, в котором его способности провоцировать сценарный конфликт могут не проявиться.
Может оказаться полезным проведение индивидуальных консультаций с конфликтным работником, чтобы изменить такие черты его характера, как завышенная самооценка и высокая критичность, демонстративность; повлиять на его культурные и семейные стереотипы; вылечить эмоциональные травмы детства. Темпераментные особенности слабо поддаются психокоррекции, но без сопутствующих конфликтных черт они безопасны.
По отношению к конфликтному работнику можно применять административные меры наказания: выговор, снижение премиальных, понижение в должности.
Если перевод конфликтного работника в другое подразделение, психокоррекционная работа с ним и принятие административных мер не окажутся результативными, следует подумать об увольнении такого работника с тем, чтобы восстановить нарушенный психологический климат в коллективе.
Если учесть, что более трети сердечно-сосудистых заболеваний связаны со стрессом на работе, то можно сказать, что такие жесткие меры по отношению к конфликтным личностям оправданны и что руководитель, принимающий решение об увольнении конфликтного сотрудника, заботится не только о профессиональной эффективности своих сотрудников, но и об их здоровье.