Формы профилактической деятельности органов дознания
Содержание и формы мер недопущения преступлений в решающей степени зависят от того, на какой стадии предкриминальной, криминальной и посткриминальной (при предупреждении продолжаемой преступной деятельности и уголовного рецидива) активности они осуществляются, а именно на этапах:
- зарождения причин и условий преступления: их формирования, «вызревания»;
- проявления вовне, непосредственного действия (причинения, обусловливания);
- формирования намерения, замысла на совершение преступлений; обнаружения намерения; приготовления к преступлению; неоконченного покушения; оконченного покушения.
На каждом из этих этапов преступное деяние в его завершенном виде (в конце цепочки) либо возможность совершения преступления (в начале цепочки) могут быть предупреждены. При этом механизм недопущения преступления, ограждения объекта посягательства от вреда будет различным (хотя и подчиненным единой цели) в зависимости от того, на какой стадии принимаются меры упреждающего характера.
Имея общую цель (недопущение преступлений), рассматриваемые направления (этапы) предупредительной деятельности, осуществляемой на разных стадиях допреступного и преступного поведения, обладают существенными различиями; в целях и задачах, содержании и характере превентивных мер, их организационно-тактических схемах, функциях субъектов предупредительной деятельности, наборе и сути предъявляемых к ним квалификационных требований.
Предупреждение преступлений может быть трёх видов (форм):
- социальная (общая) профилактика (профилактическое воздействие на качественно-количественные характеристики преступности в целом);
- собственно криминологическая профилактика (предупреждение видов и форм преступного поведения; предупреждение преступлений отдельными социальными группами лиц);
- индивидуальная криминологическая профилактика (предупреждение преступлений отдельными лицами).
Общесоциальный уровень (общая профилактика) включает в себя деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т.д. Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной.
Профилактический эффект достигается вследствие успешного проведения социально-экономической политики в целом. В этом смысле можно сказать, что какова эта политика, таково и общесоциальное предупреждение преступности в обществе.
Криминологическая профилактика преступлений – это деятельность, специально направленная на недопущение преступлений. Она включает уголовно-правовую и специальную криминологическую профилактику.
Уголовно-правовая профилактика – это система мер предупреждения преступлений, опирающаяся на возможности частной и общей превенции, основанная на применении или угрозе применения уголовного наказания, реализуемых в связи и по поводу совершения или подготовки преступлений. Специфика уголовно-правовой профилактики в том, что она чаще всего следует «за преступлением», направлена на недопущение рецидива или повторного совершения преступления.
Специальная криминологическая профилактика – это деятельность, направленная специально на недопущение преступлений. Она осуществляется как путем воздействия на причины и условия преступлений, так и на конкретных лиц (или определенные их категории), в отношении которых есть необходимость удержания их от совершения преступлений.
Индивидуальная профилактика преступлений, включает систему мер выявления и позитивного воздействия на конкретных лиц, от которых можно, судя по их поведению, реально ожидать совершения преступления. Основаниями применения мер индивидуального предупреждения преступлений являются следующие юридически установленные факты:
- неоднократного, совершения лицом административных правонарушений с нарастанием степени их общественной опасности, свидетельствующие о возможности совершения им преступления;
- наличия в деянии лица признаков состава преступления при отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела; освобождения лица от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, предусмотренным действующим уголовным и уголовно-процессуальным законодательством;
- невыполнения лицом, осужденным без назначения наказания либо с освобождением от наказания, условно или с отсрочкой исполнения приговора, обязанностей, возложенных на него приговором суда, если отсутствуют основания для отмены уголовного осуждения или отсрочки исполнения приговора;
- антиобщественного поведения лиц, ранее судимых за совершение
тяжких и особо тяжких преступлений.
К объектам индивидуальной профилактики относятся лица уже совершившие преступление (в этом случае используются возможности уголовно-правовой профилактики). Индивидуальная профилактика также осуществляется с использованием мер общесоциального и специально-криминологического характера. Относительно индивидуальной профилактики необходимо также подчеркнуть, что объектами ее являются не только личность, как таковая, но и негативные элементы среды, в которой личность формируется.
Различают четыре вида индивидуальной профилактики преступлений.
Первый вид индивидуальной профилактики преступлений осуществляется в отношении объектов, находящихся на начальном этапе криминализации личности. В этот период они совершают различные правонарушения непреступного характера, образующие в целом своеобразный вид антиобщественной деятельности. Условно этот тип можно назвать ранней индивидуальной профилактикой преступлений.
Второй тип индивидуальной профилактики преступлений проводится в отношении лиц, совершивших или совершающих преступление. Субъектами этого вида профилактики могут быть, например, следователи, оперативные и иные сотрудники органов внутренних дел, участковые инспектора и т.д. Профилактическая работа состоит в том, чтобы склонить лицо к отказу от совершения преступления, пресечь его на стадии приготовления, а в случае совершения преступления способствовать формированию у лица чувства раскаяния от содеянного, желания способствовать раскрытию преступления.
Третий вид индивидуальной профилактики преступлений охватывает лиц, совершивших преступление и приговоренных к различным мерам уголовно-правового воздействия. Данный вид профилактики реализуется, во-первых, в деятельности уголовно-исполнительных учреждений, решающих задачу исправления и перевоспитания осужденных. Во-вторых, он осуществляется соответствующими государственными органами и общественными организациями при освобождении лица от реального исполнения уголовного наказания (условное осуждение). Этот вид профилактики условно можно назвать пенитенциарным.
Четвертый вид индивидуальной профилактики преступлений охватывает лиц, отбывающих уголовное наказание, но подлежащих надзору с целью предупреждения рецидива.
Индивидуальная профилактика реализуется, как правило, в двух формах.
Если речь идет об устранении причин и условий, способствующих совершению конкретных преступлений, которые выявлены в процессе деятельности специальных субъектов, то это будут требования о проведении мероприятий организационно-управленческого, экономико-технологического и идеологического характера, воплощенные в особый процессуальный акт – предписание прокурора, представление следователя, частное определение суда.
Когда же речь идет о личности конкретного преступника, то применяются программы индивидуальной коррекции правонарушающего поведения. В них отражается подробный портрет личности, характеристика основных фактов микросреды формирования ее негативных черт, предусматриваются дифференцированные меры профилактического воздействия и критерии эффективности их применения.
Меры индивидуальной профилактики должны воздействовать как на саму личность преступника, так и на окружающую ее среду.
Можно выделить следующие методы индивидуальной профилактики: убеждение, оказание помощи, принуждение. К убеждению относятся: индивидуальные и коллективные беседы, общественное обсуждение поведения лица, установление над ним шефства, стимулирование участия в общественно- полезной деятельности. К оказанию помощи относятся: трудоустройство, улучшение бытовых условий, помощь в поступлении на учебу, организация досуга, выборе жизненных целей и нравственных ориентиров. К принуждению относятся: штрафы, принудительное лечение, административный надзор, привлечение к уголовной ответственности.[7]
Сущность и содержание представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений
Под причинами преступности понимаются социальные, экономические, психологические и другие объективно существующие факторы, которые порождают и постоянно воспроизводят преступность и преступления как следствие своего действия. Это базовый, основный элемент в проблеме существования преступности.
Субъективные причины преступности – определенные элементы социальной психологии, характеризующиеся деформацией нравственных ценностей и искаженным правосознанием личности, совершающей правонарушения.
Объективные причины преступности – социальные преступности, социальные противоречия и экономические кризисы, политическая нестабильность в обществе, образующие трудности и недостатки для людей тем самым, порождая антиобщественную мотивацию и преступное поведение.
Условия преступности – это совокупность явлений, которые сами по себе не могут породить преступность, но служат обстоятельствами, способствующими ее возникновению и существованию.
Объективные условия преступности – недостатки организационного, правового, технического порядка, поддерживающие, а иногда и оживляющие действие субъективных и объективных причин преступлений. Субъективные условия преступности- это демографические, социально-ролевые и психологические особенности населения.
Причины и условия тесно связаны между собой и необходимы для возникновения преступности. Те факторы, которые выступают в качестве причин, без соответствующих условий не могут породить преступность. Связь причин и условий называют детерминизмом. Причинность – одна из разновидностей детерминизма.
Суть условия и его отличие от причины состоит в том, что это явление или процесс, которые сами по себе не могут породить непосредственно данное следствие, но, сопутствуя причинам в пространстве и во времени и влияя на них, обеспечивают определенное их развитие, необходимое для возникновения следствия. Иными словами, причина порождает следствие, в то время как условие этому лишь способствует, обеспечивая возможность действия причины.[8]
Повлиять на преступность, предупредить совершение преступления можно, воздействуя не только на причины, но и на условия преступности. Во многих случаях воздействовать на условия, способствующие совершению преступлений, и тем самым блокировать действия причин практически легче и доступнее, чем устранить причины преступности.
Для устранения причин и последствий конкретных видов и типов преступлений, применительно к конкретным сферам общественной жизни, отраслям хозяйства или группам лиц разрабатываются и применяются специально-криминологические меры.
Специальное предупреждение меньше по масштабам, чем общесоциальное, но имеет большую целенаправленность на какой- либо объект и имеет более жестко ограничено по времени применения. Специальные меры базируются на общих профилактических мерах, они используют предупредительный потенциал общества, но в то же время, они способствуют общесоциальному предупреждению, решая конкретные, более узкие задачи.
Специальные меры классифицируются:
- по их содержанию (экономические, политические, культурно-воспитательные);
- по масштабам действия (международные, общегосударственные, региональные);
- по моменту применения (предупреждение первичных или рецидивных);
- по степени глубины (предупреждающие возможность возникновения криминогенных ситуаций, нейтрализующие их, полностью устраняющие криминогенные ситуации);
- по правовой характеристике (основывающиеся на нормах права, но не регулируемые ими, детально регулируемые юридическими нормами);
- по механизму действия (меры-сигналы, меры прямого действия).
Так, при криминологическом изучении преступности на отдельном объекте необходимо обратить внимание на внутриорганизационную среду, тип управления (ситуативный, для которого характерна слабая дисциплина или регулятивный, при котором жестко регламентируется вся деятельность объекта), психологический климат на объекте, характеристику его работников.
Необходимо уяснить, в каких условиях протекает деятельность объекта, на что направлены его экономические и другие интересы, в какой сфере экономики оно участвует, и, соответственно, какие потенциальные возможности для совершения преступлений имеются в каждом конкретном случае.
Профилактика преступности на отдельном объекте должна опираться на информацию о социальной, экономической, правовой ситуации, анализ которой говорит о необходимости нейтрализации конкретных криминогенных факторов, а также на результаты контрольно-ревизионной и налогово-проверочной деятельности, результаты по осуществлению прокурорского надзора.
Подобную профилактику осуществляют органы дознания МВД, КНБ, прокуратуры и т.д. Профилактика осуществляется путем внесения представлений и определений об устранении причин и условий преступлений, направление информации руководителям объекта, или вышестоящим инстанциям, административный надзор, официальное предостережение, постановка на профилактический учет и т.д.
Заключение
Предупреждение преступности – это многоуровневая система мер (государственных, общественных, специальных), направленных на выявление, устранение, ограничение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, отдельных видов преступлений и конкретных преступлений, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем.
Деятельность по предупреждению преступности направлена на сокращение преступности как явления.
При криминологическом подходе преступление анализируется, во-первых, одновременно в контексте условий внешней для человека среды и характеристик самого человека; во-вторых, не как одномоментный акт, а как определённый процесс, развертывающийся в пространстве и времени.
Выявление причин преступности, отдельных ее видов посредством использования данных об отдельных преступлениях может осуществляться путем:
- выявления причин отдельных преступлений, обобщения данных о них с одновременным углубленным анализом причинных связей и выходом на социальные явления регионального, общегосударственного и даже межгосударственного масштаба;
- выделение типичного преступного поведения для данного региона, данной социальной группы либо вида преступности и монографического изучения порождающих его причин с прослеживанием более далеких социальных связей и зависимостей.