Электрофизиологические корреляты речевых процессов

План семинарского занятия

Электрофизиологические корреляты мышления

Задание 1: Подготовьте рецензию на работу Н.П. Бехтеревой Нейрофизиологические основы мышления. Л.: Наука, 1985.с.98-102. (Ссылка:http://www.ido.rudn.ru/psychology/psychophysiology/biograf28.html).

Какой вклад в решение проблемы нейронных кодов и нейронных корелятов внесли исследования Н.П. Бехтеревой и ее сотрудников?

Психофизиологические аспекты принятия решения

!!!! Задание 2: (ЛР) Установлено, что при умственной деятельности происходит перестройка частотно-амплитудных параметров ЭЭГ, охватывающая все основные ритмические диапазоны от дельта до гамма. Рассмотрите предложенный вам вариант электроэнцефалограммы человека снятую при решении задач различной степени сложности, и дайте характеристику частотно-амплитудным параметрам ЭЭГ.

Задание 3: Исследования показали, что при умственной деятельности происходит резкое увеличение числа участков коры, корреляционная связь между которыми по различным составляющим ЭЭГ обнаруживает высокую статистическую значимость. Определите пространственно-временную организацию ЭЭГ испытуемого при решении различного типа задач. Данные занесите в таблицу:

Тип и условия задач Показатели межзональных отношений
Вербальные, арифметические  
Математические  
Решение задачи по образцу  
Различные способы решения математических задач 1.
2.
Степень оригинальности  

Задание 4: В каких зонах коры возрастает степень дистантной синхронизации биопотенциалов при решении определенного типа задач (см. задание 3). Сделайте надписи на рис. 1.

Электрофизиологические корреляты речевых процессов - student2.ru

!!!! Составление матрицы процесса принятия решения. Задание 4:

а) Составьте сравнительную характеристику информационного эндогенного колебания волны Р 300, или Р 3, как психофизиологического коррелята когнитивных процессов:

- с позиции теории ФС,

- с позиции информационного подхода,

- с позиции внутренней организации поведенческого акта;

!! б) Составьте дерево понятий по вопросу «Психофизиологические аспекты принятия решения»

Психофизиологический подход к интеллекту(СР)

Задание 5 (СР): Напишите фрагмент публичной лекции на тему «Психофизиологический подход к интеллекту»

Речь как система сигналов (СР)

Задание 6: Подготовьте реферативные сообщения (3 мин) на следующие темы:

ü Этапы эволюции коммуникаций между животными.

ü Современное состояние вопроса в механизмах внутренней речи.

ü Мозговые центры речи и нейропсихологические исследования.

ü Развитие речи и специализация полушарий в онтогенезе.

Электрофизиологические корреляты речевых процессов

Задание 7: Объясните нейронные корреляты восприятия слов и назовите фазы перистимульных гистограмм импульсной активности нейронных популяций 46-го поля (рис.2):

Электрофизиологические корреляты речевых процессов - student2.ru Рис.2 Исследование мозговой организации речи с помощью анализа импульсной активности нейронов (А) и ПЭТ (Б) (по Н.П. Бехтеревой).

Задание 8: Расскажите в чем заключается метод пространственной синхронизации биопотенциалов, обеспечивающих речевую деятельность.

Задание 9: а) Выведите общие закономерности мозговых механизмов речи на основе анализа вербальных раздражителей;

!!!! б) отрицательный компонент N 400, или N 4 рассматривается как показатель принятия лексического решения. Постройте причинно-следственную диаграмму ВП или событийно-связанных потенциалов (ССП) при восприятии одних и тех же слов, получающих разную интерпретацию в зависимости от контекста;

в) Какой из графиков (рис.3) соответствует варианту ответа на слово, завершающее предложение:

Электрофизиологические корреляты речевых процессов - student2.ru Рис.3 Событийно-связанные потенциалы на слова, завершающие предложения (по M.Kutas & S.Hillyard, 1980).

1) соответствующие смыслу предложения (он намазал хлеб маслом)

2) несоответствующие смыслу предложения (он намазал хлеб носками)

3) имеющее тот же смысл, что и в первом случае, но иную форму написания (он намазал хлеб МАСЛОМ).

!!!! Задание 10: Решите задачу: Испытуемому Б. были предложены пары слов различных по семантическому содержанию: холодный – горячий, черное – белое, верх – низ, храбрый – трусливый, первый – последний, сильный – слабый. Оцените степень рассогласования событийно-связанных потенциалов на соответствующие пары слов. Постройте схематический график.

Наши рекомендации