Роль примера. Воспитание человека
Человек и природа
Восприятия человеком природы как живой материи (влияния природы на душу человека):
«Слово о полку Игореве»:Вся природа в «Слове» наделяется человеческими чувствами, способностью различать добро и зло. Она предупреждает русских о несчастьях, переживает с ними горе и радости.
Л.Н.Толстой «Война и мир»:Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, готова полететь, как птица: её окрыляет увиденное.
Бережного отношения к природе:
Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: Герой стихотворения во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирая их в лодку, вылечивает двух заболевших зверьков. Лес для него - родная стихия, и он переживает за всех его обитателей.
В.Астафьев «Царь-рыба»: Природа способна не только защищаться, но и нести возмездие.
Иллюстрация карающей силы служит судьба Гоши Герцева. Этот герой несёт наказание за высокомерный цинизм по отношения к людям и к природе. Карающая сила несёт угрозу всему человечеству, если оно не образумится в своей намеренной или вынужденной жестокости.
Любовь к родине
Патриотизм:
К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»: Ермак изображён как герой, думающий не о сибирских богатствах, а о том, чтобы честно служить Отчизне.
К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин»: Крестьянин Иван Сусанин, спасая от верной смерти Михаила Романова, претендента на царский престол, заводит один из польских отрядов в непроходимую лесную глушь. Понимая, что смерть неминуема, Сусанин говорит, что он русский человек, среди которых нет предателей, и готов умереть за царя и родину.
Тоски по Родине, любви к Родине:
А.Никитин «Хождение за три моря»: Известный русский путешественник побывал во многих странах, видел удивительную красоту Юго-Восточной Азии, но постоянно жил воспоминаниями о Родине, тосковал о ней.
Н.Тэффи «Воспоминания»:Писательница предсказала судьбу целого поколения эмигрантов, покинувших Россию во время революции и Гражданской войны. Эти люди, тоскуя по Родине, обречены на трагическое совместное одиночество в чужих странах.
Неразрывной связи с Родиной,родной землёй:
А. Солженицын «Матрёнин двор»:Для Матрёны Васильевны её дом, двор, деревня имеют гораздо большее значение, чем место, где живёшь. для героини это смысл её бытия, часть её жизни, память о прошлом, о близких.
Историческая память(сопричастности к ходу истории)
А.П.Чехов «Студент»: Перед Пасхой Иван Великопольский, студент духовной семинарии, рассказывая женщинам евангельский эпизод о предательском отречении Петра от Иисуса видит, что реакция женщин необычна: они плачут о том далёком событии. Семинарист понимает, что прошлое неразрывно связано с настоящим.
В.Распутин «Поле Куликово»: На Куликовом поле Русь освободилась от рабства, отстояла себя как самостоятельная нация, и герой очерка поразился тому, насколько близко и очевидно ему то, что происходило много веков назад.
Ответственность человека за жизни окружающих
Ответственности человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей
И.Гончаров «Обломов»: Обломов при всех его положительных задатках и способностях, так и не смог из-за лени реализовать себя, превратился в живой труп.
А.П.Чехов «Ионыч»: Доктор Старцев, в молодости талантливый врач, постепенно богатея, становится важным и грубым, у него остаётся в жизни одна страсть - деньги.
Ответственности (за близких, окружающих, за свои действия)
А.де Сент-Экзюпери «Планета людей»: Писатель рассказывает об аварии, которая произошла с лётчиком в Андах, о том, как он, затерянный в снегах, заставляет себя ползти вперёд, забывая о боли. Его спасло чувство ответственности сначала за жену, затем за себя, за почту, за товарищей, которые ждут его возвращения.
Роль примера. Воспитание человека.
Роли детства в жизни человека
Л.Н.Толстой «Война и мир»:Петя Ростов накануне своей гибели в отношениях с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы»,унаследованные им в родном доме: доброту, открытость, желание помочь в любую минуту.
В.Астафьев «Последний Поклон»: Бабушка Катерина Петровна вложила во внука Витьку глубокие человеческие премудрости, стала для него символом любви, добра, уважения к человеку.
Роли семьи в формировании личности
Л.Н.Толстой «Война и мир»:В семье Ростовых всё строилось на искренности и доброте, поэтому и дети - Наташа, Николай, Петя -стали по-настоящему хорошими людьми, а в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль -безнравственные эгоисты.
И.Полянская «Утюжок и мороженое»: Негативная психологическая атмосфера в семье, бездушие взрослых стали причиной серьёзной болезни Риты, и жестокости, хитрости её сестры.
Роли материнства в воспитании
М.Горький «Сказки об Италии»: Автор считает, что мать-это «источник всепобеждающей жизни»; всё лучшее на земле - от матери.
А.Фадеев «Молодая гвардия»: В лирическом отступлении о матери автор говорит о том, что мать, её забота воспитывают в любом из нас нравственность, умение ценить жизнь.
Материнства как подвига
Л.Улицкая «Дочь Бухары»: Бухара совершила материнский подвиг, всю себя отдав воспитанию дочери Милы, у которой был синдром Дауна. Даже будучи смертельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь дочки: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого позволила себе уйти из жизни.
В. Закруткин «Матерь человеческая»: Мария во время войны взяла на себя ответственность за своих и чужих детей, спасла их, стала для них Матерью.
Взросления (роли взрослых, школы в становлении личности)
В.Тендряков «Ночь после выпуска»: Школа дала героям повести знания, но не воспитала чувства, не научила их любви и добру.
Е.Гришковец «Начальник»: Владимир Лаврентьевич, руководитель фотокружка, беззаветно любя свою работу, учил мальчишек не только секретам фотографии, но и внушал им веру в то, что они способны и талантливы. Эта уверенность помогла каждому стать личностью.
Роли учителя в жизни человека
В.Распутин «Уроки Французского»: Учительница Лидия Михайловна преподала герою не только уроки французского языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль.
В.Быков «Обелиск»: Учитель Мороз стал для учеников образцом во всём, он даже погиб вместе с ними, считая, что учитель всегда должен быть с учениками.
Равнодушия мира взрослых(детской незащищённости; безвинного детского страдания)
А.Приставкин «Ночевала тучка золотая»: Кузьмёныши, находясь в детском доме, стали жертвами жестокости и равнодушия взрослых.
Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»: Мальчик приехал с матерью в Петербург, но после её смерти оказался никому не нужен. Ребёнок замёрз, голодный и заброшенный.
Отцы и дети
Л. Н. Толстой.Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». Стремясь познать мир, стать взрослым, Николенька Иртенев постепенно познает мир, понимает, что многое в нём несовершенно, сталкивается с непониманием старших, сам порой обижает их (главы «Классы», «Наталья Савишна»)
К. Г. Паустовский«Телеграмма». Девушка Настя, Живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет…
Взаимоотношения отцов и детей
А.Алексин «Безумная Евдокия»: Оленька, героиня рассказа, эгоистка, избалованная отцом и матерью. Слепая родительская любовь породила в Оле убеждение в своей исключительности. Нежелание понимать чувства и переживания близких и друзей приводит к тяжелейшей болезни матери.
Ф.Искандер «Начало формы»: Герой рассказа, Георгий Андреевич, понял, что родительский авторитет возникает не из приказов и угроз, а завоёвывается трудом, умением доказать сыну, что отца есть за что уважать.
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»: Наставления отца помогли Петру Гринёву даже в самые критические минуты оставаться честным, верным себе и долгу.
Взаимоотношений в семье
А. Амлинский «Возвращение брата»: В повести создан образ очень искреннего, непосредственного мальчишки, мечтавшего о друге, защитнике. Он надеется обрести его в старшем брате и с нетерпением ждёт его возвращения. Но старший брат потерял себя как личности. Однако вера младшего брата помогает старшему, Ивану, вернуться к нормальной жизни.
А.Алексин «Раздел имущества»: Отношения между людьми в семье строились по принципу «нужен пока нужен».Алексин рисует открытое противостояние двух начал: доброты, сердечности, умения отказаться от личного ради близких людей(бабушка) и прикрываемой красивыми фразами бездуховности(мать).И между этими людьми - Вера. Конфликт разрешается трагедией: бабушка уезжает навсегда в деревню, а Вера вновь тяжело заболевает.