Методика диагностики оценки самоконтроля в общении м. снайдера

Инструкция:

Внимательно прочтите десять предложений, описыва­ющих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или пре­имущественно верным поставьте рядом с порядковым но­мером букву «В», если неверным или преимущественно неверным – букву «Н».

1. Мне кажется трудным искусство подражать привыч­кам других людей.

2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10. Я не-всегда такой, каким кажусь.

Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой,'хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент». Люди с низким коммуникативным контролем более непосред­ственны и открыты, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.

Подсчет результатов: по одному баллу начисляется за ответ «Н» на 1, 5 и 7 вопросы и за ответ «В» на все осталь­ные. Подсчитайте сумму баллов. Если Вы искренне отве­чали на вопросы, то о Вас, по-видимому, можно сказать следующее:

0–3 балла – у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным из­меняться в зависимости от ситуаций. Вы способны к ис­креннему самораскрытию в общении. Некоторые считают Вас «неудобным» в общении по причине вашей прямоли­нейности.

4–6 баллов – у вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружаю­щими людьми.

7–10 баллов – у вас высокий коммуникативный конт­роль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоя­нии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.

Понятие «коммуникативные умения» включает в себя не только оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, но и умение установить дружескую атмос­феру, умение понять проблемы собеседника и т.д. Для проверки этих качеств предлагаем следующие тесты.

Тест 1: «УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СЛУШАТЬ»

Инструкция: «Отметьте ситуации, которые вызывают у Вас неудовлетворение или досаду и раздражение при бе­седе с любым человеком – будь то Ваш товарищ, сослужи­вец, непосредственный начальник, руководитель или про­сто случайный собеседник».

Варианты ситуаций

Ситуации, вызывающие досаду

1. Собеседник не дает мне шанса выска­заться, у меня есть что сказать, но нет воз­можности вставить слово.

2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.

3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время разговора, и я не уверен, слушает ли он меня.

4. Разговор с таким партнером часто вы­зывает чувство пустой траты времени.

5. Собеседник постоянно суетится, каран­даш и бумага занимают его больше, чем мои слова.

6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство неловкости и тре­вога.

7. Собеседник всегда отвлекает меня воп­росами и комментариями.

8. Что бы я ни высказал, собеседник все­гда осаждает мой пыл.

9. Собеседник всегда старается опроверг­нуть меня.

10. Собеседник передергивает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержа­ние.

11. Когда я задаю вопрос, собеседник зас­тавляет меня защищаться.

12. Иногда собеседник спрашивает меня, делая вид, что не расслышал.

13. Собеседник, не дослушав до конца, пе­ребивает меня лишь затем, чтобы согла­ситься.

14. Собеседник при разговоре сосредоточен­но занимается посторонним: играет сига­ретой, протирает стекла и т.д., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.

15. Собеседник делает выводы за меня.

16. Собеседник всегда пытается вставить сло­во в мое повествование.

17. Собеседник всегда смотрит на меня очень внимательно, не мигая.

18. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит.

19. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.

20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.

21. Когда я говорю о серьезном, а собесед­ник вставляет смешные истории, шуточ­ки, анекдоты.

22. Собеседник часто глядит на часы во время разговора.

23. Когда я вхожу в кабинет, он бросает все дела и все внимание обращает на меня.

24. Собеседник ведет себя так, будто я ме­шаю ему делать что-нибудь важное.

25. Собеседник требует, чтобы все согла­шались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так ду­маете?» или «Вы не согласны?»

Обработка результатов: подсчитайте процент ситуаций, вызывающих досаду и раздражение.

Интерпретация:

70%-100% – Вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.

40%-70% – Вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям, Вам еще недо­стает некоторых достоинств хорошего собеседника, избе­гайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.

10%-40% – Вы хороший собеседник, но иногда отка­зываете партнеру в полном внимании. Повторяйте вежли­во его высказывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с Вами будет еще приятнее;

0%-10% – Вы отличный собеседник. Вы умеете слу­шать, Ваш стиль общения может стать примером для ок­ружающих.

Наши рекомендации