Психологическое развитие ребенка дошкольного возраста
1. Сюжет - это:
а) те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком
б) та сфера деятельности, которая отражается в игре
2. В сюжетно-ролевой игре у детей дошкольного возраста формируется:
а) произвольное поведение
б) мотивационно - потребностная сфера
в) познавательный эгоцентризм
г) произвольная память
д) творческое воображение
3. Игровое действие носит:
а) второстепенный характер
б) знаковый характер
в) планирующий характер
4. Отраженная в детских играх действительность становится:
а) сюжетом ролевой игры
б) игровым действием
в) ролью
5. В сюжетно-ролевой игре существуют два вида взаимоотношений:
а) реальные
б) символические
в) произвольные
г) игровые
6.Игра как ведущая деятельность... для развития рефлексивного мышления:
а) не имеет особого значения
б) имеет особое значение
7. Особенности развития игровой деятельности в дошкольном возрасте:
а) игра становится самостоятельной деятельностью ребенка
б) ребенок осваивает разные виды игры
в) с помощью игры дошкольник «входит» в разные сферы деятельности, расширяя возможности познания этих сфер
г) формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры
8. Новый этап в становлении изобразительной деятельности связан с интенсивным развитием в начале дошкольного возраста:
а) знаковой функции сознания
б) речи
в) произвольности
9. Особенности развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте:
а) изобразительная деятельность включается в развитие знаковой функции сознания и, моделируя действительность, расширяет границы ее познания
б) формируется ручная умелость, позволяющая передать богатое содержание рисунка
в) развивается умение создавать и воплощать замыслы
г) осваиваются специфические выразительные средства изобразительной деятельности
д) все ответы правильные
е) все ответы неправильные
10. В младшем дошкольном возрасте возникает:
а) ситуативно-деловая форма общения
б) внеситуативно-познавательная форма общения
в) внеситуативно-личностная форма общения
11. Внеситуативно-познавательная форма общения:
а) разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность ребенка в сотрудничестве
б) включена в совместную со взрослым деятельность, по не практическую, а познавательную
12. Детскую способность к самостоятельному словообразованию называют:
а) словотворчеством
б) рифмоплетством
в) эгоцентрической речью
13. Автор книги «От двух до пяти»?:
а) Л Барто
б) Б. Заходср
в) К. Чуковский
14. Речь ребенка, возникающая во время деятельности и обращенная к самому себе, называется:
а) контекстной
б) ситуативной
в) эгоцентрической
г) автономной
15. Особенности развития внимания в дошкольном возрасте:
а) значительно возрастает его концентрация
б) складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных процессов
в) внимание становится опосредованным
г) появляются элементы послепроизвольного внимания
д) внимание слабо концентрированно
16. По мере развития ... функции речи ребенок становится способным заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности, сформулировать словесно, на что он должен ориентироваться.
а) коммуникативной
б) знаковой
в) планирующей
17. У младших дошкольников память:
а) произвольная
б) непроизвольная
в) послепроизвольная
18. Ж. Пиаже установил следующие основные закономерности развития мышления в дошкольном возрасте:
а) эгоцентризм
б) синкретизм
в) трансдукцию
г) артифициализм
д) константность
е) анимизм
ж) нечувствительность к противоречиям
з) гиперболизацию
19.Исследуя …., Ж. Пиаже задавал детям вопросы, в которых надо было посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека
а) эгоцентризм
б) словесно-логическое мышление
в) синкретизм
г) наглядно-действенное мышление
20. Для детей к концу дошкольного возраста характерно наличие в более или менее развернутом виде:
а) всех видов мышления
б) одного вида мышления
в) нескольких видов общения
21.В дошкольном возрасте мышление опирается:
а) на восприятие
б) на представления
в) на ощущения
22. Мышление, осуществляемое при помощи действий со знаками, является:
а) отвлеченным мышлением
б) включенным мышлением
в) предметно-действенным мышлением
23. Ж. Пиаже предположил, что в возрасте около 6-8 лет дети вступают на новую стадию мышления:
а) стадию конкретных операций
б) дооперационных представлений
в) формальных операций
24. Представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов - это:
а) ощущения
б) зрительное восприятие
в) сенсорные эталоны
25. Особенности развития в. дошкольном возрасте:
а) зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающими
б) складывается акт рассматривания предметов
в) осваиваются сенсорные эталоны
г) возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия
д) с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется
26. На протяжении всего дошкольного возраста преобладает:
а) непроизвольная память
б) произвольная память
27. Впервые действия самоконтроля проявляются у ребенка в:
а) 1 год
б) 2 года
в) 4 года
28. Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:
а) преобладает непроизвольная образная память
б) появляется новый процесс памяти — воспроизведение
в) память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер
г) словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу
познавательной деятельности ребенка
д) складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка
е) формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную
деятельность, для овладения логическими приемами запоминания
ж) доминирует двигательная память
з) по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослым и
сверстниками развитие памяти включается в развитие личности
29. Воображение ребенка связано в своих истоках с зарождающейся к концу раннего детства:
а) образной памятью
б) двигательной памятью
в) знаковой функцией самосознания
30. Воображение ребенка складывается:
а) в игре
б) в трудовой деятельности
в) в общении
31. Чем ......дошкольники, тем менее значимы для них оценки сверстников:
а) младше
б) старше
32. Оценить себя дошкольнику гораздо ..... , чем сверстника:
а) труднее
б) легче
33. В возрасте 3-4 года ребенок ..... свои возможности в достижении результата:
а) занижает
б) завышает
в) адекватно оценивает
34. В исследованиях Т. А. Репиной показано, что 4-5 летние дети связывают самооценку в основном:
а) с собственным опытом
б) с достижениями родителей
в) с оценочными отношениями окружающих
35. К концу дошкольного возраста складывается:
а) завышенная самооценка
б) заниженная самооценка
в) дифференцированная самооценка
36. По мнению Д.Б. Эльконина, осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний обусловливает возникновение:
а) «личного сознания»
б) чувства компетентности
в) чувства превосходства
37. Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте:
а) складывается дифференцированная самооценка, самокритичность
б) развивается самостоятельность
в) появляется осознание себя во времени, личное сознание
г) ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий
д) ребенок осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы
38. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте считается:
а) соподчинение - мотивов
б) социализация
в) идентификация
39. Наиболее сильный мотив для дошкольника:
а) собственное обещание ребенка
б) исключение из игрового сообщества
в) поощрение, получение награды
40. Для дошкольного детства характерна:
а) спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по
незначительным поводам
б) неадекватная эмоциональность, бурные аффективные вспышки, конфликты по
незначительным поводам
в) импульсивная эмоциональность
41. Л.Ф. Обухова выделяет следующие основные симптомы кризиса 7 лет:
а) потеря непосредственности
б) манерничанье
в) обесценивание требований взрослого
г) симптом «горькой конфеты»
д) упрямство
42. Умение справляться со своими эмоциями социально приемлемыми способами называется:
а) эмоциональной регуляцией
б) волевой регуляцией
в) защитным механизмом
43. В период между тремя и шестью годами содержание центрального конфликта развития Э.Эриксон выразил формулой:
а) инициатива против чувства вины
б) компетентность против чувства неполноценности
в) свобода против чувства превосходства
44. Отнесение себя к мужскому или женскому полу и способность определять пол других людей - это:
а) тендерная константность
б) половая идентичность
в) социальная идентичность
45. По мнению Колберга и Шефер тендерная константность достигается приблизительно в возрасте:
а) от 2 до 5 лет
б) от 5 до 7 лет
в) от 7 до 9 лет
46. Сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности называется:
а) личностью готовностью к школе
б) интеллектуальной готовностью к школе
в) психологической готовностью к школе
47. Личностная готовность к школьному обучению предполагает:
а) сформированность у ребенка внутренней позиции школьника
б) позитивное отношение к учителям и сверстникам
в) отношение к себе
г) произвольность поведения
д) высокий уровень развития познавательных процессов
48. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе:
а) волевой регуляции ребенка
б) развития мотивационной сферы ребенка
в) эмоциональной регуляции действий ребенка
49. Произвольное поведение ребенка всегда проявляется:
а) при выполнении требований
б) при выполнении конкретных правил
в) при работе по образцу
г) в игровой деятельности
д) в общении
50. ... связана с развитием мыслительных процессов - способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы:
а) психологическая готовность к школе;
б) личностная готовность к школе
в) интеллектуальная готовность к школе
51. Многие педагоги считают, что ...... развить интеллектуальные механизмы, чем личностные:
а) легче
б) труднее
52. Внутренняя позиция школьника возникает:
а) к 5 годам
б) к 7 годам
в) к 9 годам
53. Умение ребенка учиться у взрослого определяется:
а) внеситуативно-личностной формой общения
б) внеситуативно-познавательной формой общения
54. Центральные компоненты, которые составляют психологическую готовность к обучению в школе:
а) новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности
б) в познавательной сфере знаково-символическая функция сознания и способность к
замещению, произвольность психических процессов
в) в личностной сфере произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевых качеств
г) в сфере деятельности и общения: умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность
д) в умении считать в пределах 10
55. Особенности восприятия в дошкольном возрасте:
а) восприятие превращается в особую познавательную деятельность
б) складывается акт рассматривания предметов
в) зрительное восприятие становится одним из ведущих
г) воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину
д) совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение
предметов, последовательность событий
е) устанавливается зрительно-двигательная координация