Понятия и критерии определения организация

Организационная психология в прикладном направлении

Организационный психолог может занимать 2 позиции по отношению к организации:

1) Внешнюю позицию. Выступает в роли консультанта, исследователя. Чаще сторонняя организация.

2) Внутренняя позиция. Практик работающий в организации. Может глубже изучить ситуации, знает специфику организации.

Какие функции выполняет организационный психолог:

1) Исследовательская или экспертная – собирает информацию о взаимодействии людей, изучает человека как субъекта труда

2) Консультационная функция. Консультирует и сотрудников, и менеджеров организации по приему на работу, по оптимальному использованию, планированию карьеры.

3) Педагогическо-просветительская функция.

4) Оценка персонала.

5) Проф ориентация.

6) Социально-психологическое обучение персонала. Повышение квалификации

7) Ускорение процессов адаптации работников.

8) Оптимизация взаимодействия руководителя с подчиненными.

9) Аттестация должностей: составление профессиограмм, должностных инструкций

10) Изучение условий труда и организация рабочего места.

11) Анализ личности работников. (отношение к труду, мотивация, удовлетворенность работой)

12) Обеспечение внедрения нововведений.

13) профилактика разрешение конфликтов (создание команды, дисциплины, введение нового работника в курс дел, оценка трудового вклада работников, разработка средств поддержания дисциплины, организация переговоров работника с администрацией, улучшение организации труда.

Принципы и методы исследования в организационной психологии

Эксперимент.

Цель: определение влияния какого-то фактора на действие и поведение людей. Планируется заранее. Четко выделяется независимая переменная (зарплата, например) и зависимая (поведение работника)

Отбор участников не стихийный. По возможности группы максимально идентичны. Проводится в реальных условиях с реальными сотрудниками. Рекомендации должны внедряться под присмотром психолога.

Наблюдение.

Не всегда возможен эксперимент, но мы можем наблюдать. Преимущества: не нужно создавать специальные условия. Обязательное информирование. Длительность наблюдение зависит от цели. Любое исследование начинается с четкой постановкой цели. Цель демонстрирует то к чему мы стремимся, чего мы хотим получить на выходе. Необходимо выстроить четкий план.

Принцип информативности: организационный психолог ограничен по времени.

Параметры оценки персонала: интеллектуальные способности, эмоционально-мотивационные характеристики, деловые характеристики.

Параметры оценки организации: как сотрудник видит организацию – изучить субъективные представления сотрудника об организации.

Использование любого исследовательского метода должны соответствовать ряду требований: методы должны быть объективными, хорошо контролируемые и систематичными. Результаты проверяемы и воспроизводимыми.

Собранные психологом данные подсчитываются с применением мат.статистики для большей объективности.

Понятия и критерии определения организация

Организация трактовалась как целесообразное устройство частей целого, имеющего определенную цель. Социальный инструмент реализации цели.

Сегодня используется в 3 смыслах:

1) Организация есть социальная общность, объединяющая некое множество индивидов для достижения общей цели.

2) Организация – вид человеческой деятельности, целью деятельности является достижение упорядоченности, согласованности частей целого. Например, профессионал в области работы с молодежью.

3) Организация есть степень внутренней упорядоченности, скоординированности, согласованности частей целого.

Характеристики организации:

1) Объединение и координация деятельности людей.

2) Общая цель или задача.

3) Организационная структура. Зависит от целей организации.

4) Специализация и разделение труда.

5) Организационная власть. Право руководителя направлять деятельность своих подчиненных.

6) Организационная культура. У каждой организации есть определенная культура, сленг, традиции.

7) Организационные границы. Материальные и нематериальные ограничители. Забор вокруг организации, нормы и правила поведения.

Организация как система

Система – некая совокупность внутренних взаимосвязанных частей. Не просто сумма этих частей, а взаимодействие, порождающее целостность, как единый организм.

Различают внутреннюю среду организации и внешнюю

Внутренняя: совокупность элементов, которая включает технологии, цели, задачи, структуру, персонал, технологии.

Внешняя:

О видах организационных структур.

Один из базовых элементов организации. Распределение ответственности, обязанностей на отдельные задачи.

Виды:

1) Линейная структура управления

2) Линейно-штабная:

3) Функциональная структура управления

4) Линейно-функциональная

5) Проектная структура управления

Достоинства: целое подразделение разрабатывает некий комплекс и несет за него ответственность.

Наши рекомендации