ТЕМА 3. Экстренная психологическая помощь (5 часов).

Методические указания

для преподавателей по проведению семинарских занятий
по дисциплине «Психология экстремальных ситуаций и состояний»

Для студентов 4 курса

Факультета социальной работы и клинической психологии

Кафедры общей и клинической психологии

Составитель: преподаватель кафедры общей и клинической психологии, к. психол. н.

Раевский А.А.______________

Методические указания рассмотрены на кафедральном заседании_________

Утверждено на УМК специальностей СР и КП _________________________

Волгоград

ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ И СОСТОЯНИЙ

Курс – 4

Семестр – 8

Форма обучения – очная

Лекции – 18 часов

Семинарские занятия – 36 часов

Самостоятельная внеаудиторная работа – 54 часов

Интерактивные формы – 27 часов

Зачет – 8 семестр

Всего 108 часов (3 зачетные единицы)

ТЕМА 1. Введение в психологию экстремальных ситуаций и состояний. (4 часа).

ВОПРОСЫ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ:

1. История развития представлений о психической травме и ее последствиях от середины XIX века до 1980-х гг.

2. Понятие «кризисная ситуация», классификация кризисов.

3. Медицинская и психологическая модель кризиса.

4. Психологический кризис с точки зрения различных направлений и теорий личности: психодинамическое, когнитивно-поведенческое, экзистенциально-гуманистическое.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:

1. Представление о потенциально психотравмирующих событиях (ППТ), классификация и факторы воздействия;

2. Данные эпидемиологических исследований о «травматических» расстройствах;

3. Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Клиническая психология / Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 1т. М.: Издательский центр Академия, 2010. – 464с.

2. Клиническая психология / Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 2т. М.: Издательский центр Академия, 2012. – 432с.

3. Сидоров П.И. Психология катастроф. – М.: АспектПресс, 2008. – 362 с.

4. Кекелидзе З.И. Психиатрия чрезвычайных ситуаций. Руководство: В 2т. под ред. Т.Б. Дмитриевой. – М., 2004. – 361 с.

5. Шапарь В.Б. Психология кризисных ситуаций. – Ростов: Феникс, 2010. – 452 с.

6. Коханов В.П., Краснов В.Н. Психиатрия катастроф и чрезвычайных ситуаций (теория и практика). – М.: практическая медицина, 2008. – 448 с.

7. Психология экстремальных ситуаций. Пособие. /Под ред. Шойгу Ю.С. М.: Смысл, Издательский центр Академия, 2009. – 319 с.

8. Василюк Ф.Е. Проблема критической ситуации. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия. – Минск: Харвест, 2002. – С. 39-54.

ТЕМА 2. Понятие, причины, показатели стресса (4 часа).

ВОПРОСЫ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ:

1. Определение и соотношение понятий «стресс», «эустресс», «дистресс», «травматический стресс».

2. Фазы неспецифической реакции на стресс. Компоненты стресса. Психотравмирующие последствия стресса.

3. Основные концепции психической травмы.

4. Классификация стратегий копинг-поведения.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:

1. Понятия «фрустрация», «стресс», «психическая травма».

2. Понятие о «катастрофической психической травме» Г. Кристала.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Клиническая психология / Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 1т. М.: Издательский центр Академия, 2010. – 464с.

2. Клиническая психология / Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 2т. М.: Издательский центр Академия, 2012. – 432с.

3. Сидоров П.И. Психология катастроф. – М.: АспектПресс, 2008. – 362 с.

4. Кекелидзе З.И. Психиатрия чрезвычайных ситуаций. Руководство: В 2т. под ред. Т.Б. Дмитриевой. – М., 2004. – 361 с.

5. Шапарь В.Б. Психология кризисных ситуаций. – Ростов: Феникс, 2010. – 452 с.

6. Коханов В.П., Краснов В.Н. Психиатрия катастроф и чрезвычайных ситуаций (теория и практика). – М.: практическая медицина, 2008. – 448 с.

7. Психология экстремальных ситуаций. Пособие. /Под ред. Шойгу Ю.С. М.: Смысл, Издательский центр Академия, 2009. – 319 с.

8. Василюк Ф.Е. Проблема критической ситуации. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия. – Минск: Харвест, 2002. – С. 39-54.

ТЕМА 3. Экстренная психологическая помощь (5 часов).

ВОПРОСЫ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ:

1. Характеристика экстремальных ситуаций. Классификация ситуаций по степени экстремальности.

2. Цели работы психолога в ЧС.

3. Этапы психолого-психиатрической помощи.

4. Характер психических расстройств, возникающих на фоне экстремальной ситуации.

5. Признаки психологических нарушений, выявляемые у пострадавших.

6. Острая реакция на стресс. Общее представление, классификация, критерии по МКБ-10.

7. Нормативно-правовые акты (межведомственная инструкция) регламентирующие работу психолога в ЧС.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:

1. Диссоциации, травматический и посттравматический стресс.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Клиническая психология / Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 1т. М.: Издательский центр Академия, 2010. – 464с.

2. Клиническая психология / Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 2т. М.: Издательский центр Академия, 2012. – 432с.

3. Сидоров П.И. Психология катастроф. – М.: АспектПресс, 2008. – 362 с.

4. Кекелидзе З.И. Психиатрия чрезвычайных ситуаций. Руководство: В 2т. под ред. Т.Б. Дмитриевой. – М., 2004. – 361 с.

5. Шапарь В.Б. Психология кризисных ситуаций. – Ростов: Феникс, 2010. – 452 с.

6. Коханов В.П., Краснов В.Н. Психиатрия катастроф и чрезвычайных ситуаций (теория и практика). – М.: практическая медицина, 2008. – 448 с.

7. Психология экстремальных ситуаций. Пособие. /Под ред. Шойгу Ю.С. М.: Смысл, Издательский центр Академия, 2009. – 319 с.

8. Василюк Ф.Е. Проблема критической ситуации. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия. – Минск: Харвест, 2002. – С. 39-54.

Наши рекомендации