Понятия и критерии определения организация
Организационная психология в прикладном направлении
Организационный психолог может занимать 2 позиции по отношению к организации:
1) Внешнюю позицию. Выступает в роли консультанта, исследователя. Чаще сторонняя организация.
2) Внутренняя позиция. Практик работающий в организации. Может глубже изучить ситуации, знает специфику организации.
Какие функции выполняет организационный психолог:
1) Исследовательская или экспертная – собирает информацию о взаимодействии людей, изучает человека как субъекта труда
2) Консультационная функция. Консультирует и сотрудников, и менеджеров организации по приему на работу, по оптимальному использованию, планированию карьеры.
3) Педагогическо-просветительская функция.
4) Оценка персонала.
5) Проф ориентация.
6) Социально-психологическое обучение персонала. Повышение квалификации
7) Ускорение процессов адаптации работников.
8) Оптимизация взаимодействия руководителя с подчиненными.
9) Аттестация должностей: составление профессиограмм, должностных инструкций
10) Изучение условий труда и организация рабочего места.
11) Анализ личности работников. (отношение к труду, мотивация, удовлетворенность работой)
12) Обеспечение внедрения нововведений.
13) профилактика разрешение конфликтов (создание команды, дисциплины, введение нового работника в курс дел, оценка трудового вклада работников, разработка средств поддержания дисциплины, организация переговоров работника с администрацией, улучшение организации труда.
Принципы и методы исследования в организационной психологии
Эксперимент.
Цель: определение влияния какого-то фактора на действие и поведение людей. Планируется заранее. Четко выделяется независимая переменная (зарплата, например) и зависимая (поведение работника)
Отбор участников не стихийный. По возможности группы максимально идентичны. Проводится в реальных условиях с реальными сотрудниками. Рекомендации должны внедряться под присмотром психолога.
Наблюдение.
Не всегда возможен эксперимент, но мы можем наблюдать. Преимущества: не нужно создавать специальные условия. Обязательное информирование. Длительность наблюдение зависит от цели. Любое исследование начинается с четкой постановкой цели. Цель демонстрирует то к чему мы стремимся, чего мы хотим получить на выходе. Необходимо выстроить четкий план.
Принцип информативности: организационный психолог ограничен по времени.
Параметры оценки персонала: интеллектуальные способности, эмоционально-мотивационные характеристики, деловые характеристики.
Параметры оценки организации: как сотрудник видит организацию – изучить субъективные представления сотрудника об организации.
Использование любого исследовательского метода должны соответствовать ряду требований: методы должны быть объективными, хорошо контролируемые и систематичными. Результаты проверяемы и воспроизводимыми.
Собранные психологом данные подсчитываются с применением мат.статистики для большей объективности.
Понятия и критерии определения организация
Организация трактовалась как целесообразное устройство частей целого, имеющего определенную цель. Социальный инструмент реализации цели.
Сегодня используется в 3 смыслах:
1) Организация есть социальная общность, объединяющая некое множество индивидов для достижения общей цели.
2) Организация – вид человеческой деятельности, целью деятельности является достижение упорядоченности, согласованности частей целого. Например, профессионал в области работы с молодежью.
3) Организация есть степень внутренней упорядоченности, скоординированности, согласованности частей целого.
Характеристики организации:
1) Объединение и координация деятельности людей.
2) Общая цель или задача.
3) Организационная структура. Зависит от целей организации.
4) Специализация и разделение труда.
5) Организационная власть. Право руководителя направлять деятельность своих подчиненных.
6) Организационная культура. У каждой организации есть определенная культура, сленг, традиции.
7) Организационные границы. Материальные и нематериальные ограничители. Забор вокруг организации, нормы и правила поведения.
Организация как система
Система – некая совокупность внутренних взаимосвязанных частей. Не просто сумма этих частей, а взаимодействие, порождающее целостность, как единый организм.
Различают внутреннюю среду организации и внешнюю
Внутренняя: совокупность элементов, которая включает технологии, цели, задачи, структуру, персонал, технологии.
Внешняя:
О видах организационных структур.
Один из базовых элементов организации. Распределение ответственности, обязанностей на отдельные задачи.
Виды:
1) Линейная структура управления
2) Линейно-штабная:
3) Функциональная структура управления
4) Линейно-функциональная
5) Проектная структура управления
Достоинства: целое подразделение разрабатывает некий комплекс и несет за него ответственность.