Неоэволюционистское) направление

(Л.Уайт, М.Салинс, Э.Сервис, Дж.Стюард и др.)

Тема 1. Социокультурная послевоенная ситуация в США и мире и развитие культурантропологии. Коренной поворот в истории американской антропологии (50-ые гг. ХХ в.) – поворот к эволюционизму. Обращение к наследию Л. Моргана. Непризнание универсальной исторической закономерности. Трактовка эволюции как поступательного развития общества или культуры, происходящие по определенным причинам. Отказ от принципа прямолинейности классического эволюционизма. Теории неоэволюционизма: общего и частного развития, микро- и макропроцессов, закон культурной доминанты и др. Идея многолинейности в путях развития культур. Многолинейность как результат приспособления человека к различным экологическим нишам. Концепции универсальной (общей) эволюции Уайта/Чайлда, многолинейный эволюционизм Дж. Стюарда, концепция специфической эволюции Салинса\Сервиса.

Тема 2. Роль научных исследований Л. Уайта. Мичиганский университет как центр неоэволюционнистской школы. Вклад американского

ученого в формирование и развитие научного аппарата культурологии как самостоятельной науки. Отличие культурологии от психологии и социологии. Исторический, структурно-функциональный и эволюционный подходы в интерпретации культуры как соответствующие культурным процессам различного типа: временному, формальному, формально- временному. Применение системного подхода для описания и интерпретации культуры как самоорганизующейся термодинамической системы, функционирующей по естественным законам. Теория символов Л. Уайта. Культура как экстрасоматическая организация. Энергия и технология как ключевые факторы формирования культуры Значение идей Л. Уайта для развития культурологии и культурной антропологии.

Тема 3. Многолинейный эволюционизм Д. Стюарда. Культура как особая система, эволюция которой определяется потребностью адаптации к

природным условия. Феномен «параллельной» эволюции. Анализ взаимосвязи между природной средой, уровнем технологического развития

общества и его функционированием как объект исследования. Понятие культурной экологии. Культурная адаптация как непрерывный процесс. Относительность зависимости культурного своеобразия от природно- экологической среды. Стюард как основоположник экологического направления культурной антропологии.

Раздел V. Культурный релятивизм

Понятие и сущность культурного релятивизма. Критика этно- и европоцентризма предшествующей европейской и американской культурфилософской традицией. Культурный релятивизм как теория и метод познания, исследования культуры.

Концепция М. Херсковица. Критика расизма, европоцентризма, принципов географического и экономического детерминизма. Культура как уникальная модель, определяемая традицией и личностными смыслами. Понятие инкультурации в интерпретации ученого. Уровни инкультурации. Значение традиции как части культуры, отвечающей за ее стабильность. Механизм обновления культуры. Роль субъекта в процессах развития

культуры. Критика позиции Херсковица.

Раздел VI. Американская культурантропология и культурология конца

XX – начала XXI вв.

Тема1. Ведущие направления американской культурантропологической школы. Влияние школы Л. Уайта на культурологию и антропологию второй пол. ХХ в. Изменения в программе исследований: перход с традиционной ориентации на изучение незападных, дописьменных культур на исследование культур всех типов, включая постиндустриальное общество. Изучение особенностей культуры США (М.Харрис, М. Салинс и др.). Дальнейшая дифференциации знания: городская антропология, экономическая

антропология, политическая антропология, антропология религии, психологическая антропология, прикладная, этноистория, символическая антропология. Новые подходы к анализу культуры как целого – от системного до герменевтического. Роль экологической антропологии Дж. Стюарда.

Тема 2. Интерпретативная антропология К. Гирца («Интерпретация культур»). Идея о прочной и обязательной связи символа с социальным

действием. Проблема понимания культуры. Уровни интерпретации культуры как исследовательская стратегия. Диалог как приоритетный инструмент в познании культуры. Значение социальной адаптации в генезисе и формирование культуры. Текст культуры как паутина смыслов.

Роль гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс) в развитии культурантропологического знания. Самоактуализация личности как процесс

совершенствования и самоосуществления индивида.

Тема 3. Значение Йельской школы (П. де Манн, Дж. Миллер, Х. Блум, Дж. Хартман), «герменевтических» исследований У. Спейноса, Дж. Риддела, Д. О’Хара, «левого деконструктивизма» (Ф. Джеймисон, Ф. Лентрикия, М. Рьян) в расширении предметного поля культурологии. Критика логоцентризма, западной системы философии и власти. Практика американского деконструктивизма и ее особенности. Концепция общества потребления Ф. Джеймсона и ее влияние на развития культурантропологического знания. Критика теории «плавильного котла». Выдвижение концептов мультикультурализма и культурного плюрализма.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Э. А. Усовская.

Культурно-антропологические школы США. Минск: БГУ, 2009.

Наши рекомендации