Гл. 5. Индивидуальная символика: случай из психоаналитической практи­ки. Иоланда Якоби

270 Дворец грез: Иллюстрация XVI века к девятнадцатой песне "Одиссеи" Гомера. В центральной нише изображена богиня сна, держащая в руках маковый букет. Справа от нес—Роговые Ворота (ворота с прикрепленным к ним изоб­ражением быка), через эти ворота нисходят сновидения; слева от нес — Ворота Слоновой Кости с прикрепленным к ним изображением слона, через эти воро­та нисходят обманчивые сновидения. Вверху слева — богиня Луны Диана; вверху справа — Ночь, спящие и умершие младенцы.

274 Важность первого сна для сеанса психоанализа отмечалась К-Г.Юнгом в его "работе "Современный человек в поисках души" (Modem Man in Search of Soul. P. 77).

282 Жироду Жан (1882-1940) —франц. писатель, известный драматург. —Ред.

285 Личина ("persona") — термин К. Г. Юнга, означающий характерный для индивида способ взаимодействия с окружающим миром или его частью. —Ред.

288 Упоминаемая в разделе "Сон с гаданием" книга "И Цзин, или книга перемен" в пер. Рихарда Вильгельма издана с введением К. Г. Юнга (I Ching or Book of Changes. — London: Routlеdgе and Kegan Paul, 1951. Vol.1, II).

290 Значениетрех верхних линий знака Мэнь ("ворота")упоминается там же (Vol. II. Р. 229), где также утверждается, что этот знак "...уединенная тропа; чтозначит: маленькие камни, двери и открывающиеся возможности... евнухи и надзиратели, пальцы..." О знаке Мэнь см.: там же, Vol. l. P. 20.

290 Цитата из "И Цзин..." см.: там же. Vol. I. P. 23.

290 Касаясь второго вопрошания книги "И Цзин...", К. Г. Юнг писал (в своем предис­ловии к английскому изданию): "Повторение эксперимента невозможно по простой причине: первоначальная ситуация не может быть воссоздана. Следова­тельно, в каждый момент обращения к книге существует лишь один единствен­ный ответ".

291 Тема "города на горе" обсуждается К-Керсний в работе "Das Geheimnis der hohen Städte", — Europaische Revue, 1942, Juli-August; и в "Эссе о научной мифо­логии" (Kcrenyi К., Essays on a Science of Mythology. — Bollingcn. Scr. XXIII. P. 16).

292 Обсуждение К. Г. Юнгом значения числа "четыре" см.: его Собр. соч. (Vol. IХ, XI, XII и XIV); хотя так или иначе символика этого числа со всеми его значениями пронизывает красной нитью большинство работ К. Г. Юнга.

294 Ковчег Завета. — Главная святыня народа Израиля, представлявшая по библ. пре­данию (Исх. 40:20; 3 Цар. 8-9) сундук, где хранились скрижали закона —Ред.

296 О некоторых символических значениях, приписываемых игральным картам см.: "Handwörterbuch des Deutschen Aberglaubens". Vol. IV, P. 1015; Vol. V, P. 1110. Символика числа "девять" обсуждается в работе Ф. В. Хоппера "Средневековая символика чисел" (Hopper F.V., Medieval Number Symbolism. — 1938. P. 138).

298 Что касается образа "ночного путешествия" этого сновидения, см.: Я к об и И., Процесс индивидуации. // Журнал "Аналитическая Психология" (Jacobi J., The Process of Individuation // Journal of Analytical Psychology, III. No. 2. - 1958. P. 95).

299 Примитивная вера в силу телесных выделений обсуждается Е. Нейманом в рабо­те "Происхождение сознания", с. 39 (немецкое издание).

Заключение. Наука и подсознание. М.-Л. фон Франц

305 Архетипы как ячейки психики обсуждаются В. Паули в работе "Aufsätze und Vor­trage über Physik und Erkenntnis-thcorie", Verlag Viewcg Braunschweig, 196l.

305 Относительно созидательной или сдерживающей силы архетипов, см.: Юнг К. Г. и П а у л и В., Naturerklarung und Psyche. — Цюрих, 1952. С. 163 и далее.

306 Замечание В.Паули по поводу биологии изложено в его работе "Aufsatze und Vortrage...", см. выше. С. 123.

306 Более детальное объяснение утверждения относительно времени, необходимого для мутации, см.: Паули В., там же. Р. 12 3-125.

307 Историю Дарвина и Уоллеса см. в книге Хеншоу Ворда "Чарлз Дарвин" (Ward Henshaw, Charles Darwin. 1927). (АР.Уоллес (1823-1913)—англ. естествоиспыта­тель, один из основоположников зоогеографии. —Ред.)

307 Creatio continua. — "Продолжающееся творение" (лат.). Согласно христ. учейию о сотворении мира, акт божественного творения является непрерывным —Ред.

308 О доводах Декарта более подробно см. статью М.-Л. фон Франц (von Franz M. L, Der Traum des Descartes // Zeitlose Dokuments der Seele. — Studien des CG. Jung Instituts).

308 Утверждение Кеплера обсуждается К Г. Юнгом и В. Паули в совместной работе "Naturerklarung und Psyche" (см. выше. Р. 117).

308 Слова Хейзенберга цитируются по работе Ханны Арендт "Состояние человека" (А г end t Hannah, The Human Condition. — Chicago University Press, 1958. P. 26).

308 Предположение В.Паули о параллелях, возникающих при исследовании психо­логического и физического можно найти в "Naturerklarung...", см. выше, Р. 163.

308 Концепцию Нильса Бора о взаимодополняемости см.; Bohr Niels, Atomphysik und menschliche Erkenntnis. — Braunschweig. P. 26 и далее.

308 Слова В. Паули были процитированы К Г. Юнгом в его "Духе Психологии" // Сборник под ред. И. Кэмпбелла "Ежегодник Эранос: коллективные труды" (Jung C.G., The Spirit of Psychology // Collected Papers of the Eranos Year Book. Jos. Campbеll, Bollingcn, Ser. XXX, 1, N.Y.: Pantheon Books, 1954. P. 439).

309 В.Паули рассматривает "первичные возможности" в "Vortrage...", см. выше, Р. 125.

309 Параллели между микрофизикой и психологическими понятиями также пред­ставлены в работе В. Паули "Vortrage...": описание подсознания с помощью пара­доксов — Р. 115-116; архетипы как "первичные возможности" — Р. 115, подсозна­ние как "поле" — Р. 125.

310 Слова Гаусса цитируются по: Gauss, Werke. Vol. X. P. 25, письмо к Ольбсру, и приводилось также у Б. Л. Ван-Дер-Вардена, в кн.; van der W а с г d с n B. L, Einfall und Ueberlegung: Drei Kleine Beitrage zur Psychologie des mathematischen Denkens, Basel, 1954.

310 Пуанкаре цит. по: там же, Р. 2.

310 Мнение В. Паули о том, что идея подсознания окажет влияние на вес естествен­ные науки см.: P a u l i W., Vortrage..., P. 125.

310 Идея возможного всеединства жизненного феномена была подхвачена В. Паули: см. там же, Р. 118. Концепции К. Г. Юнга о "синхронной композиции", содержа­щей и материальное и психическое, см.: Синхронность: аказуальный связующий принцип II Собр. соч. (Synchronicity, an Acausal Connecting Principle // Collected Works, Vol. VIII).

310 Идея К. Г Юнга об "unus mundus" следует некоторым средневековым схоласти­ческим представлениям (Дж-Дунса Скота и др.), в соответствии с которыми "unus mundus" был целостным архетипическим представлением о мире, сущест­вовавшим в разуме Всевышнего до того момента, как Бог материализовал его.

311 Ханна Арендт цит. по: "Состояние человека", см. выше, Р. 266.

311 Дальнейшее обсуждение "первичных математических озарений" см.: Паули В., Vortrage..., см. выше, Р. 122; а также К о нес т Ф., Математика и реальность (Сonseth Ferd, Lеs mathematiques et la röalite.— 1948).

311 В.Паули, следуя за К. Г. Юнгом, обращает внимание на то, что наши сознатель­ные представления упорядочиваются, прежде чем стать осознанными, см.: Vort­rage-, там же, Р. 122, а также К о н с с т Ф., см. выше.

311 Утверждение Б.Л.Ван-Дер-Вардена заимствовано из его "Einfalt und Ueberle­gung...", см. выше, Р. 9.

Наши рекомендации