Его самоопределение в психологии
Первые психологические исследования Бориса Михайловича относились к области зрительных ощущений и восприятий: вопросы взаимодействия одновременных световых ощущений, соотношение пространственного и временного смешений цветов и др., имевшие не только практическое, применительно к задачам военной маскировки, но и существенное теоретическое значение, в частности для цве-товедения. Эти исследования были образцом методической четкости, доказательности. К ним примыкают и проводившиеся позднее работы в области слуховых восприятий. Б.М.Теплов как психолог начинал с изучения
простейших психических функций, применяя измерительные методики и добиваясь строгих количественных оценок. Но его интересы и устремления в психологии отнюдь не сводились к этому.
Сразу же после ухода из военного ведомства он начинает заниматься психологическими аспектами музыкальности в Психологическом институте. Переходом от прежних работ к новым стало для него углубленное изучение слуховых ощущений и восприятий, столь близких ему как музыканту. Сначала Б.М.Теплов подверг анализу музыкальный слух, а затем и музыкальные переживания.
Такое направление исследований явилось выражением никогда не покидавшего его увлечения музыкой. Музыка занимала большое место в его жизни. Он часто бывал на концертах в консерватории, слушал оперы. АА.Смирнов вспоминал: Б.М.Теплов еще во второй половине 20-х — начале 30-х гг. занялся изучением творческих особенностей семи московских певиц — исполнительниц партии Татьяны в «Евгении Онегине»; он посещал оперные представления и фиксировал во время действия своеобразие каждой из «семи Татьян». Эта работа докладывалась «на заседании в Академии художественных наук», но, к сожалению, до нас не дошла1.
В течение ряда лет он читал курс лекций по психологии специально для преподавателей музыки. При этом он заинтересованно общался с аудиторией, вникал в практический опыт своих слушателей, готовил ответы на вопросы, которые ему задавались. Именно при чтении этого курса и зародилась у него идея психологически исследовать проблему музыкальных способностей.
Имеется достаточно свидетельств того, что его влекли к себе в психологии не столько элементарные психические свойства и их предпо-
' А.А.Смирнов. Борис Михайлович Теплов по воспоминаниям о нем // Психология и психофизиология индивидуальных различий. М., 1977. С. 12.
сылки (хотя в силу разных обстоятельств ему пришлось много заниматься именно этим), сколько высшие потенции человека. Это подтверждают и две его ставшие знаменитыми работы: «Психология музыкальных способностей», написанная во второй половине 30-х гг. и защищенная в качестве докторской диссертации в 1940 г., и «Ум полководца», написанная в 1942 г. Эти труды подводили итог исследованиям, направленным на раскрытие собственно человеческого, личностного в людях.
Главное в замысле обеих работ — изучение индивидуальных различий. Трудно сказать, когда именно уловил, осознал Борис Михайлович жизненное значение и актуальность проблемы индивидуальных различий. Возможно, что установка на индивидуальность пришла к нему как своеобразная реакция на происходящее вокруг: он мог почувствовать необходимость сосредоточиться на ней, поставить ее в центр внимания под действием впечатлений от подавления, нивелирования личностей, которые он наблюдал в социуме. Как бы то ни было, но остается фактом, что в эпоху, когда господствующая идеология поставила целью «формирование нового человека», когда от педагогов, как и от писателей, требовалось быть «инженерами человеческих душ», когда утверждалось, что исходно все равны, когда в слове «одаренность» стали видеть нечто идеалистическое, о чем педагогу лучше не знать, именно в эти годы Борис Михайлович решился направить свою научную работу в русло изучения индивидуальных различий.
Этому направлению исследований он остался верен до конца. Прижизненное собрание своих трудов он назвал «Проблемы индивидуальных различий» (М., 1961).
Тогда, во второй половине 30-х гг., он не собирался вступать в идеологические или философские споры относительно неодинаковости людей и значения индивидуальных различий. Он задумал и стал осуществлять чисто эмпирические, опирающиеся на факты изыскания, которые могли бы противостоять возмож-
ным претензиям самых требовательных психологов. Он взялся за собственно исследовательский труд по психологии индивидуальных различий в определенном виде деятельности (в занятиях музыкой), по всем канонам современной ему психологии, не слишком подчеркивая, а скорее приглушая, сохраняя в подтексте, его гуманистический пафос.