Ции. Описание ситуации со слабым намеком на условия ее возникно-
Вения. Чем активнее слушает консультант, тем полнее выясняются
Условия. Одновременно можно выяснить серьезность проблемы и
Осуществить скрытый поиск перспектив выхода из нее. Для консуль-
Танта важно выбрать свою философию, точку зрения, позицию.
Пример: «достичь адекватного поведения в соответствующей
ситуации». Или: «изменить отношение клиента к ситуации, оставив
прежним поведение».
Я с т а д и я . Выяснена проблема, проанализированы условия ее
Происхождения, дальше — конкретизация целей психотерапии и по-
Становка задач. Первостепенной задачей психолога является выбор
Такой позиции, которая позволяла бы зафиксировать и осознать ком-
Плекс условий, порождающих у клиента определенную совокупность
Эффективных и поведенческих функций, следовательно, понять при-
Чины того, что с ним происходит.
Пример: выбор адекватных целей: «Научиться отдыхать в ус-
ловиях психологической и физической перезагрузки». Задачи могут
Переопределяться.
Я с т а д и я . Выбор способа решения задачи через осознание и
Реализацию — это ответственность клиента. Стратегии решения задач
Могут осознаваться и могут быть неосознанными.
Пример: анализируя проблему во взаимодействии с клиентом,
Психолог изменяет, переструктурирует задачи, выстраивая новую ре-
Ферентную структуру, которая приводит клиента к переосмыслению
Своего старого (отрицательного) опыта. Следовательно, действия
Осознания и переструктурирования лежат в основе многих психотера-
Певтических моделей.
В целом любое психологическое средство воздействия, выбирае-
Мое консультантом, должно быть соотнесено с тем, что осознано им о
Клиенте.
Возможные задачи психолога вытекают из логики его действий
и феноменологии переживаний клиента, среди них:
- обеспечение эмоционального отреагирования;
- прорабатывание и символическое удовлетворение тех или
Иных фрустрированных потребностей;
- создание условий для инсайта и катарсиса;
- подкрепление желаемого направления действий (переобучение);
- анализ при необходимости явлений переноса и контрпереноса;
- обеспечение условий для глубинной личностной рефлексии
И проживания ситуации свободного и ответственного выбора и т. д.
[3, с. 52].
Критерии эффективности процесса психологического взаимо-
действия:
- способность клиента фиксировать свои текущие переживания;
- способность клиента диссоциироваться с неэффективными ре-
Ферентными структурами, переструктурировать их (смена аффектив-
Ной позиции клиента);
- способность клиента персонализировать новые знания, средст-
Ва и способы.
Эффективность и последствия консультационной работы:
- Хорошие отношения между психологом и клиентом — исход-
Ная предпосылка психотерапии.
- Ослабление напряжения на начальной стадии — появление
Способности клиента обсуждать данную проблему.
- Когнитивное обучение за счет получения психологической ин-
Формации.
- Изменение поведения клиента за счет нового опыта.
- Приобретение социальных навыков на модели поведения пси-
Хотерапевта.
- Усвоение или осознание новых форм поведения.
Тема 3
Индивидуальные предпосылки
Для выполнения профессиональной роли
Психолога-консультанта
Любой вид профессиональной деятельности предполагает нали-
Чие психологических особенностей субъекта труда, соответствующих
Требованиям профессии. В значительной степени это относится к
специалистам помогающей деятельности, поскольку главным «инст-
рументом» их труда, по мнению многих исследователей, являются
Они сами.
Особенности помогающего как субъекта деятельности, способст-
Вующие его успешности, не есть некоторые врожденные, закостене-
Лые конструкции, а представляют собой те свойства и качества, кото-