Личностные особенности возникновения социального конфликта.

Если социальные конфликты – непременный атрибут общественных отношений, то в чем же их причина? Во-первых, социальным конфликтам способствует само несовершенство общественных отношений: социальная неоднородность общества, различия в уровнях доходов, власти, социальном престиже, доступе к образованию, религиозные различия и многие другие факторы. Во-вторых, социальные конфликты стимулируются социально-психологическими характеристиками: восприятием личностью своих социальных проблем, возможностью их самостоятельного разрешения. В значительной мере поведение человека детерминируется социально-психологическими чертами личности: темпераментом, эмоциональностью, интеллектом, общей культурой и т.д.

Какой бы уровень конфликтов мы не рассматривали: межличностный, групповой или общесоциальный, - в нем всегда представлены индивиды с их социальными ориентациями, установками, мнениями и ожиданиями. На уровне социальных общностей, социальных групп эти ожидания могут быть выражены компромиссными мнениями, однако неизменным остается их субъективный характер. Значит, конфликт всегда связан с субъективными оценками и осознанием людьми противоречивости своих интересов интересам других лиц, групп, общностей или обществ. Это положение существенно расходится с марксистской концепцией конфликтов, где причинами конфликтов считаются неразрешимые объективные противоречия между большими социальными группами или классами.

Действительно, роль конфликта в жизни каждого конкретного человека весьма велика. Достаточно сказать, что почти 85% разводящихся супругов считают основной причиной распада семьи различного рода конфликты. Более 40% увольняющихся с работы также указывают на конфликт как на причину увольнения.

Появление конфликтов, как правило, связано с психологическими особенностями личности, ее поведением, затронутыми потребностями.

Анализ значительного количества конфликтов показывает, что в основе практически любого конфликта находятся нереализованные потребности и интересы конкретной личности. Особенно ярко это проявляется, если такая личность обладает определенной властью, возможностью принимать решения.

Кратко остановимся на основных характеристиках личности, определяющих ее поведение в конфликте. К таким характеристикам относятся:

• природные свойства личности, ее индивидуально-психологические особенности;

• система потребностей, мотивов, интересов;

• внутреннее представление личности о себе, ее «Я-образ».

Природные свойства личности — это то, что заложено в ней от рождения и, как правило, характеризуется степенью выраженности таких динамических характеристик, как активность и эмоциональность. Активность индивида выражается в стремлении к разного рода деятельности, проявлении себя, силе и быстроте протекания психических процессов, двигательной реакции, т.е. выступает как свойство деятельности индивида. Крайним выражением активности является, с одной стороны, большая энергия, стремительность в движении, энергичность, быстрота речи, а с другой — вялость, пассивность психической деятельности, речи, жестикуляции. Эмоциональностьпроявляется в различной степени нервной возбудимости индивида, динамике его эмоций и чувств, характеризующих отношение к окружающему миру.

В начале 20-х годов XX века швейцарский психиатр К.Г.Юнг (1875 - 1961 гг.) предложил психологические особенности индивида, вытекающие из его интереса к окружающему миру, назвать «экстраверсия - интроверсия».

Экстраверсия — характеристика психологических особенностей личности, при которой индивид сосредоточивает свои интересы на внешнем мире, внешних объектах, иногда за счет своих собственных, в некоторых случаях в результате принижения личной значимости.

Экстравертам свойственны импульсивность поведения, активность в жестах, общительность, проявление инициативы (иногда излишней), социальная адаптированность, открытость их внутреннего мира.

Интроверсия — характеризуется фиксацией внимания личности на своих собственных интересах, на своем внутреннем мире.

Интроверты считают свои интересы самыми важными, придают им высшую ценность, для них характерна необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, достаточно затрудненная социальная адаптация.

Сочетание интроверсии - экстраверсии с эмоциональными характеристиками определяет темперамент личности (рис. 3.1.).

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности, а также поведения, включая такие динамические особенности как: интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний индивида.

Различают собственно темперамент, как определенное устойчивое сочетание психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности и поведении, и его организационную основу. Известны три основные системы объяснений сущности личности: гуморальная (Гиппократ в V в. до н.э. предложил связывать состояние организма человека с соотношением различных жидкостей, циркулирующих в нем, и дал название четырем основным типам темпераментов: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик, названия которых используются до настоящего времени); конституционная (исходит из различий в конституции организма); третья система связывает типы темперамента с деятельностью центральной нервной системы. В соответствии с учением И.П.Павлова (1849 - 1936 гг.) выделяют три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов и четыре основных типа высшей нервной деятельности. В настоящее время при рассмотрении темперамента произошло соединение в названии перечисленных характеристик индивида: сильный, уравновешенный, подвижный соответствует темпераменту сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный — темпераменту флегматика; сильный, неуравновешенный — темпераменту холерика; слабый — темпераменту меланхолика.

Внешнее поведение индивидов проявляется в соответствии с различным темпераментом: у холериков —в бурных реакциях, открытости, в резких сменах настроения, неустойчивости и общей подвижности, выраженной рациональности; у флегматиков — в медлительности, устойчивости, замкнутости, слабом внешнем выражении эмоциональных состояний, логичности суждений; у меланхоликов — в неустойчивости, легкой ранимости, необщительности, склонности глубоко и эмоционально переживать даже незначительные события; у сангвиников — в подвижности, склонности к смене впечатлений, отзывчивости, общительности. Перечисленные наиболее ярко выраженные типы темпераментов оказывают существенное влияние на поведение личности в конфликте: так, флегматика достаточно сложно вывести из себя и вовлечь в конфликтное взаимодействие, тогда как холерик может «завестись» моментально, хотя все это и достаточно условно. Перечисленные типы темперамента являются относительно устойчивыми во времени, но подвержены изменениям под влиянием среды и воспитания. Вместе с тем они не характеризуют содержательную сторону личности, ее мотивацию, ценности, потребности.

В 40-е годы группа американских ученых под руководством Г.Айзенка предложила графическую интерпретацию понятия темперамента как результата взаимосвязи двух выше рассмотренных факторов: экстраверсии и эмоциональной устойчивости (см. рис. 3.1). В настоящее время разработано множество личностных тестов, позволяющих с достаточно большой долей вероятности определить психологические характеристики личности, ее приверженность к конфликтам. Наиболее известные и употребляемые тесты: MMPI, Кэттеллы, Айзенка и т.д. Тест, адаптированный к отечественным условиям, представлен в конце этой главы.

Знание возможной реакции индивида на происходящие события, исходя из его темперамента, может позволить опираться на положительные черты темперамента и преодолевать отрицательные, снизить угрозу возникновения конфликта. Так, на порывистость холерика целесообразно реагировать тактичностью и сдержанностью, инертности флегматика лучше противопоставить активность; эмоциональность и печаль меланхолика можно нейтрализовать оптимизмом. Психологи достаточно часто отмечали, что при подготовке справок сангвиники, как правило, часто пишут черновики сокращенно или их вовсе не пишут, холерики нередко из-за невнимательности делают элементарные ошибки, флегматики могут не заметить течения времени и запоздать с завершением работы.

Второй характеристикой личности является ее система потребностей, мотивов, интересов, т.е. то, что объясняет причины поведения личности, помогает понять принимаемые ею решения, участие или неучастие в конфликте.

Потребность индивида — это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее у человека побуждение к действию. Это может быть пища для нормальной жизни; жилище, чтобы спрятаться от непогоды; уважение окружающих для осознания своего места в социальной группе.

Количество и разнообразие потребностей личности велико, много и теорий, объясняющих поведение личности, исходя из ее потребностей. Наиболее известными авторами являются: А.Маслоу, Д.МакКлелланд, Ф.Герцберг [1, 3, ΙΟ]. На рис. 3,2 приведена одна из классификаций потребностей личности, предложенная американским ученым русского происхождения Абрахамом Маслоу (А. Маслов, 1908 - 1970 гг.).

А.Маслоу предложил иерархическую модель потребностей, в соответствии с которой высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в которой удовлетворены его более низшие потребности. Порядок предлагался следующий: физиологические; потребности в безопасности; социальные; потребности в уважении; потребности в самоуважении и самореализации.

Все множество потребностей личности составляет источник, мотив ее деятельности, во многом определяющее ее поведение.

Мотив — внутреннее побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей; совокупность внутренних и внешних условий, вызывающая активность личности. Мотив является основанием поступка индивида. Как правило, мотив реализуется в цели деятельности, хотя на практике возможно несовпадение. Например, стремление занять высокий пост может быть мотивировано как желанием борьбы с недостатками, так и более высокими заработками, возможностью командовать другими.

Для определения на практике характера своих потребностей в конце этой главы приведен тест для определения структуры потребностей личности.

Не менее значимым для успешного решения конфликтных ситуаций является понятие «интерес».

Интерес — форма проявления познавательной потребности личности, направленная на тот или иной предмет, отношение к предмету как к чему-то для нее ценному, важному, привлекательному, актуализированная потребность.

Интересы личности могут быть крайне разнообразны: интерес к музыке, технике, природе и т.д. Главное в данном понятии, что, проявив интерес к какому-либо предмету, человек может сделать этот интерес средством достижения своих целей. Выделяют непосредственный интерес, т.е. интерес к объекту, вызываемый его привлекательностью для личности, и опосредованный — как к средству достижения поставленных целей деятельности. Устойчивость интереса выражается в длительности его сохранения и интенсивности. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы. "

Определение основных интересов личности, затронутых в конфликте, является достаточно сложным, но необходимым процессом для правильного определения всех Составляющих конфликта, выбора форм воздействия на оппонентов, управления конфликтом.

На рис.3.3 представлена схема взаимосвязи понятий потребность - мотив - интерес, во многом определяющих поведение личности.

Рис. 3.3. Взаимосвязь понятий «потребности—мотивы -интересы».

Третьей характеристикой, определяющей поведение личности в конфликте, является внутреннее представление личности о себе, ее «Я-образ» («Я-концепция»).

Суть данной концепции состоит в осознании каждым человеком своей индивидуальности, неповторимости, своего «Я», то, каким индивид видит себя в прошлом, настоящем и будущем.

Я-концепцш была предложена американским психологом Карлом Рэнсом Роджерсом (1902 - 1987 гг.). Я-концепция формируется в процессе взаимодействия личности с окружающей средой и является интегральным механизмом саморегуляции ее поведения. Она определяет относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознанную, переживаемую как неповторимую систему представлений индивида о себе, на основании которой он строит свои взаимоотношения с остальными людьми.

Данное понятие включает представление личности о себе, своих интересах, склонностях, ориентации, самоуважении, уверенности в себе.

Практический смысл данного понятия состоит в том, что все наши отношения с окружающим миром строятся, исходя из видения своего «Я», из того факта, как реакция окружающих соотносится с собственной реакцией индивида. На основе использования данного понятия К.Роджерс предложил систему психотерапии, получившей название индерективной, централизованной на клиенте, которая призвана обеспечить устранение диссонанса между реальным опытом и Я-концепцией личности.

В конфликтологии данное понятие используется для определения причин поведения личности, которые привели к конфликту.

Стабильность «Я-образа» является предпосылкой последовательности и устойчивости поведения человека. Индивид стремится установить и постоянно поддерживать определенный набор свойств, характеризующих, как он думает, его сущность. В соответствии с набором этих представлений индивид строит свои отношения с окружающими, делает самооценку и дает оценку другим людям. В ряде случаев люди могу игнорировать объективную информацию, если она не соответствует их представлениям, и соглашаться с ошибочными или даже ложными данными, если они соответствуют «Я-образу».

Например, если индивид оценивает объективно свои способности и в процессе работы допустил неточность или ошибку, то при обнаружении этой ошибки коллегой он правильно реагирует (при прочих равных условиях) и воспримет замечание. При завышенной самооценке замечание будет воспринято либо как оскорбление, либо не будет услышано. При заниженной самооценке будут долгие переживания, вплоть до отказа работать дальше над полученным заданием.

Кратко остановимся на составляющих этой концепции.

Компоненты Я-образа представлены на рис. 3.4.

Я-реалъное — это я в настоящем, оно является синтезом установок самовосприятия и самоотношения.

Этот элемент отражает меру принятия себя в настоящем, степень самоуважения или неуважения себя.

Например, я — студент дневного факультета экономического института.

Рис. 3.4. Составляющие «Я-образа»,

Я-идеальное — некоторая совокупность качеств и характеристик, которые индивид хотел бы видеть у себя.

Я-идеальное может подменять Я-реальное, тогда человек живет иллюзией самолюбования, самовлюбленности, общаться с ним крайне сложно, его надо все время хвалить, возражения против он не слышит. Противоречие между реальным и идеальным - Я составляет одно из важных условий саморазвития личности.

Я—конструктивное — наше видение своего будущего, оно трансформирует элементы нашего идеального Я в цель деятельности: выучить иностранный язык, чтобы в будущем быть конкурентоспособным на рынке труда, получить интересную работу.

Каждое из этих «Я» включает в себя несколько составляющих.

Я-физическое фиксирует общее представление о телесных параметрах личности, ее привлекательности, Оно распространяется на наши вещи, дом, жилище и т.д.

Например, я — среднего роста, имею достаточно привлекательную внешность, умный и образованный, интересен в общении.

Я-соииальное — это отношение к себе в настоящем с точки зрения места в социальных отношениях.

Я—эмоциональное и умственное — насколько мы довольны собой, насколько мы считаем себя умными, развитыми.

Сформировавшееся самовосприятие личности лежит в основе взаимоотношений этой личности с окружающими.

Например, у личности сформировалась высокая самооценка, оценка друзей о внешнем виде, успехах в учебе, работе, спорте подтверждает это. Но если вдруг происходит провал на ответственном экзамене, увольнение с работы, наступает внутренний дискомфорт, который может перерасти во внутриличностный конфликт, сопровождаемый стрессовым состоянием. В зависимости от развитости личности возникший конфликт может привести либо к упорным занятиям, поиску работы, либо — к уходу из института, длительному стрессу.

В человеческом сознании заложены психологические механизмы защиты своего образа, своего реального «Я», они необходимы для поддержания психологического равновесия и психологического «комфорта» личности. Вместе с тем эти же механизмы могут затруднить восприятие, например, критических замечаний," так как нарушают единство созданного внутреннего образа, представления о себе.

Неадекватное представление о себе создает многие психологические барьеры (общения, игнорирования информации, чужого мнения) и конфликтность поведения.

Каждый человек вырабатывает свои формы защитных механизмов личности, которые действуют иногда на бессознательном уровне.

Психологические механизмы защиты — формы поведения личности для самозащиты от внешнего, агрессивного, по ее мнению, воздействия. В табл. 3.1 представлены примеры таких механизмов.

Психологические защитные механизмы личности формируютсубъективные причины конфликтов. Объективные причины только тогда явятся причинами конфликта, когда сделают невозможным личности или группе реализовать свои потребности, заденут личные и/или групповые интересы. Реакция индивида во многом определяется социальной зрелостью личности, допустимыми для нее формами поведения, принятыми в коллективе социальными нормами и правилами. Кроме того, участие индивида в конфликте определяется значимостью для него поставленных целей и тем, насколько возникшее препятствие мешает их реализовать. Чем более важная цель стоит перед субъектом, чем больше хочет он ее достичь, тем сильнее будет сопротивление и жестче конфликтное взаимодействие с теми, кто мешает. На рис. 3.5 представлена схема формирования причин участия личности в конфликте.

Таблица 3.1. Виды психологических механизмов защиты личности.

Механизмы защиты   Содержание механизмов  
Агрессия   реакция индивида в виде злобных нападок на того, кто дает нелестную ему оценку, что может поколебать представления индивида о себе.  
Вымещение   переориентация о1рицательного импульса или неприятного чувства с одного объекта, недоступного для ответного действия, на другой, более досягаемый.  
Проекция   бессознательное приписывание другому лицу собственных негативных чувств, желаний, черт.  
Идеализация   формирование идеализированного представления личности о себе, о своем «Я», непризнание своих ошибок, недостатков.  
Отрицание   отрицание причастности индивида к событию или возможному знанию о событии: «я ничего об этом не знал», «это не мое», «мне так сказали», «я ничего такого не говорил».  
Забывание или вытеснение   забывание того, что неприятно личности: образы и имена людей, общение с которыми ассоциируется с неприятными воспоминаниями по отношению к себе.  
Дискредитация   принижение источника информации, который дает отрицательную оценку личности, нарушающую сложившийся «Я-образ»: «кто бы говорил, только не ты», «а судьи кто?»  
Идентификация   отождествление себя с другим человеком, группой, как образцом поведения, форма подражания для облегчения своего поведения с окружающими.  
Конверсия (превращение)   превращение неприятной для индивида ситуации в шутку для сохранения его самолюбия, его «Я»; с юмором воспринимая сделанные замечания, создавшуюся ситуацию.  


Рис. 3.5. Схема формирования субъективных причин конфликта.

Рассмотрим на примере небольшой ситуации формирование субъективных причин возникновения конфликта, исходя из объективной причины «различия в ценностях» (см. рис.3.6).

Семья из четырех человек (муж, жена, две взрослые дочери 16 и 19 лет) жили дружно, уважали друг друга, считались с мнениями каждого, особенно старшей дочери.

В семье было принято, что финансами распоряжалась мать, определяя, что и кому купить из крупных вещей. Семейный достаток был средним, но в последние 2-3 года значительно возрос: предприятие, где работали родители, акционировалось, дела пошли неплохо и у родителей появились дополнительные доходы.

Сначала на семейном совете продолжали обсуждать предстоящие покупки. Но постепенно «аппетиты» детей стали расти быстрее доходов родителей, особенно у старшей дочери (она учится в институте на дневном отделении). Старшая дочь начала покупать дорогие модные вещи, не ставя родителей в известность. На замечания родителей, что всему есть разумные пределы и что без их согласия больше никаких покупок делать не надо, поскольку даже их увеличенные доходы не позволяют этого, дочь ответила согласием.

Однако через некоторое время дочь стала ставить родителей перед фактом: вещь куплена на занятые у подруг деньги, которые требуется отдать.

Создалась сложная ситуация: мать не разрешает, а дочь делает по-своему, говоря, что пока они обдумают и решат, вещь будет уже продана.

Объективная причина конфликта заключается в изменении системы ценностей у старшей дочери, ее желание, прежде всего, хорошо одеваться и выглядеть современной в глазах сокурсников. Отказ родителей исполнять ее требования по оплате новых покупок нарушает ее психологическое равновесие, она считает, что у родителей денег достаточно и они могут ей позволить такие траты. Родители, в свою очередь, возмущены изменениями в поведении дочери, ее требованиями и отношением к ним. У дочери включаются механизмы защиты в виде агрессии (грубит, с ней сложно стало разговаривать), отрицания (она не слышит доводов родителей), вымещения (во всех неприятностях, которые с ней происходят, виноваты родители). Любые разговоры между родителями и старшей дочерью достаточно быстро будут перерастать в конфликтную ситуацию, пока каждая из сторон не придет к взаимоприемлемому решению основного вопроса.

3.2. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ «СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ», ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

Конфликты представляют собой сложные явления, причины которых не всегда можно объяснить, исходя из психологических особенностей личности.

Американский социальный психологДжордж Герберт Мид (1863 - 1931 гг.) предложил теорию интеракционизма, т.е. теорию социального взаимодействия, в соответствии с которой признается способность личности принимать роль другого человека, представлять, как его воспринимают партнер по общению или группа, соответственно конструировать собственные действия. Эта теория получила также название теории «социальных ролей».

Суть этой теории состоит в рассмотрении поведения личности в каждой конкретной ситуации как поведение актера в соответствии с ролью. Диапазон и количество ролей определяется многообразием социальных групп, видов деятельности, и отношений, в которые включается личность. Роль рассматривается как определенный шаблон, стереотип, модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений. Роль определяется своим названием, позицией индивида, выполняемой функцией в системе социальных отношений.

Социальные роли личности обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений. На протяжении всей жизни человек играет множество социальных ролей, исходя из тех функций, которые ему приходится выполнять: отца, мужа, ребенка, подчиненного, начальника, покупателя и т.д. Каждая из этих ролей состоит из задач, которые должен решать «актер», и из поведения в этой роли в соответствии с ожиданиями окружающих (см. рис.3.7.). Если поведение индивида соответствует ожиданиям окружающих людей о данной роли, то он нормально ими воспринимается. Если же не соответствует, то окружение может оттолкнуть от себя такую личность, потребовав изменения поведения, либо возникнет конфликт.

В зависимости от характера межличностных отношений выделяют роли межличностные, внутригрупповые, индивидуальные. Межличностные роли представляют собой форму поведения личности, которую ожидает от нее другой человек в силу сложившихся между ними отношений (в семье, между родственниками, между друзьями). Распределение межличностных ролей связано с предысторией реальных чувств, возникших между людьми. После распределения ролей начинаются складываться определенные привычки, традиции взаимоотношений и соответствующие ролевые ожидания. По мере изменения характера взаимоотношений могут поменяться и чувства, а установившиеся межличностные роли требуют определенных действий, которые приходят в противоречие с желанием. Например, поддерживать нормальные отношения с бывшим супругом, поздравлять с праздником тех, с кем не хочется общаться, но надо; принимать советы у старшего сотрудника, знания которого устарели.

Внутригрупповые роли — это форма поведения, ожидаемая от личности членами группы, коллектива, в которую он входит. У каждой личности в коллективе складывается свой определенный стереотип поведения в соответствии с функциями, им выполняемыми, его репутацией у членов группы. В различных коллективах один и тот же человек может иметь разные статусы и репутацию. Выделяют следующие внутригрупповые роли: эрудит, организатор, генератор идей, выразитель норм и т.д.

Например, эрудит — признанный авторитет в определенном коллективе по всевозможным вопросам, знаток самых разных данных; организатор — человек, организаторские способности которого признаны окружающими, ему присущ практический здравый смысл, высокая работоспособность, самодисциплина; генератор идей — серьезный, неординарно мыслящий член коллектива, постоянно высказывающий новые интересные идеи, которые остальные члены коллектива реализуют; выразитель норм — рассудительный человек, сам строго придерживающийся норм и призывающий делать также остальных членов коллектива и т.д.

Распределение ролей в коллективе (группе) происходит постепенно, во времени, совокупность этих ролей представляет собой неформальную структуру коллектива, влияние которой на сплоченность и работоспособность данной группы крайне велика.

Требование роли, т.е. предполагаемое окружающими поведение данной личности в конкретной ситуации, может прийти в противоречие с желанием самой личности, что приводит к конфликтам.

Индивидуальные роли — это те роли, которые зафиксировались в поведении человека в соответствии со сложившимся у него Я-образом, повторяемостью форм поведения в различных по содержанию условиях и с различными людьми.

Рис. 3.7. Социальные роли личности.

В соответствии с этими ролями иногда выделяют конфликтные типы личности, поведение которых создает сложности при общении с ними. Приведем некоторые приемы общения с конфликтными личностями.

«Вздорный человек» — часто выходит за рамки профессиональной беседы, несдержан, нетерпелив, своей позицией и подходом смущает собеседников или сотрудников подразделения и неосознанно наводит их на то, чтобы с ним не соглашались, спорили.

Форма поведения с ним — оставаться в рамках профессиональной беседы и стараться сохранять спокойствие, опровергать его вздорные утверждения следует аргументирование, с привлечением всех других сотрудников.

«Всезнайка» — всегда все знает лучше других, требует слова, всех перебивает.

Форма поведения — потребовать от остальных собеседников выразить определенную позицию в отношении его утверждений.

«Болтун» — часто и бестактно всех перебивает, не обращает внимания на время, которое он тратит на свои вопросы и отступления. Форма поведения — с максимальным тактом его остановить, ограничить время выступления, вежливо, но твердо направлять на предмет беседы.

«Неприступный собеседник» замкнут, часто чувствует себя вне времени и пространства, т.к. все недостойно его внимания, он все знает лучше.

Форма поведения — заинтересовать в обмене опытом, признать его знания и опыт, привести примеры из круга его интересов.

В зависимости от того, кто определяет необходимое поведение личности, выделяют роли официальные и стихийные.

Официальные роли связаны с требованиями организации, в которой работает личность, в соответствии с функциональным разделением труда в этой организации; существующим распределением обязанностей. Стихийные роли определяются стихийно возникающими отношениями и видами деятельности. В простых неофициальных ситуациях люди сами распределяют себе роли (родственные отношения, отношения покупатель-продавец).

В управленческой деятельности роль является основным организационным понятием, она описывает определенную работу. В официальных ситуациях роль становится предлагаемой работой, функции и ограничения которой могут .быть зафиксированы в письменном виде (должностные инструкции, положения о подразделениях). Существует регламентация социальных ролей: нормы морали и этики; все виды законодательных актов и законов; должностные инструкции и положения о подразделениях; контракты и договоры, Рассмотрим пример возникновения конфликта в результате нарушения равновесия между ролевым ожиданием и ролевым поведением.

На крупном предприятии долгое время существовал убыточный участок. После начала рыночных преобразований руководитель предприятия сдал этот участок в аренду трудовому коллективу. Вскоре дела на участке наладились, и было принято решение о его реорганизации в самостоятельное малое предприятие (МП) с сохранением выполнения необходимых работ для всего предприятия. МП стало развиваться, многие работники основного предприятия оказались на «содержании» у МП, получая прямо или косвенно от него доплаты за выполнения работ для МП. Поскольку заработная плата работников на МП более чем в два раза стала выше, чем в среднем по всему заводу, то появилась угроза возникновения конфликта в коллективе основного завода. Руководитель основного предприятия не хочет действовать силовыми, запретительными методами, но понимает, что необходимо предпринять действенные меры, иначе он потеряет контроль над всей ситуацией.

В данном примере достаточно ясно прослеживается несоответствие ролевого поведения участников взаимодействия ролевому ожиданию окружающих: руководителей обоих предприятий.

Ситуация возникла в результате нарушения равновесия в оплате труда сотрудников предприятия, после того, как малое предприятие за счет проведения целого ряда мероприятий по улучшению организации труда и благодаря неправильно составленному договору с основным предприятием ввело значительную дифференциацию в оплате труда. Ожидание руководства основного предприятия состояло в том, чтобы «расшить» узкое место без дополнительных затрат, но ничего не менять на остальном заводе. Поведение руководителя малого предприятия состояло в поиске путей выживания и привлечения остальных работников завода на условиях дополнительной оплаты к решению поставленной задачи.

При рассмотрении данной ситуации возможно несколько вариантов решений по изменению взаимных ожиданий и поведения: изменить условия договора с МП, увеличить отчисления МП в счет оплаты аренды, постепенный перевод всего предприятия на аналогичные условия, назначение руководителя этого участка куратором всей программы перехода основного предприятия. Можно также сделать руководителя МП начальником отдела маркетинга всего завода, поскольку он уже показал возможности успешного взаимодействия с внешними заказчиками.

Или другой пример.

В семье Зыкиных выросла дочь Маша, а вместе с ней и ряд проблем. Дочь учится в институте, много занимается, устает. Родители считают, что девочке в каникулы надо было бы отдохнуть, съездить в пансионат или в дом отдыха, покупают путевки для совместных (с ними) поездок. Родители знают, что Маша любит ездить, но стала постоянно отказываться, хотя раньше ездила с удовольствием, стремится остаться дома или пойти куда-нибудь с друзьями, но не с семьей. Родители обижаются, не знают, что делать.

Дочь выросла, изменились и ее поведение, и ожидания от родителей. Достаточно естественно ее стремление к определенной независимости, свободе выбора формы проведения досуга, друзей. Родители считают ее ещене вполне самостоятельным человеком, который не может полностью отвечать за свои поступки и друзей, ей требуется постоянная забота, опека. Решение ситуации возможно при взаимном изменении ожиданий и поведения участников описываемых событий: и родителей, и дочери. Для дочери— проводить часть отпуска с родителями, часть самостоятельно. Для родителей — признать, что дочь имеет право на свободу выбора формы своего досуга, друзей.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1988.

2. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарика, 1998.

3. Войкунский А.Я. Я говорю, мы говорим: очерки о человеческом общении. —· М. : Прогресс, 1990.

4. Гришина H.B. Я идругие. Общение в трудовом коллективе.—Л.,1990.

5. Жариков E.G. Методика самооценки хозяйственного руководителя. — М. : АНХ при СМ СССР, 1983.

6. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом. — М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 1999.

7. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. — М.: Новая школа, 1994.

8. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учебное лособие. — М,: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999.

9. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. Т- 1,2 — M.: Внешторгиздат, 1993.

10. Обозов H.H. Психология межличносптых отношений. Киев: Лыбидь, 1990.

11. Самоукин А.И., Самоукина Н.В., Шишов А.П. Психология бизнеса. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: Издательство ЭКМОС, 1997.

12. Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. —Петрозаводск: «Периодика», 1997.

13. Управление персоналом организации. Практикум: Учебное пособие / Под. ред. А.Я.Кибанова — М.: ИНФРА-М, 1999.

[1] См.: Степанов Е.И. Современная конфликтология: Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов: Учебное пособие. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. С. 41.

[2] См.: Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 103-104.

Наши рекомендации