Электрофизиологические корреляты речевых процессов
Задание 1: Объясните нейронные корреляты восприятия слов и назовите фазы перистимульных гистограмм импульсной активности нейронных популяций 46-го поля (рис.2):
Рис.2 Исследование мозговой организации речи с помощью анализа импульсной активности нейронов (А) и ПЭТ (Б) (по Н.П. Бехтеревой).
Задание 2: Расскажите в чем заключается метод пространственной синхронизации биопотенциалов, обеспечивающих речевую деятельность.
Задание 3: а) Выведите общие закономерности мозговых механизмов речи на основе анализа вербальных раздражителей;
!!!! б) отрицательный компонент N 400, или N 4 рассматривается как показатель принятия лексического решения. Постройте причинно-следственную диаграмму ВП или событийно-связанных потенциалов (ССП) при восприятии одних и тех же слов, получающих разную интерпретацию в зависимости от контекста;
в) Какой из графиков (рис.3) соответствует варианту ответа на слово, завершающее предложение:
Рис.3 Событийно-связанные потенциалы на слова, завершающие предложения (по M.Kutas & S.Hillyard, 1980).
1) соответствующие смыслу предложения (он намазал хлеб маслом)
2) несоответствующие смыслу предложения (он намазал хлеб носками)
3) имеющее тот же смысл, что и в первом случае, но иную форму написания (он намазал хлеб МАСЛОМ).
!!!! Задание 4: Решите задачу: Испытуемому Б. были предложены пары слов различных по семантическому содержанию: холодный – горячий, черное – белое, верх – низ, храбрый – трусливый, первый – последний, сильный – слабый. Оцените степень рассогласования событийно-связанных потенциалов на соответствующие пары слов. Постройте схематический график.
Рефлексия. Проведите методику «Барометр настроения» в ходе проведения занятия.
Основная литература:
1.Морозов В.П., Вартанян И.А., Галунов И.И. и др. Восприятие речи. Вопросы функциональной асимметрии мозга. Л.: Наука, 1988.
2. Физиология речи. Восприятие речи человеком. Л.: Наука, 1976.
3. Хризман Т.П. Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга человека. М.: Педагогика, 1991.
Дополнительная литература:
1. Чуприкова Н.И. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. М.: Просвещение, 1967.
2. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: МГУ, 1975.
3. Иваницкий А.М., Стрелец В.Б., Корсаков И.А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. М.: Наука, 1984.
4. Блум Ф., Лайзерсон А., Ховстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988.
Семинарско-практическое занятие (4/2 часа)
Тема 4. «Психофизиология двигательной активности. Методы оценки психомоторных функций»
Цели работы: на основании психофизиологических показателей сделать заключение о динамике психомоторных функций.
В ходе проведения занятия формируются следующие компетенции:
ОК-4способенк использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики;
ПК-6способность к психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека.
План проведения семинара
Вопросы: 1. Классификация движений
2. Функциональная организация произвольного движения
Опрос по цепочке:
1.Какие целевые функции выполняет двигательная система?
2.Как объясняет Х. Джексон проблему разделения двигательных актов на "автоматические " и "волевые».
3. Из каких составляющих складывается Механизм позы? Что обзначает термин «схема тела».
4. Что означает термин локомоция и как происходит управление локомоцией?
5. Каким образом обеспечивается единовременность команды, поступающей к исполнительным аппаратам?
План проведения практической работы
1.Знакомство с методикой измерения мышечной силы кистей рук и становой силы.
2. Измерение статической мышечной активности, статического и динамического тремора рук.
3. Определение простой зрительно-моторной реакции.