ДЕТЕРМИНИЗМ — философское учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности
Пособие для самостоятельной работы студентов по
освоению учебного курса «культурология»
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ
2010-
Составитель:
докт. филос. наук, профессор Т. А. Семилет
Пособие для самостоятельной работы студентов факультета журналистики по освоению учебного курса «культурология»: Культурологические термины составлено соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения.
Печатается по решению учебно-методической комиссии факультета журналистики
Содержание
Структура и состав современного культурологического знания. Методология культурологических исследований
Основные понятия культурологии
Культура как системаКультурогенез
Типология культур
Характеристики культурно-исторических типов Востока, Запада, России
Культура и личность
Культура и глобальные проблемы современности
Структура и состав современного культурологического знания. Методология культурологических исследований
АКСИОЛОГИЯ — теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и о структуре ценностного мира.
АНТРОПОЛОГИЯ КУЛЬТУРНАЯ — научное направление, сформировавшееся в период становления современной этнологии и социокультурной антропологии. Получила развитие главным образом в США, где ее родоначальником был Ф. Боас. Задача культурной антропологии — построить теорию человека как творца и носителя культуры.
АНТРОПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — научное направление, исследующее функционирование социальных институтов и функциональную интеграцию социальных структур; сформировалась в XIX-XX вв. в основном в Англии и Франции под влиянием идей А.Р. Рэдклифф-Брауна, Б. Малиновского. В западной литературе считается, что антропология социальная отличается от этнографии и этнологии большей теоретичностью.
БИФУРКАЦИЯ — в синергетической парадигме стадия процесса развития, характеризующаяся образованием двух или нескольких возможностей дальнейшего движения процесса.
ГНОСЕОЛОГИЯ —теория познания. Раздел философии, изучающий закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.
ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822 - 1885) —русский культуролог и философ, основоположник циклической модели культурной динамики, создатель теории «культурно-исторических типов» (цивилизаций). Основной труд «Россия и Европа».
ДЕТЕРМИНИЗМ — философское учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности.
ДЕТЕРМИНИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ — философская концепция, рассматривающая культуру как относительно автономное образование, независимое от других сфер общественной жизни и играющее решающую роль в общественном развитии.
ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП — теоретическая конструкция, абстрактная модель, не имеющая прямого аналога в реальности и представляющая собой образ-схему изучаемого объекта. Идеальная типизация была предложена М. Вебером для анализа социокультурной реальности.
КОМПАРАТИВИЗМ (от лат. comparativus — сравнительный) — метод исследования, позволяющий путем сравнения выявлять общее и особенное в развитии стран и народов мира и причины этих сходств и различий. Широко применяется в исторических науках, культурологии, социологии, этнографии, языкознании.
КРЕАЦИОНИСТСКИЙ ПОДХОД — подход в понимании происхождения культуры, в основе которого лежит представление о божественном или ином сверхъестественном творении, что свойственно теологическому взгляду на культуру.
КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ — утверждение равноправности всех типов культур. Направлен против евроцентристской трактовки историко-культурного развития, подчеркивает уникальность, самобытность локальных культур, их равноценность. Составляет ядро концепции М. Херсковица, связан с утверждением относительности в понимании нормальности различных этнокультурных стереотипов поведения. Нацеливает исследователя на внутреннее понимание ценностей каждой культуры