Именно для него существование зримого

"Для него" - т.е. для пуруши. "Зримое", т.е. познаваемое, или подлежащее познанию является условием опыта, ведущего к освобождению. Когда освобождение реализовано, зримое теряет значение для пуруши, оно словно прекращает свое существование, хотя не уничтожается.

22. Хотя "зримое" и уничтожено для достигшего цели, оно не уничтожено для других, будучи присуще [им].

Хотя зримое, т.е. познаваемое как бы исчезает для реализовавшего высшее назначение (т.е. освобождение) для других оно не исчезает, сохраняя свою власть.

23. Соединение - основание для постижения истиной природы сил "обладаемого" и "обладающего" (сва-свами).

Соединение (самйога). Словами "обладаемое" (сва) и "обладающий" (свами) обозначено соответственно "зримое", т.е. пракрити и "зрящий", т.е. пуруша. Благодаря соединению, или ассоциации пуруши или пракрити совершается познание объектов. Постижение (упалабдхи) "зримого" есть опыт (бхога), в то время как постижение зрящего в его истинной природе (сварупа) - есть освобождение (апаварга). Истинное познание (даршана) есть средство "разъединения" (вийога) пуруши и пракрита, т.е. освобождения. Познание, видение есть противоположность невидения (адаршана). Неразличение (адаршана) - причина "соединения". Знание само по себе не ведет к освобождению. Отсутствие незнания ведет к исчезновению "связанности" (бадха), это и есть освобождение. Истинное знание уничтожает причину связанности и поэтому является причиной освобождения (кайвалья-карана).

Его причина - неведенье.

Неведенье (авидья) существует в форе суммы следов ложного знания (випарьяя-джняна-васана). Оно - причина соединения "индивидуального атмана, или сознания" (пратьякчетана), в форме которого проявляется пуруша, с буддхи, и через него - со "зримым". Но когда достигнуто знание пуруши, буддхи прекращает свою деятельность и не проявляется вновь, - таким образом, истинное знание уничтожает мнимую ассоциацию пуруши и пракрити (в форме буддхи). В результате исчезает как само знание (даршана), так и незнание (адаршана), поскольку оба они относительны.

Некоторые оппоненты высмеивают этот тезис об освобождении посредством прекращения деятельности буддхи, рассказывая следующий анекдот: Простодушная жена спрашивает импотентного мужа: "О мой супруг, у моей сестры есть ребенок, почему же его нет у меня?"

"Когда я умру, ты получишь ребенка" - отвечает тот. Точно также, - продолжает оппонент, - если знание, существуя, не становится причиной прекращения деятельности ума (читта-нивритти), то где надежда, что оно прекратит ее в будущем?

В ответ на это один из учителей сказал : "Именно прекращение деятельности буддхи есть освобождение (мокша). Если отсутствует причина неведения (адаршана), деятельность буддхи прекращается. Причина связанности - неведенье, устраняется знанием (даршана). Освобождение ничто иное, как прекращение деятельности психики (читта-нивритти). В этом не может быть сомнений".

25. Вследствие его устранения - отсутствие соединения, это и есть "прекращение", т.е. освобождение зрящего.

Когда устранено неведенье, незнание, исчезает и ассоциация буддхи с пурушей. Это полное исчезновение связанности пуруши на все времена называется "прекращением" (хана). Это "изоляция" (кайвалья), абсолютная независимость пуруши ("зрящий"), который уже никогда более не соединится с гунами. С исчезновением причины страдания прекращается само страдание, это и есть прекращение. Тогда пуруша пребывает "в самом себе", "в своей собственной природе".

26. Средство "прекращения" - непрерывное различающее знание.

Различающее знание (вивека-кхьяти) - восприятие (пратьяя) различия между буддхи, который является высшим проявлением пракрити, и пурушей. Оно невозможно пока существует (присутствует) ложное знание. Когда ложное знание достигает состояния поджаренных семян и становится бездействующим, тогда

благодаря чистоте буддхи, достигаемой в результате устранения загрязнения, обусловленного клешами, йогин обретает одну из высочайших степеней бесстрастия и поток восприятия различия (между буддхи и пурушей) становится незамутненным. Такое лишенное дефектов различающее знание есть средство "прекращения" соединения пуруши и пракрити. Это путь реализации освобождения (мокша). Различающее знание возникает постепенно: благодаря изучению писаний (шастры), глубокому размышлению над изученным, медитации и самадхи.

27. Семиступенная предельная мудрость [возникает] у него.

В результате устранения загрязнений ума, которые подобны преграде или пелене, йогин проходит несколько стадий совершенствования высшего знания, или мудрости. Эти ступени таковы:

1. То, что необходимо устранить [хея] познано и не нуждается в дальнейшем познании.

2. Причины роста устраняемого ослаблены, устранены и нет необходимости в дальнейших усилиях в этом направлении.

3. "Прекращение" (хана) непосредственно испытывается в ниродха-самадхи, т.е. в состоянии прекращения флуктуаций психики.

4. Постижение того, что различающее знание (вивека-кхьяти) есть средство устранения (хана-упая) страдания, заблуждения, и что нет необходимости в дальнейшем совершенствовании йогического праксиса.

Эти четыре вида мудрости, или инсайта являются "освобождением от действий", или внешних феноменов (карья). Это освобождение достигается посредством усилий и завершает стадию духовной практики, поэтому эти ступени называются "освобождением от практики, или действий". Остальные три ступени называются освобождением от психики (читта-вимукти). Их прохождение совершается самопроизвольно, без усилий и вызывает полное прекращение деятельности читты. Это акмэ, вершина мудрости в форме высочайшего отречения, это предельное совершенство деятельности интеллекта (буддхи). Далее - освобождение (кайвалья).

5. Буддхи выполнил свое назначение,

6. Гуны - подобны тому, как камни, лишенные опоры, сами собой падают с вершины горы - стремятся к своему "растворению" и поглощаются своей причиной и не проявляются вновь, ибо нет оснований для этого, т.е. деятельность буддхи прекращается. (Здесь под гунами подразумевается их проявление в буддхи в качестве удовольствия, страдания и заблуждения).

7. На этой ступени явлен лишь пуруша, вне гун, в своей собственной природе, подобный свету, чистый и "изолированный" от всего относительного. Достижение этой последней стадии означает "освобождение-при-жизни" (дживан-мукти), т.е. когда тело йогина сохраняется, и он продолжает жить, по-видимому, как обычно.

Наши рекомендации