Его самоопределение в психологии

Первые психологические исследования Бо­риса Михайловича относились к области зри­тельных ощущений и восприятий: вопросы взаимодействия одновременных световых ощу­щений, соотношение пространственного и временного смешений цветов и др., имевшие не только практическое, применительно к за­дачам военной маскировки, но и существенное теоретическое значение, в частности для цве-товедения. Эти исследования были образцом методической четкости, доказательности. К ним примыкают и проводившиеся позднее работы в области слуховых восприятий. Б.М.Теплов как психолог начинал с изучения

простейших психических функций, применяя измерительные методики и добиваясь строгих количественных оценок. Но его интересы и устремления в психологии отнюдь не своди­лись к этому.

Сразу же после ухода из военного ведомства он начинает заниматься психологическими ас­пектами музыкальности в Психологическом институте. Переходом от прежних работ к но­вым стало для него углубленное изучение слу­ховых ощущений и восприятий, столь близких ему как музыканту. Сначала Б.М.Теплов под­верг анализу музыкальный слух, а затем и му­зыкальные переживания.

Такое направление исследований явилось выражением никогда не покидавшего его увле­чения музыкой. Музыка занимала большое ме­сто в его жизни. Он часто бывал на концертах в консерватории, слушал оперы. АА.Смирнов вспоминал: Б.М.Теплов еще во второй полови­не 20-х — начале 30-х гг. занялся изучением творческих особенностей семи московских пе­виц — исполнительниц партии Татьяны в «Ев­гении Онегине»; он посещал оперные пред­ставления и фиксировал во время действия своеобразие каждой из «семи Татьян». Эта ра­бота докладывалась «на заседании в Академии художественных наук», но, к сожалению, до нас не дошла1.

В течение ряда лет он читал курс лекций по психологии специально для преподавателей му­зыки. При этом он заинтересованно общался с аудиторией, вникал в практический опыт своих слушателей, готовил ответы на вопросы, кото­рые ему задавались. Именно при чтении этого курса и зародилась у него идея психологически исследовать проблему музыкальных способнос­тей.

Имеется достаточно свидетельств того, что его влекли к себе в психологии не столько эле­ментарные психические свойства и их предпо-

' А.А.Смирнов. Борис Михайлович Теплов по воспоминаниям о нем // Психология и психофизиология индивидуальных раз­личий. М., 1977. С. 12.



Его самоопределение в психологии - student2.ru



сылки (хотя в силу разных обстоятельств ему пришлось много заниматься именно этим), сколько высшие потенции человека. Это под­тверждают и две его ставшие знаменитыми ра­боты: «Психология музыкальных способнос­тей», написанная во второй половине 30-х гг. и защищенная в качестве докторской диссерта­ции в 1940 г., и «Ум полководца», написанная в 1942 г. Эти труды подводили итог исследова­ниям, направленным на раскрытие собственно человеческого, личностного в людях.

Главное в замысле обеих работ — изучение индивидуальных различий. Трудно сказать, когда именно уловил, осознал Борис Михайло­вич жизненное значение и актуальность про­блемы индивидуальных различий. Возможно, что установка на индивидуальность пришла к нему как своеобразная реакция на происходя­щее вокруг: он мог почувствовать необходи­мость сосредоточиться на ней, поставить ее в центр внимания под действием впечатлений от подавления, нивелирования личностей, кото­рые он наблюдал в социуме. Как бы то ни бы­ло, но остается фактом, что в эпоху, когда гос­подствующая идеология поставила целью «фор­мирование нового человека», когда от педаго­гов, как и от писателей, требовалось быть «ин­женерами человеческих душ», когда утвержда­лось, что исходно все равны, когда в слове «одаренность» стали видеть нечто идеалистиче­ское, о чем педагогу лучше не знать, именно в эти годы Борис Михайлович решился напра­вить свою научную работу в русло изучения индивидуальных различий.

Этому направлению исследований он остал­ся верен до конца. Прижизненное собрание своих трудов он назвал «Проблемы индивиду­альных различий» (М., 1961).

Тогда, во второй половине 30-х гг., он не собирался вступать в идеологические или фи­лософские споры относительно неодинаковос­ти людей и значения индивидуальных разли­чий. Он задумал и стал осуществлять чисто эм­пирические, опирающиеся на факты изыска­ния, которые могли бы противостоять возмож-

ным претензиям самых требовательных психо­логов. Он взялся за собственно исследователь­ский труд по психологии индивидуальных раз­личий в определенном виде деятельности (в за­нятиях музыкой), по всем канонам современ­ной ему психологии, не слишком подчеркивая, а скорее приглушая, сохраняя в подтексте, его гуманистический пафос.

Наши рекомендации