Поведение и роль группового психотерапевта
При оценке поведения и роли группового психотерапевта Клиники неврозов Института психиатрии и неврологии в Варшаве мы прежде всего исходим из того, что группа является основным инструментом и лечебной средой. Учитывая то, что активность участников группы сама по себе является лечебным фактором, мы стараемся ограничить свою активность и директивность. В рамках заранее установленной структуры и норм групповых занятий психотерапевт действует по принципу «следования за группой» до тех пор, пока принятое ею направление, по его мнению,
целесообразно с терапевтической точки зрения. Психотерапевт в рамках, обусловленных способом восприятия и переживания участников группы, старается уловить и понять возникающие в группе тенденции, затем оценивает их, классифицирует, чтобы помочь участникам группы их осознать. Если психотерапевт считает нужным что-то развить, он добавляет важный, по его мнению, но не замеченный группой аспект и информирует об этом участников, как правило, в опосредованной форме. Его высказывания в большинстве случаев имеют сигнальный характер, не несут полной однозначной информации. Высказывание с низкой информативностью побуждает группу к самостоятельным размышлениям и подведению их итогов.
Психотерапевт, относительно активный и директивный в первой фазе функционирования группы, стремится создать безопасную атмосферу новым, дезориентированным больным, привить им групповые нормы поведения. Повышение активности и директивности имеет место во время использования терапевтических техник.
Использование терапевтических техник связано не только с принятием больными теоретических решений, но распространяется и на сферу действия,- переживания, опыта. Чтобы создать соответствующие условия, ситуации, дающие побудительный стимул к действию, принятию решения, вызывающие переживания, психотерапевт должен взять на себя роль инициатора, организатора, режиссера.
Колебание уровня активности и директивности часто создает трудности как для психотерапевтов, так и больных, поскольку затрудняет формирование однозначных представлений о собственной активности и самостоятельности у обеих сторон.
Если речь идет об экспрессивных аспектах поведения группового психотерапевта, то и степень «самораскрытия», и степень выражения положительных отношений зависят от оценки ситуации и возможных терапевтических последствий экспрессии для группы. В принципе рефлексия превалирует над спонтанным раскрытием и выражением собственных позиций. О существовании дистанции между больными и врачами свидетельствует форма обращения «на Вы», хотя члены группы друг к другу обращаются по имени. Такое положение вещей связано с тенденцией сохранения различий между ролью пациента и ролью груп-
пового психотерапевта. Клиника организована наподобие социальной микросреды, в которой отражаются все закономерности, связанные с разделением социальных ролей: различные формы зависимости, главные и второстепенные функции и др.
Уменьшению дистанции и взаимному сближению способствуют еженедельные встречи всего сообщества, организуемые персоналом клиники и тремя группами пациентов. Орган самоуправления пациентов спорадически выдает поведенческие характеристики на каждого члена персонала, которые зачитываются на собрании терапевтического сообщества. На фоне в целом «позволяющей» и «понимающей» позиции проявление психотерапевтами во время занятий положительных и отрицательных отношений часто зависит от конкретного поведения больного и нередко в рамках концепции социального научения понимается как отрицательное или положительное подкрепление этого поведения. Правильно утверждение S. Kratochvil (1978), что у опытного врача настоящим становится то, что служит лечению: психотерапевт не играет в положительные чувства, он их действительно испытывает. С этим связано значение, которое мы придаем точности наблюдения и понимания того, что происходит в группе. Интерес, проявляемый к личности больного, желание понять его обусловливают эмпатию и аутентичность поведения психотерапевта. Характерной чертой поведения группового психотерапевта, связанной со взглядом на патогенез и лечение неврозов, является эклектичность используемых нами подходов и воздействий. Это продиктовано убеждением, что ни одна из существующих замкнутых систем не является панацеей, и выражается в использовании наряду с подходом «здесь и теперь» подхода «там и тогда», в применении различных техник и терапевтических методов, причем исходным пунктом является фаза лечения, на которой в данный момент находится больной, группа, ее участники. Психотерапевт как бы сопровождает группу в различных стадиях ее развития, а при обсуждении конкретной проблемы — в разных фазах ее разрешения. Для каждого этапа он старается создать соответствующие условия реализации: сбор большого количества информации на данную тему, предоставление возможности проявить эмоции, выражение наибольшим числом участников разнообразных суждений, иногда — принятие решений. На какой фазе
будет сделан акцент, а какую можно будет опустить — зависит от проблематики, состояния больного или группы.
Использование различных теорий и терапевтических Подходов требует от психотерапевта значительного опыта и профессиональной подготовки, а также знания законов, управляющих функционированием малых социальных групп, развитием человека, возникновением нарушений.
Мы попытались дать собственную классификацию ролей психотерапевта, не ограничивая его ролью ведущего группу [Leder S., Wysokinska Т., 1980]. При создании классификации мы учитывали следующие критерии: социальная роль, к которой можно свести поведение психотерапевта; способ воздействия (обучения); степень директивности; степень активности; передача положительных эмоций; «анонимность» или степень «самораскрытия» психотерапевта; профессиональная подготовка.
Нами были выделены следующие роли: технический эксперт, инициатор, дидактик, опекун, товарищ, поверенный. Подобное разделение определяется концепцией, согласно которой неврозы и нарушения личности — это результат воздействия психобиосоциальных причин, а механизмом их возникновения, регресса и преобразования является механизм социального научения, в котором важную роль играют подкрепления, оказываемые окружением. Отсюда в предлагаемой классификации терапевтических ролей мы часто используем понятия, относящиеся как к процессу научения, так и к специфике отношений, возникающих между психотерапевтом, с одной стороны, и больным и группой,— с другой. В нашем понимании то, что происходит или должно происходить в отношениях между психотерапевтом и участниками группы, лучше всего может быть охарактеризовано понятием исследовательского процесса. Психотерапевт играет роль инициатора, исследователя. В активности группы также содержится элемент исследования, поэтому отношения между группой и психотерапевтом носят черты партнерства. Различие главным образом в том, что психотерапевт обладает определенным теоретическим представлением, позволяющим ему широко смотреть на многое, происходящее в группе [Kozi-elecki J., 1976].
ЛИЧНОСТЬ ПСИХОТЕРАПЕВТА
А. КОСЕВСКА (A. KOSEWSKA)
Психотерапевт является главной фигурой в психотерапевтическом процессе. Он привносит в него индивидуальные черты, обусловленные возрастом, полом, опытом, характерологическими особенностями своей личности, системой ценностей и определенной терапевтической техникой.
Все эти факторы, связанные с индивидуальностью психотерапевта, оказывают влияние на ход лечения и его результаты. Различие главным образом состоит в том, на чем делается основной акцент — на индивидуальных чертах лечащего врача или на используемой им технике. Речь идет, разумеется, о большем или меньшем значении того или иного фактора. Хотя они и связаны между собой, но выбор терапевтической техники в значительной степени зависит от личности, теоретических воззрений и системы ценностей психотерапевта. Также представляется очевидным, что соответствие между индивидуальными чертами психотерапевта, теоретической ориентацией и избранной им техникой оказывает благотворное влияние на результаты лечения.
Придается ли большое значение личности лечащего врача или используемой им технике, зависит в основном от понимания сущности и цели психотерапии.
В зависимости от принятой на вооружение теоретической установки психотерапевтический процесс понимается или как специфический контакт между двумя и более лицами, или как процесс воздействия, субъектом которого является пациент. Во втором случае, используя определенную технику, психотерапевт с большим или меньшим успехом может вызвать у больного желаемые изменения в самочувствии и поведении. Если психотерапевтический процесс понимать как межличностный контакт, то его содержание и атмосферу надо рассматривать как основные факторы, влияющие на эффективность лечения и зависящие главным образом от индивидуальных характеристик психотерапевта и больного. На крайних позициях во взглядах на сущность психотерапевтического процесса находятся представители гуманистического течения или так называемой клиент-центрированной психотерапии. По их мнению, каждая межличностная
связь, характеризующаяся эмпатией, теплотой, пониманием и аутентичностью, приносит пользу. Что касается личности психотерапевта, то здесь представляется важным то, каковы его индивидуальные характеристики, а не какую он использует технику [Rogers С., 1954].
Психотерапевты, придающие важное значение технике воздействия, утверждают, что определенные личностные черты могут повышать или снижать эффективность применяемых техник [Ford D. H., Urban Н. В., 1963].
На основе проведенных исследований можно выделить личностные черты, которые повышают или обусловливают эффективность проводимой психотерапии [Ford D. H., 1963; Lieberman M., 1966; Kratoch-vil S., 1974; Gurman A. S., 1977].
Большинство авторов полагают, что психотерапевт должен быть сконцентрирован на пациенте, всячески стараться ему помочь, внимательно следить и следовать за его эмоциями, вникая в их суть. Работая по составленному плану, психотерапевт должен учитывать все, что происходит в процессе его общения с больным. Он должен занимать открытую позицию по отношению к пациенту и уметь воспринимать отличные от своих взгляды и суждения. Такая открытость предполагает отсутствие каких бы то ни было оценок, гибкость и терпимость, свободу действия и объективность мышления.
«Хороший» психотерапевт акцептирует пациента, невзирая на его взгляды, позиции и эмоции, он — «позволяющий», терпеливый и терпимый, даже если больной проявляет враждебность и сопротивление. Как считают большинство авторов, лечащий врач должен создавать сердечную, безопасную и теплую атмосферу, лишенную страха, враждебности или неодобрения.
В контакте с пациентом психотерапевт должен быть эмпатичным, обладать способностью распознавать и понимать эмоциональное состояние больного. Это позволяет реагировать в соответствии с ожиданием последнего, создавать атмосферу близости и общности интересов.
По мнению С. Rogers (1954), наряду с эмпатией эффективного воздействия можно добиться, используя аутентичность. Аутентичность поведения означает, что эмоции и переживания, проявляемые психотерапевтом
в контакте с больным, являются подлинными. Необходимо подчеркнуть, что исследования не подтвердили выводов С. Rogers, что аутентичность является достаточным условием эффективности психотерапевтического процесса [Gurman A. S., Razin A. M., 1977].
Психотерапевт должен относиться к пациенту с уважением, верить в его способности и возможности, быть глубоко убежденным в том, что больной хочет и может изменить свое поведение. Со своей стороны психотерапевт обязан убедить пациента, что он, как лицо, обладающее знанием, хочет и сумеет ему помочь [Stein M., 1961].
A. S. Gurman и A. M. Razin (1977) приводят в своей работе результаты исследований зависимости между вышеуказанными характеристиками психотерапевта и эффективностью психотерапии. Положительная зависимость была установлена в случае индивидуальной психотерапии; лечащие врачи, характеризующиеся эмпатией, сердечностью, правдивостью, достигали более положительных результатов в изменениях личности и поведения больных. Большинство работ о процессе групповой психотерапии не подтверждают такой зависимости. Особенно наглядно это проявилось в работах, где исследовалось восприятие пациентами индивидуальных характеристик психотерапевтов. Интерпретируя подобное явление, некоторые авторы делают вывод, что восприятие больными группы как целого гораздо важнее для конечных результатов, чем вое-, приятие ими личности психотерапевта.
Особой проблемой является зависимость между характерологическими чертами личности психотерапевта и пациента. Результаты многочисленных исследований A. S. Gurman и A. M. Razin (1977) показывают, что сходство и взаимодополняемость, а не различие индивидуальных характеристик благоприятствуют эффективности психотерапевтического процесса. Многие авторы выдвигают гипотезу о роли совпадения положительных ожиданий психотерапевта и больного относительно конечного результата лечения, однако проведенные исследования не подтвердили подобной непосредственной связи. Зато выяснилось, что отсутствие совпадения ожиданий находится в прямой зависимости с досрочным отказом больных от лечения.
Ставшие сегодня классическими исследования по шкале А—В Whitehorn и Betz (цит. по A. S. Gurman,
1977) имели целью обнаружение зависимости между определенными характеристиками психотерапевтов и достигаемыми результатами в лечении больных с различными типами расстройств. Большинство исследований, проведенных по данной шкале, свидетельствуют, что личностные характеристики психотерапевта оказывают незначительное влияние на результат психотерапевтического процесса, гораздо большее значение имеют длительность заболевания и степень его тяжести. Личностные характеристики играют важную роль в работе непрофессионалов, пользующихся отличными от официальной медицины методами.
В соответствии с теоретической установкой, принятой в Клинике неврозов Института психиатрии и неврологии в Варшаве, психотерапевт является одним из звеньев психотерапевтического процесса, но не самым важным и не единственным. Его поведение по отношению к пациентам оказывает влияние на ход и результаты психотерапии. Важно, чтобы он действовал с наибольшей эффективностью для достижения поставленных целей. Психотерапевт должен действовать осознанно, понимать свое поведение и обусловливающие его потребности, черты личности и систему ценностей. Можно предположить, что поведение психотерапевта видоизменяется в зависимости от клинического опыта и степени владения терапевтическими техниками.
Эти теоретические предпосылки находят свое выражение в обучении психотерапевтов как в самой клинике, так и за ее пределами. Во время научных дискуссий обсуждаются вопросы поведения психотерапевта, которое рассматривается на основе понимания причин, в силу которых психотерапевт в интеракции с больным отреагировал определенным образом, а не иначе, и какие это может иметь последствия. В учебном процессе вопросу межличностных отношений придается большое значение (см. раздел, касающийся обучения групповых психотерапевтов).
В настоящее время в Клинике неврозов планируется проведение исследования роли и значения личностных характеристик психотерапевта. Во многих работах по групповой психотерапии этот вопрос уже освещался. A. Kosewska (1978) отмечает в своей работе, что привлекательность психотерапевта находится в прямой связи с симптоматическим улучшением состояния пациентов в первой фазе терапевтического процесса. В
этой фазе больные, для которых групповой психотерапевт привлекателен, гораздо охотнее участвуют в занятиях и чувствуют себя намного безопаснее. В соответствии с результатами исследований психотерапевт является для группы моделью участника работы над проблемой (по IPA Bales), выразителем норм лечебного учреждения, авторитетным лицом и человеком, способным помочь больным.
Исследования, проводимые в Клинике неврозов Института психиатрии и неврологии в Варшаве по сравнению эффективности различных психотерапевтических методов, показали, что некоторые психотерапевты достигают лучших результатов лечения независимо от используемых ими методов. Удалось выявить психотерапевтов, имеющих положительные результаты при лечении больных с различной степенью тяжести заболевания. Тем не менее пока не ясно, что же имеет большее значение — личностные черты психотерапевта или иные неконтролируемые переменные.
В цитированной выше работе A. Kosewska (1978) о привлекательности отдельных элементов психотерапевтической группы привлекательность группового психотерапевта понимается как выражение определенных личностных черт психотерапевта.