Тест на оценку самоконтроля в общении (М. Снайдер)
Семинар 3-5. Общение как коммуникация
1. Понятие коммуникации. Коммуникация как особая функция общения. Виды, формы и средства коммуникаций.
2. Вербальная коммуникация. Принципы и нормы вербальной коммуникации.
3. Невербальная коммуникация.
4. Барьеры, препятствующие эффективной коммуникации. Условия преодоления барьеров.
5. Приемы и техники эффективного слушания.
Литература:
· Горянина В.А. Психология общения. – М.: Академия, 2009. – С.7-32.
· Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – С. 45-98.
· Панфилова А.П. теория и практика общения: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений. - М.-2009. – С.33-113
Методические рекомендации:
По вопросу 1
· виды коммуникаций: вертикальная, горизонтальная, формальная, неформальная, межличностная, межгрупповая, невербальная, вербальная, сознательная, бессознательная; формы коммуникаций: письменная, устная, эмоциональная, рациональная и т.д; средства коммуникаций: знаковые системы, документы, речь. Процессы коммуникации. «Формула Лассуэлла». Модель Джорджа Гербнера.
По вопросу 2
· язык: понятие, функции; особенности голоса и речи; структура речевой коммуникации (психологическая, социально-психологическая); характеристики речевого высказывания, влияющие на процесс взаимопонимания.
По вопросу 3
· основные каналы невербальной коммуникации. Просодика, экстралингвистика и их роль в регуляции речевого поведения. Кинесика и её компоненты как факторы коммуникативного процесса. Пространственно-временная организация общения. Такесическая и ольфакторная структуры невербального общения.
По вопросу 4
· коммуникативный барьер как психологическое препятствие, возникающее на пути передачи адекватной информации; типы коммуникативных барьеров.
По вопросу 5
· цели и факторы эффективного слушания; виды и техники слушания; структура техник активного слушания: умение разговаривать, умение услышать и понять; техники регуляции эмоционального состояния; обратная связь в межличностном общении. Виды обратной связи.
Самостоятельная работа 2.
1. Проведите самодиагностику, используя методики, направленные на выявление коммуникативных способностей:
- тест оценки коммуникативных умений
- тест на оценку самоконтроля в общении (М. Снайдер).
Проанализируйте свои результаты исследования.
Тест на оценку самоконтроля в общении (М. Снайдер)
Инструкция: Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву «В», если неверным или преимущественно неверным – букву «Н».
1. Мне кажется трудным искусство подражать повадкам других людей.
2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чём я искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
10. Я не всегда такой, каким кажусь.
Обработка результатов: по одному баллу начисляется за ответ «Н» на 1-й, 5-й и 7-й вопросы и за ответ «В» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы искренне отвечали на вопросы, то о вас, по-видимому, можно сказать следующее:
0–3 балла – у вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво и вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.
4–6 баллов – у вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но несдержанны в своих эмоциональных проявлениях.
7–10 баллов – у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко вводите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.
Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдер, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент».
Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.