Программа психологического тренинга

( направление - командообразование )

Автор: Попкова Татьяна Алексеевна, зав.кафедрой психологии Тверского филиала Московского гуманитарно-экономического института

Цели тренинга:

- установление благоприятного психологического климата в микро-группах и группе в целом;

- снижение ситуативной и личностной тревожности отдельной личности в условиях коллектива;

- развитие коммуникативных контактов среди участников;

- развитие навыков работы в команде и др.

Основные принципы групповой работы:

- предоставление участником тренинга полной информации о работе группы: ее целях, задачах, планируемой работе, предъявляемых к участникам тренинга. Желательно, чтобы каждый участник дал согласие на сове участие в тренинге;

- Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных лиц не должно стать достоянием третьих лиц. Это естественное требование для создания атмосферы доверия, безопасности и самораскрытия;

- Принцип добровольности. Каждый участник микро-группы (отряда) могут не принимать участие в тех или иных упражнениях, и ведущий должен стоять на страже их интересов и защищать от возможного давления со стороны группы. Также любой участник тренинга может выйти группы;

- Обеспечение психологической и физической безопасности участников группы. В группе недопустима физическая и вербальная агрессия. Ведущий должен быть гарантом безопасности всех участников группы.

СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИНГА

Знакомство.

Цели:

- принятие правил работы в группе;

- установление положительного психологического климата;

- развитие навыков самопрезентации;

- командообразование.

1.1. Игра «Снежный ком» (с элементами творческого задания)

Время: 3 – 8 минут в зависимости от количества участников.

Участники по очереди называют свое имя и свойство своего характера на первую букву имени.

Например: Наташа – надежная. Следующий участник повторяет высказывание другого и добавляет информацию о себе.

Упражнение выполняется по кругу до последнего участника группы.

1.2. Игра «Меняются местами те, кто….»

Время: 5-7 мин

Игра на снятие напряжения и развитие внимания. Все сидят по кругу. Ведущий стоит в центре. По команде водящего, который называет какой-либо признак, должны поменяться местами те, у кого этот признак присутствует. Например, «меняются местами те, кто в джинсах..».

1.3. Игра «Печатная машинка»

Время работы: 7 мин.

Игрокам предлагается представить себя отдельной кнопкой клавиатуры компьютера. Необходимо напечатать текст всем известной песни «В лесу родилась елочка,..». Каждый участник – отдельная клавиша. Печатаем, называя по одной букве. Когда необходимо поставить «пробел» - группа хлопает; когда заканчивается строчка – группа топает; по окончании куплета – группа произносит «оп». Если кто-то сбивается или допускает грамматическую ошибку – печатаем заново.

1.4. Игра «Я за тебя»

Время работы – 20 минут.

Группа разбивается на пары. Партнеры обмениваются информацией друг о друге. Затем происходит взаимная презентация. Представляют друг друга от первого лица. Группа может задать презентирующему вопросы.

1.5. Игра «Импульс»

Время: 3 – 5 минут

Участники, стоя в кругу, держатся за руки и передают друг другу импульс по рукам (пожатие).

Затем, задача та же, только необходимо не дышать до тех пор пока импульс не вернется к участнику во второй раз, после того как.

То же задание, только с закрытыми глазами.

Рефлексия:

- Есть ли те, кто не дождался импульса (погиб)?

- Насколько слаженно работала команда?

- Какого значение слаженной совместной работы группы для каждого ее члена?

1.6. Командообразование – игра «Тройка»

Время 5-6 минут

Участники, стоя по кругу, называют любую деталь (элемент) образа «Тройка лошадей» (заставка «Вести»).

Задание: соединить разрозненные части в единый образ Тройки.

Затем необходимо, чтобы тройка двинулась с места, не растеряв части.

Наши рекомендации