ТЕМА 3. Экстренная психологическая помощь (5 часов).
Методические указания
для преподавателей по проведению семинарских занятий
по дисциплине «Психология экстремальных ситуаций и состояний»
Для студентов 4 курса
Факультета социальной работы и клинической психологии
Кафедры общей и клинической психологии
Составитель: преподаватель кафедры общей и клинической психологии, к. психол. н.
Раевский А.А.______________
Методические указания рассмотрены на кафедральном заседании_________
Утверждено на УМК специальностей СР и КП _________________________
Волгоград
ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ И СОСТОЯНИЙ
Курс – 4
Семестр – 8
Форма обучения – очная
Лекции – 18 часов
Семинарские занятия – 36 часов
Самостоятельная внеаудиторная работа – 54 часов
Интерактивные формы – 27 часов
Зачет – 8 семестр
Всего 108 часов (3 зачетные единицы)
ТЕМА 1. Введение в психологию экстремальных ситуаций и состояний. (4 часа).
ВОПРОСЫ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ:
1. История развития представлений о психической травме и ее последствиях от середины XIX века до 1980-х гг.
2. Понятие «кризисная ситуация», классификация кризисов.
3. Медицинская и психологическая модель кризиса.
4. Психологический кризис с точки зрения различных направлений и теорий личности: психодинамическое, когнитивно-поведенческое, экзистенциально-гуманистическое.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:
1. Представление о потенциально психотравмирующих событиях (ППТ), классификация и факторы воздействия;
2. Данные эпидемиологических исследований о «травматических» расстройствах;
3. Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Клиническая психология / Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 1т. М.: Издательский центр Академия, 2010. – 464с.
2. Клиническая психология / Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 2т. М.: Издательский центр Академия, 2012. – 432с.
3. Сидоров П.И. Психология катастроф. – М.: АспектПресс, 2008. – 362 с.
4. Кекелидзе З.И. Психиатрия чрезвычайных ситуаций. Руководство: В 2т. под ред. Т.Б. Дмитриевой. – М., 2004. – 361 с.
5. Шапарь В.Б. Психология кризисных ситуаций. – Ростов: Феникс, 2010. – 452 с.
6. Коханов В.П., Краснов В.Н. Психиатрия катастроф и чрезвычайных ситуаций (теория и практика). – М.: практическая медицина, 2008. – 448 с.
7. Психология экстремальных ситуаций. Пособие. /Под ред. Шойгу Ю.С. М.: Смысл, Издательский центр Академия, 2009. – 319 с.
8. Василюк Ф.Е. Проблема критической ситуации. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия. – Минск: Харвест, 2002. – С. 39-54.
ТЕМА 2. Понятие, причины, показатели стресса (4 часа).
ВОПРОСЫ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ:
1. Определение и соотношение понятий «стресс», «эустресс», «дистресс», «травматический стресс».
2. Фазы неспецифической реакции на стресс. Компоненты стресса. Психотравмирующие последствия стресса.
3. Основные концепции психической травмы.
4. Классификация стратегий копинг-поведения.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:
1. Понятия «фрустрация», «стресс», «психическая травма».
2. Понятие о «катастрофической психической травме» Г. Кристала.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Клиническая психология / Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 1т. М.: Издательский центр Академия, 2010. – 464с.
2. Клиническая психология / Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 2т. М.: Издательский центр Академия, 2012. – 432с.
3. Сидоров П.И. Психология катастроф. – М.: АспектПресс, 2008. – 362 с.
4. Кекелидзе З.И. Психиатрия чрезвычайных ситуаций. Руководство: В 2т. под ред. Т.Б. Дмитриевой. – М., 2004. – 361 с.
5. Шапарь В.Б. Психология кризисных ситуаций. – Ростов: Феникс, 2010. – 452 с.
6. Коханов В.П., Краснов В.Н. Психиатрия катастроф и чрезвычайных ситуаций (теория и практика). – М.: практическая медицина, 2008. – 448 с.
7. Психология экстремальных ситуаций. Пособие. /Под ред. Шойгу Ю.С. М.: Смысл, Издательский центр Академия, 2009. – 319 с.
8. Василюк Ф.Е. Проблема критической ситуации. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия. – Минск: Харвест, 2002. – С. 39-54.
ТЕМА 3. Экстренная психологическая помощь (5 часов).
ВОПРОСЫ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ:
1. Характеристика экстремальных ситуаций. Классификация ситуаций по степени экстремальности.
2. Цели работы психолога в ЧС.
3. Этапы психолого-психиатрической помощи.
4. Характер психических расстройств, возникающих на фоне экстремальной ситуации.
5. Признаки психологических нарушений, выявляемые у пострадавших.
6. Острая реакция на стресс. Общее представление, классификация, критерии по МКБ-10.
7. Нормативно-правовые акты (межведомственная инструкция) регламентирующие работу психолога в ЧС.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:
1. Диссоциации, травматический и посттравматический стресс.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Клиническая психология / Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 1т. М.: Издательский центр Академия, 2010. – 464с.
2. Клиническая психология / Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 2т. М.: Издательский центр Академия, 2012. – 432с.
3. Сидоров П.И. Психология катастроф. – М.: АспектПресс, 2008. – 362 с.
4. Кекелидзе З.И. Психиатрия чрезвычайных ситуаций. Руководство: В 2т. под ред. Т.Б. Дмитриевой. – М., 2004. – 361 с.
5. Шапарь В.Б. Психология кризисных ситуаций. – Ростов: Феникс, 2010. – 452 с.
6. Коханов В.П., Краснов В.Н. Психиатрия катастроф и чрезвычайных ситуаций (теория и практика). – М.: практическая медицина, 2008. – 448 с.
7. Психология экстремальных ситуаций. Пособие. /Под ред. Шойгу Ю.С. М.: Смысл, Издательский центр Академия, 2009. – 319 с.
8. Василюк Ф.Е. Проблема критической ситуации. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия. – Минск: Харвест, 2002. – С. 39-54.