Об искусстве на производстве

Процесс гуманизации труда становится актуальной проблемой на современном производстве. Он направлен на раскрытие личностного потенциала человека, усиление творческого компонента и самореализацию в профессиональной деятельности. Б. Г. Ананьев отмечал важность внутренних сил личности для повышения производительности труда и раскрытия творческого потенциала человека, и называл творчество высшей интегрирующей субъективных свойств субъекта деятельности.

Профессиональная деятельность менеджера отличается постоянным нервно-психическим и эмоциональным напряжением, обусловленным как содержанием, так и условиями управленческой работы в сфере промышленного производства. Поэтому, встает вопрос о поиске нового эффективного психологического инструментария и новых форм психологического обеспечения деятельности менеджера. Под психологическим обеспечением в данной работе понимается система психологических знаний, методов и средств, обеспечивающих эффективную деятельность менеджера в заданном диапазоне.

В психологическом обеспечении различных видов профессиональной деятельности все чаще применяются методы психотерапии и психокоррекции, основанные на художественном творчестве, в том числе методы арт-терапии. Однако применение этих методов не всегда дает желаемый результат, что вызвано применением лишь отдельных диагностических и/или коррекционных процедур, отсутствием комплексности. Все это вызывает потребность в выработке обоснованных принципов и критериев целесообразности и эффективности применения арт-терапии в психологическом обеспечении профессиональной деятельности.

Основное внимание в первой части уделено анализу исследований, касающихся непосредственно возможностей применения метода арт-терапии в психологическом обеспечении профессиональной деятельности менеджера. С этой целью даны общие характеристики профессиональной деятельности руководителя, менеджера на современном этапе менеджмента. Для более полного освещения современного состояния этой проблемы необходимо было рассмотреть требования к их основным профессиональным способностям и компетенциям, индивидуально-личностным характеристикам. Изложена творческая парадигма профессиональной деятельности менеджера и высказаны предположения, что его профессиональная деятельность может выступать фактором его личностного развития.

Во второй главе рассмотрены общие концепции психологического обеспечения менеджмента. В краткой форме изложены проблемы психопрофилактики и психогигиене на производстве, этапы психокоррекционной работы. Основное внимание уделено психологическому здоровью менеджера — как предмету психологического обеспечения. Обозначено терминологическое поле психологического здоровья менеджера, выявлены факторы риска и факторы, укрепляющие психологическое здоровье менеджера.

Темы профессионального, эмоционального выгорания не однократно поднимались на тренингах по арт-терапии. Поэтому приведены основные положения, на которых мы выстраивали собственную программу арт-терапевтической профилактики данного синдрома.

Во второй части, направленной на практическое использование метода арт-терапии в психологическом сопровождении, который выступает как системный, самостоятельный компонент и важнейший этап психологического обеспечения. Поэтому приведены требования к организации предметно-средовой атмосфере арт-терапевтического процесса, а именно рекомендации к организации кабинету (АРТК), требования к художественным материалам. Представлены общие теоретические и практические знания о тренинге арт-терапевтической направленности: структуре, целях, задачах, общих принципах построения, о арт-терапевтических методических средствах и приемах упражнений, используемых в тренинге, основных процедурах (блоках).

Далее вторая часть содержит описание количественных и качественных методов диагностики, самодиагностики. На современном этапе развития практической психологии психодиагностический инструментарий представлен достаточно обширно. Тем не менее, мы приводим свою «диагностическую батарею», так как многие тесты косвенно направлены не только на возможность самодиагностики для менеджеров, но и ориентирует, мотивируют их в последующем на участие в арт-терапевтическом процессе. Мы приводим диагностические, феноменологические возможности художественной продукции.

В третьей части приводятся примеры психодиагностики из авторской арт-терапевтической практики в среде менеджеров. Отдельный параграф посвящен качественному анализу художественной продукции, контент-анализу самоописаний респондентов. Изложены результаты оценочной анкеты, отражающие отношение менеджеров к арт-терапии, и их оценку перспективности применения арт-терапии в психологическом обеспечении деятельности менеджеров.

Следует отметить, что арт-терапевтическая диагностика в данном исследовании играет важную роль. Обычно полученные данные имеют описательный характер, их трудно измерить и представить в количественных показателях. В сочетании с количественными методами качественный анализ арт-терапевтического воздействия позволяет наиболее полно представить феноменологическую картину изучаемых явлений, обеспечить их понимание, то есть увидеть субъективные смыслы, ценности, отношения человека. Данное комплексное применение исследовательского инструментария (количественного и качественного анализа) отражает тенденции современной методологии — сближение естественнонаучной и гуманитарной парадигм, и его правомерно рассматривать как гуманитарный диагностико-исследовательский комплекс изучения возможностей арт-терапии в психологическом обеспечении профессиональной деятельности менеджера.

Мы надеемся, что практикующие специалисты, используя свой опыт и знания, смогут создать собственные программы по арт-терапевтическому сопровождению представителей тех профессиональных групп, для которых актуальны современные направления и концепции психологического обеспечения, использующих творческих потенциал и средства для достижения личной и профессиональной эффективности.

Наши рекомендации