Давайте вместе этому учиться! 6 страница

Беременность является фактором, требующим адаптации и личностного развития, открытости новому опыту. И при желанной ожидаемой беременности супругам необходимо время, чтобы перестроить свою жизнь с учетом появления малыша. Каждый принимает новую роль: женщина становиться матерью, мужчина – отцом. Это требует определенных усилий, изменений в себе. В случае незапланированной беременности, адаптация требует гораздо больших сил. Для адаптации используются определенные ресурсы.

Муздываев К. определяет ресурсы как все то, что человек использует, чтобы удовлетворить требования среды и совладать с ситуацией. Успешность адаптации к беременности напрямую зависит от характера и степени наличных и доступных ресурсов. Различают два крупных класса ресурсов: личностные ресурсы (психологические) - навыки и способности индивида, его психологические особенности и средовые (социальные) ресурсы, которые отражают доступность инструментальной, моральной и эмоциональной помощи со стороны социальной сетки. [97]

Личностные: уверенность в себе, психологическая готовность к материнству, конструктивные мотивы сохранения беременности, ценностная сфера, ориентированная на семью и ребенка… Все это будет теми ресурсами, которые поспособствуют адаптации к беременности и к ее сохранению. Напротив, инфантильность, неумение брать на себя ответственность за свои поступки, психологическая неготовность к материнству, деструктивные мотивы сохранения беременности, ценности, вступающие в конфликт с принятием роли матери, будут способствовать выбору аборта. [97]

Средовые: наличие эмоциональной, материальной поддержки семьи, друзей, социальная защищенность на работе, наличие минимальной финансовой базы для обеспечения ребенка помогут принять решение в пользу сохранения беременности. Напротив, отсутствие жилья, отвержение со стороны родных, чувство социальной беззащитности и нестабильности будет подталкивать к мысли об аборте. [97]

Важно отметить, что даже если ресурсов достаточно, нередко они остаются неиспользованными. Препятствием для их применения становятся культурные ценности, общественное мнение (например, боязнь презрения), личностные качества (например, застенчивость, гордость). Причинами, сдерживающими поиск помощи, часто оказываются возможный страх снижения самооценки, стремление женщины «не выносить сор из избы», желание сохранить в глазах окружающих мнение о себе как о человеке, у которого нет проблем, нежелание показывать свою слабость, а также боязнь потерять свою независимость и др.

Применяя эту информацию к ситуации кризисной беременности, получается, что чем выше и шире ресурсы женщины, тем легче ей адаптироваться к ситуации и сохранить беременность. Чем меньше ресурсов она видит, тем скорее она выберет аборт. Мы подошли к тому, чтобы сформулировать 4 задачу предабортного консультирования.

4 задача консультирования – это совместный анализ

личностных и средовых ресурсов беременной.

Задача - увидеть, как женщина оценивает свои ресурсы,

в чем видит самую проблемную зону,

и в чем – опору (сильная сторона ситуации).

Динамика работы с ресурсами:

1 тип: Ресурсов достаточно много,

но женщина их не осознает и не видит.

Итог работы: в ходе консультации происходит переоценка собственной жизненной ситуации: «все не так плохо, как я думала», «да, я была на эмоциях, у страха глаза велики, сейчас я вижу, что у меня есть все силы, чтобы справиться».

Давайте вместе этому учиться! 6 страница - student2.ru ***Случай из практики. Алиса, 25 лет. Официально трудоустроена, зарплата 35000 рублей. Отложена сумма 50000 в банке на счету. Узнав о беременности, отец ребенка исчез, перестал звонить и отвечать на смс. Девушка в Санкт-Петербурге снимает жилье. Хозяйка комнаты, которую она снимает, хорошо отреагировала на новость о беременности, сказала, что Алиса может так же снимать жилье и после рождения ребенка. Если не оставаться в городе, то у нее есть возможность вернуться жить к матери. Там двухкомнатная квартира, в одной комнате живет мама, в другой – сестра с мужем и ребенком. Родные особого энтузиазма по отношению к беременности не выразили. Алиса была напугана, боялась одиночества, неустроенности.

В ходе беседы мы проговорили положительные стороны ее ситуации. Была предложена помощь в виде детских вещей до 3 лет, коляска, кроватка, игрушки, для того, чтобы снять первые основные траты на ребенка, и Алиса смогла бы спокойно отложить на оплату комнаты, если решит оставаться в Санкт-Петербурге. В ходе консультации девушка «вспомнила», что 3 подруги ее поддержали, у одной уже есть дети, тоже предлагает вещи и помощь. Хозяйка комнаты – одинокая бабушка, которая сказала, что рада будет видеть рядом малыша. Были найдены дополнительные ресурсы – она может поехать в родной город и там снять жилье, стоимость будет раза в три дешевле, чем в Петербурге, и мама не отказывается иногда помогать. Звала к себе жить до 5-6 месяцев ребенка, чтобы первое время жить вместе в комнате и помогать, вставать по ночам. Алиса попросила рассказать случаи других беременных, обратившихся в центр за помощью. После рассказов о том, что одну девушку избивали, чтобы она сделала аборт, другая ночевала 3 ночи на улице на скамейке и др., девушка сказала, что «у меня все хорошо, я думала, что у меня ужасная ситуация, а оказывается, кому-то действительно плохо… мне теперь даже стыдно будет идти на аборт! Конечно, я буду рожать».***

2 тип: Расширение видения ресурсов,

проработка шагов к получению доступа к этим ресурсам.

В случае с Алисой все ресурсы уже были в зоне ее доступа, но она их не осознавала. Консультация помогла их актуализировать и снять тревожность. 2 тип работы связан с теми ресурсами, которые существенно могут помочь в ситуации, но не находятся в зоне доступа беременной. К ним нужно сделать определенные шаги. Например, негде жить, но есть родная бабушка, которая живет одна в двухкомнатной квартире. Между ними была ссора, вызвавшая прохладные отношения. Беременной нужно пойти к бабушке, рассказать ситуацию, попросить прощения за ссору, скорее всего, выслушать ряд упреков с ее стороны, и вполне возможно, что она пойдет на встречу и пустит ее с ребенком к себе жить. Может быть хотя бы на какой-то период, чтобы было время решить жилищный вопрос. Беременная может из-за гордыни, страха или по иной причине отказываться сделать такой шаг. Придумывать более трудные варианты со съемом жилья, скитаться по подругам, но только не идти к бабушке. Тогда важно проработать чувства, которые мешают воспользоваться наличными ресурсами. В работе с этими ресурсами на первый план выходит работа с чувствами – почему беременная не хочет приложить усилия? Сделать определенный шаг?

Давайте вместе этому учиться! 6 страница - student2.ru ***Случай из практики. Оксана, 31 год, из Сибири. В Петербург Оксана вместе с матерью переехала к дяде Ивану (брату матери), который обеспечивает их всех. Первый ребенок Оксаны родился без отца, этот мужчина бросил ее, сразу после новости о беременности.

Сейчас ситуация повторилась. Оксана встречалась с Аркадием, который, узнав о беременности, стал предлагать аборт. Женщина очень хотела родить ребенка, но понимала, что одна это сделать не в состоянии. Дядя, узнав о беременности, рассвирепел. Он считает Оксану неудачницей в семье, обвинил ее в том, что она постоянно создает себе и окружающим проблемы. Иван помог племяннице при первой беременности, когда она оказалась в аналогичной ситуации. Но на этот раз отказывался помогать: «Ты так и будешь рожать, то от одного, то от другого. Понимаю – в первый раз, была глупая, наивная. Но снова наступить на теже грабли – это наглость по отношению к нам. Решай свои проблемы сама. Я тебя с ребенком содержать не стану». Мать в ситуацию не вмешивалась, держалась в стороне, но своими небольшими фразами она давала понять, что дочери разумнее было бы сделать аборт.

Оксана не имела официального трудоустройства, к тому же находилась в Петербурге без регистрации. Правильным решением являлось возвращение в Сибирь. Там свой дом. Но нужны дрова, средства, дом нуждается в капитальном ремонте, условия плохие, вода в колодце через две улицы, работы в деревне нет…»***

Мы стали обсуждать с женщиной ее ситуацию. Близким ресурсом были помощь отца ребенка и дяди. Но они в этой помощи отказали. Простым решением здесь было сдаться и сделать аборт. Но Оксана чувствовала ответственность перед зачатым ребенком и любила Аркадия, поэтому вдвойне хотела родить этого малыша.

Мы подошли ко второму этапу работы – это разработка плана доступа к тем ресурсам, которые существенно могут помочь в ситуации, но не находятся в зоне доступа беременной. К ним нужно сделать определенные шаги. 1. Было предложено организовать встречу психолога центра с Оксаной и Аркадием. Беседа с отцом ребенка могла дать положительные результаты, если, конечно, он сам согласится на эту встречу. 2. Было предложено пригласить в центр мать Оксаны и дядю. Из истории было видно, что они любят женщину, но злость и раздражение на нее мешают им протянуть ей руку помощи и найти решение. 3. Оксана сказала, что жена дяди поддерживает ее в желании родить, поэтому ей следовало поговорить с ней, может быть она сможет что-то посоветовать. 4. Необходимо было взвесить все аргументы за возвращение в Сибирь.

Давайте вместе этому учиться! 6 страница - student2.ru ***Оксана металась. Чтобы осуществить эти шаги, нужны было преодолеть собственную гордыню. Она много раз повторяла, что чувствует себя очень унизительно, что легче сделать аборт, чем клянчить помощь. Она агрессивно высказывалась в адрес дяди, обвиняя его в эгоизме.***

Этот комплекс чувств характерен практически для всех ситуаций, где возникает необходимость работы со 2ым уровнем ресурсов. Захлест чувствами, обида, гордость, стыд – с ними сталкивается любая беременная женщина, вынужденная просить, часто умолять о помощи в сохранении ребенка. В этом заключается противоречие ситуации. Беременность должна быть в жизни любой женщины тем периодом, когда о ней заботятся, когда она может переложить все проблемы на чужие плечи и думать только о малыше. Здесь же выходит все наоборот.

И я много раз видела, как женщины сдаются. Они отказываются бороться. Иногда шаги оказываются очень простыми, короткими. Один разговор и, родные меняют свой гнев на милость. Но женщина оказывается не в силах переступить через свою гордость и просить о помощи.

На этом этапе есть психологическая ловушка для людей, работающих с женщинами при кризисной беременности. Женщина пытается уйти от решения собственных проблем, переложив это на плечи помогающих специалистов – психолога, социального работника. Она жалуется, плачет, но с упорством и яростью отказывается от собственных активных действий. Беседы на этом этапе бывают достаточно напряженными. Важным оказывается отстоять свои профессиональные границы: приходится объяснять женщине, что мы готовы оказать необходимую помощь, участвовать в беседах с разными людьми, составлять план дальнейших действий, помочь вещами, лекарствами, в определенных ситуациях – материально, но окончательное решение проблем – это не наша задача, а ее ответственность. Мы временные люди в твоей судьбе, а родные будут с тобой всю жизнь, тебе самой нужно говорить с ними, это твоя жизнь.

Нет безвыходных ситуаций,

Есть люди, которые не ищут выхода!

Этот эпиграф очень важен. Я видела множество ситуаций, казалось бы, самых ужасных, но всегда находился выход, если женщина хотелаего найти. Многолетний опыт работы с беременными в трудной жизненной ситуации позволил накопить центру множество стратегий решения тех или иных проблем, а женщине остается только выбрать из предложенных вариантов, просто повторить кем-то уже пройденный путь. Но захочет она его пройти или нет, зависит только от женщины.

Давайте вместе этому учиться! 6 страница - student2.ru ***В случае с Оксаной ей мешала обида на дядю. Она была убеждена, что он ДОЛЖЕН ей помогать. Она не предъявляла таких требований ни к отцу ребенка (его она оправдывала), ни к матери (она ее жалела), а только к дяде. Мы с ней долго говорили о том, что дядя НЕ ДОЛЖЕН ей помогать. Он МОЖЕТ это сделать, но он имеет право этого и не делать. И его злость тоже понятна и объяснима. Ведь он предупреждал ее и просил быть осторожной в начале отношений с Аркадием.

Оксана высказывала мысли о мести, у нее были фантазии на тему «раскаяния» - что если бы она покончила сейчас жизнь самоубийством, то все они бы поняли, как обидели ее, и вина за ее смерть на всю жизнь легла бы на них. Мы прорабатывали с ней ее суицидальные фантазии. Она вспомнила, что у нее есть старший ребенок, который ни в чем не виноват, и она не имеет права лишать его сейчас матери. Оксана поняла абсурдность своих фантазий, а главное, их опасность – они мешали ей сосредоточиться на решении проблем, уводя в сторону мечтаний.

Через два дня Оксана позвонила и сказала, что сама еще раз поговорила с дядей. Проработанные на консультации эмоции позволили ей в разговоре с ним сменить тон с требующего на просящий. Иван это почувствовал и пошел навстречу. Он сказал, что хочет встретиться с Аркадием, а после этого будет решать, что делать. Выяснилось, что Аркадий очень испугался. У него нет стабильного заработка. Он рисует картины, работает реставратором. Выплату часто задерживают. Стабильности в работе нет. Аркадий сказал, что в целом был бы рад ребенку, но боится брать на себя такую ответственность. В итоге, они нашли такое решение. Аркадий согласился переехать вместе с Оксаной в Сибирь. А комнату Аркадия в Петербурге они станут сдавать. Иван согласился помочь найти съемщиков, забирать у них деньги и пересылать их паре каждый месяц. Это позволит им получить некоторую стабильность в доходах. Через месяц Оксана и Аркадий уехали.***

В итоге участие специалистов центра в беседе с родными Оксаны не понадобилось. И так чаще всего и бывает. Женщине сначала нужно почувствовать уверенность в своих силах, поддержку, а затем у нее самой получается войти в контакт с людьми, которые могут помочь.

3 тип: Поиск доступа к дополнительным ресурсам,

необходимым в определенной ситуации.

Иногда действительно необходима серьезная помощь, тогда женщине нужно предложить адреса и телефоны, где эту помощь могут оказать или лучше, когда психологическую консультацию проводит центр, который сам располагает возможностью оказывать материально-вещевую-продуктовую помощь. Бывают ситуации, которые кажутся безвыходными. Но мы уже говорили о том, что выход есть всегда.

Давайте вместе этому учиться! 6 страница - student2.ru ***Случай из практики. Мария, 28 лет. Сирота, ее мать лишили родительских прав, когда ей было 12 лет, с тех пор она жила в детском доме. Когда ей было 16, мать умерла. Маше досталась комната в общежитии. Девушка закончила педагогический колледж. Потом ее пригласили работать няней в семью. По характеру она мягкая, уступчивая. К жизни мало приспособлена, не умеет постоять за себя, доверчива, наивна. Отношения с мужчинами не складывались. Первый молодой человек выпивал, бил ее. Поэтому они расстались.

В 25 лет она познакомилась с Русланом. Они стали жить вместе в комнате Маши. Прожили вместе 2 года. Руслан предложил ей переехать в Москву, так как у него там были друзья. Маша долго сомневалась, но побоялась потерять Руслана, поэтому согласилась. Руслан показал Маше деньги, сказал, что накопил на покупку квартиры, и уговорил девушку продать ее комнату, чтобы жить первое время в Москве на эти деньги. Он сделал ей предложение, но сказал, что пожениться лучше уже там. Девушка полностью доверилась молодому человеку. Когда они приехали в столицу, то два месяца жили у его друзей. В небольшой квартире их было 6 человек. Они каждый день ходили куда-то отдыхать – рестораны, развлечения. Все деньги были на руках у Руслана.

Там Маша поняла, что беременна. Она сказала, что Руслан был шокирован этой новостью. Четыре дня он был в ужасном настроении, по малейшему поводу начинал кричать на нее, вел себя очень грубо. Маша сказал, что первый раз видела его таким. Она целыми днями плакала. Стала спрашивать, почему они не женятся, почему он не покупает жилье, раз обещал, где она здесь сможет пойти ко врачу и где будет рожать. Вечером Руслан принес ей билеты на поезд и немного денег. Сказал, чтобы она ехала обратно в Питер, что он ее не любит, семьи у них не получится, а на вопрос о ребенке ответил, что это не его дело.

Маша приехала в Петербург и поехала к своей подруге по детскому дому, Лене. Все вокруг видели только один выход – аборт. Но Маша и после аборта свою жизнь представляла слабо – идти некуда, жить негде, деньги заканчиваются, сердце разбито… Лена через интернет нашла наш центр.

Первая беседа была трудной – о беременности говорили мало, практически два часа мы разбирали отношения девушки с мужчинами, а именно – с Русланом. Она искренне верила в его слова, и только теперь начинала понимать, насколько жестоко он ее обманул. У девушки были суицидные мысли, вызванные отчаянием, страхом перед будущим. От центра она получила деньги на проезд и продуктовый набор, чтобы не ехать к подруге с пустыми руками.

Срок беременности был 7 недель, Маша согласилась, что сейчас не в состоянии принять объективное решение относительно того, делать аборт или нет. После беседы девушка стала успокаиваться, меньше плакать и больше размышлять о вынашиваемом ребенке. Ведущими были страх осуждения со стороны окружающих. Она начинала понимать, что осталась без жилья по собственной глупости. Знакомые смеялись над ней, кто-то злорадствовал, Маша чувствовала себя униженной и беспомощной. Во время второй и третьей беседы девушка начала принимать решение относительно судьбы ребенка. У нее до беременности были серьезные гинекологические проблемы. В женской консультации врач сказала, что с имеющимися проблемами наступление беременности - это чудо. Учитывая все это, девушка боялась бесплодия после аборта, а детей иметь хотела.

В итоге Маша сказала, что очень хочет сохранить ребенка: пусть Руслан и поступил подло, но она его любила, поэтому ребенок зачат по любви и ни в чем не виноват; осложненный гинекологический диагноз заставлял бояться бесплодия после аборта, и эта беременность могла оказаться ее единственным шансом на материнство. Но при этом девушка понимала, что одна сохранить ребенка не сможет, нет никаких условий для этого. Ей и одной сейчас будет крайне тяжело, а с ребенком – просто невозможно. Вариант рождения и передачи ребенка в детский дом вызывал у нее панику, поскольку девушка сама прошла через сиротство и ни в коем случае не хотела этого для своего малыша.

Мы стали искать пути выхода из этой ситуации. Девушка все еще колебалась в своем решении. По сути, она хотела понять, насколько реальную помощь от окружающих она сможет получить. Через центр нашлась семья, согласившаяся поселить девушку у себя на даче на год. Они сказали, что если у них не возникнет претензий к ее поведению, то она сможет остаться там и подольше. Спонсорская помощь позволила обеспечить девушку продуктами питания и лекарствами, необходимыми во время беременности. Но у девушки не было прописки и регистрации. Через социальную службу имелась возможность сделать регистрацию как лицу БОМЖ. На основании этого документа можно было уже законно находиться в городе, получать медицинское обслуживание. Возникал вопрос о последующей регистрации ребенка.***

Схема работы с ресурсами в данном случае: 1. Наличных ресурсов не было – отец ребенка в помощи отказал, родственников у девушки нет. 2. Доступные ресурсы. Также нет. 3. Здесь требовалась работа по поиску дополнительных ресурсов. Был составлен план поиска дополнительных ресурсов (социально-психологического сопровождения девушки): поиск места для временного проживания девушки, решение вопроса с регистрацией, поиск спонсоров для обеспечения девушки всем необходимым, решение юридических вопросов, связанных с регистрацией ребенка и получения им медицинской помощи после рождения, трудоустройство девушки или ее постановка на биржу труда. Чтобы преодолеть подобные трудности, нужна большая решимость, уверенность в крайней необходимости этих действий.

Давайте вместе этому учиться! 6 страница - student2.ru ***Маша сразу после рождения ребенка жила у подруги, затем на даче у волонтера центра. Затем Маше через знакомых удалось найти работу сиделки при больном старике с возможностью проживания с ребенком у хозяев. Когда мальчику было 1,7, Маша сошлась с разведенным мужчиной, она переехала жить к нему. После этого за помощью она обращаться перестала.***

2.4. Восемь типов принятия решения
относительно исхода беременности.

Некоторые говорят, что есть только 2 способа решения ситуации – родить или сделать аборт, но вопрос гораздо глубже. Выше мы разобрали 4 этапа принятия решения: 1. Оценка новости о беременности Þ 2.«сбор реакций» и информации от окружения Þ 3. «провозглашение» решения – аборт или рождение ребенка Þ 4. Оценка принятого решения (удовлетворение или разочарование). Исходя из комбинации этих этапов, можно выделить 8 типов принятия решения об исходе беременности. Давайте рассмотрим каждый тип решения на конкретном реальном случае.

1 тип принятия решения:

1. Женщина на новость о беременности отреагировала негативно (мысли об аборте) Þ 2. окружающие высказывают разные точки зрения Þ 3. она сохраняет свое отрицательное отношение к беременности (желание сделать аборт), делает аборт Þ 4. спустя определенное время говорит, что довольна; оценивает свой поступок, как правильный.

Давайте вместе этому учиться! 6 страница - student2.ru ***Случай из практики. Полина, 25 лет. У нее есть дочь, родилась «случайно». То есть Полине было 18 лет, был сбой месячного цикла, когда поняла, что беременна, было уже 18 недель. Вместе с мамой решили, что на криминальный аборт не пойдут – родила. Дочь очень любит, гиперопека. С отцом девочки на момент узнавания о беременности она уже рассталась, общаются, но редко. Когда дочке было 2 года, познакомилась с молодым человеком, он хорошо ухаживал, нежно относился к девочке. Они стали встречаться, жить вместе. Но Полина по ее признанию, его не любит, ждет кого-то другого от судьбы, а Дмитрий просто очень хорошо к ней относится. Она беременела от него 2 раза, оба раза делала аборт. При этом всегда говорит, что очень хочет еще детей, но… от любимого человека. От бесед об аборте активно уходит: «Рожать хочу от любимого человека». Когда ее спрашивали о том, как Дмитрий относился к беременностям, пытался ли уговорить сохранить ребенка? Она отвечает: «а я его особо не спрашивала, я решила и сделала…». Она упорно повторяет, что не жалеет об абортах и повторила бы их снова…***

В данной ситуации консультация могла бы стоиться по следующей схеме. Сначала:

1. Выявление мотива аборта – нежелание связывать себя с этим мужчиной через ребенка; страх одиночества (что второй ребенок не позволит найти свое счастье); низкая самооценка, которая побуждает ее жить уже 4 года вместе с нелюбимым пусть и ласковым человеком; скрытое негативное отношение ко всем мужчинам, разочарование, обобщения типа «не осталось настоящих мужчин».

2.Затем - выявление противоречий в ее установках «очень хочу еще детей» и 2 мя абортами (по сути – это скрытое желание забеременеть, наступление беременности и испуг).

Важный момент – Полина никому кроме Дмитрия о беременности не рассказывала: «не хотела расстраивать». Это очень характерный способ поведения при таком типе принятия решения – женщина мало кому говорит о беременности, иногда не говорит даже отцу ребенка.

2 тип принятия решения:

1. Женщина на новость о беременности отреагировала негативно (мысли об аборте) Þ 2. окружающие высказывают разные точки зрения Þ 3. она сохраняет свое отрицательное отношение (желание сделать аборт), делает аборт Þ 4. Поменяла свое отношение к рождению ребенка на положительное - сожаление об аборте (постабортный синдром).При этом сожаление может наступить как сразу после аборта, так и через много лет после него. Причиной сожаления станет переоценка женщиной рождения ребенка, аборта.

Давайте вместе этому учиться! 6 страница - student2.ru ***Случай из практики. Анастасия. 29 лет. Замужем 6 лет. Женщина пришла ко мне через 2 года после того, как сделала аборт. Она рассказала свою историю. Это было 2 года назад. Муж тогда пил много пива, на этой почве между супругами были постоянные конфликты. У них уже была дочь, 3 года. «Когда поняла, что беременна, у меня даже тени сомнения не возникло, что надо делать аборт. Мужу я ничего не сказала, я была очень зла на него, тогда было просто обострение его пивной болезни, каждый вечер 2-3 бутылки. Заботы о дочери и домашние дела были целиком на мне. У меня даже мысли не возникло посоветоваться с кем-то. Я только хотела как можно быстрее сделать аборт, в голове зрела мысль о том, чтобы развестись с мужем. По сути, я всю себя готовила к этому, подогревала конфликты, провоцировала его на инициативу развода. Сделала аборт, стало так легко на душе, на все лето уехала с ребенком в деревню к родственниками. За три месяца в разлуке с мужем – успокоилась, стала скучать по супругу, ребенок скучал. Когда приехала, была, видимо, нежна с мужем, он стал откликаться на это, пиво стал пить не чаще раза в неделю. У него наладилось с работой. Я поняла, что то обострение было вызвано целой грудой накопившихся проблем. Все стало идти на лад. Я про аборт даже не вспоминала, пока муж не стал говорить о том, что хотел бы второго ребенка… Когда я услышала это первый раз, я думала, что весь мир вокруг перевернулся… Я уже и забыла, что аборт сделала, ничего не сказав ему… Стала много думать о происшедшем.»

Ко мне на консультацию она пришла с классическим постабортным синдромом – убитый абортом ребенок снится, мучает чувство вины, началась гиперопека по отношению к дочери, навязчивый страх, что с ней что-то может случиться, безумное желание забеременеть снова, чтобы «вернуть» абортированного ребенка. А получилось так, что теперь ей уже год не забеременеть. Мы работали с ней над ее чувством вины перед нерожденным ребенком и мужем. Она мучилась вопросом – рассказать мужу или нет… У нас было 5 встреч, за них она полностью приняла происшедшее на себя… и простила мужа. Получался замкнутый круг – она уверяла, что сделала аборт, потому что искренне считала, что муж, узнав о беременности, предложит аборт. Она за него это придумала. Спокойно сделала аборт. Когда стала сожалеть, то стало страшно взять всю ответственность на себя, и она начала обвинять в своей голове мужа – вот он пил, поэтому я не рассказала, сделала аборт. В этом есть доля правды, но все же доля, и очень маленькая. И вместо того, чтобы принять ответственность на себя – копила обиду на мужа, хотя сейчас отношения наладились, а ее «копление» вины, могло снова испортить их брак и отбросить его назад. Анастасия допытывалась от меня – сказать мужу или нет, по сути, она снова хотела на кого-то переложить ответственность за свой поступок. Я, соответственно, совета не давала, но помогала ей только взвесить все «за» и «против» этого шага.***

3 тип принятия решения:

1. Женщина на новость о беременности отреагировала негативно (мысли об аборте) Þ 2.окружающие высказывают разные точки зрения Þ 3. она поменяла отрицательное отношение (желание сделать аборт) на положительное, сохраняет беременность, рожает ребенка Þ 4. Поменяла свое отношение к рождению ребенка на отрицательное - сожаление о рождении ребенка. При этом сожаление может наступить как сразу после рождения, так и через много лет после него. Причиной сожаления станет переоценка женщиной рождения ребенка и аборта.

Давайте вместе этому учиться! 6 страница - student2.ru ***Случай из практики. Лиза, 16 лет. Родители лишены родительских прав, опека оформлена на старшую сестру. Забеременела от ровесника, хотела сделать аборт, но отец ребенка убедил ее рожать. Социальные службы помогли детскими вещами, кроваткой, коляской. Когда малышу было 6 месяцев, отец ребенка изменился, стал редко появляться, а затем бросил ее и ребенка и больше не появлялся. Она очень болезненно переживала это. С деньгами было трудно, они фактически жили на денежную и продуктовую помощь разных центров. Лиза стала отчаиваться. Когда ребенку было 11 месяцев, стала жаловаться подруге, что жалеет, что родила.

В 20 лет снова забеременела от другого молодого человека. Лиза однозначно решила делать аборт. Сказала, что сожалеет о рождении первого ребенка, что многих проблем можно было бы избежать. Поэтому сейчас рожать точно не станет. Лиза сделала аборт.***

В подобных ситуациях разочарование в рождении ребенка, как правило, наступает в связи с высокой нагрузкой ухода за малышом, отказе близких помогать, из-за отсутствия помощи и эмоциональной поддержки. В подобной ситуации важно оказать реальную помощь, рекомендовано посещение групп вместе с другими мамами и их маленькими детьми. Опасной станет эта ситуация в случае новой беременности в период разочарования в сохранении предыдущей, тогда, движимая, чувством безысходности и отчаяния, она может прервать наступившую беременность. Подробнее мы поговорим об этом явлении как «усталости от родительства» в главе «женщины, у которых уже есть дети».

Наши рекомендации