Операционально-смысловые структуры опыта
Пространство и человекъ
Пространство следует рассматривать, связывая его с человеком. Окружающий мир дан человеку в восприятии, поэтому следует сосредоточиться на рассмотрении ближайшего окружения, данного человеку в восприятии. Ближнее окружение субъект воспринимает как ситуацию в связи со стоящей задачей.
Современный французский исследователь восприятия Э. Вюрпийо приводит перечень экспериментальных работ, где испытуемый должен был оценивать одно пространственное свойство объекта на основе другого свойства. Перцептивное пространство обнаруживало свойства, соответствующие евклидовой геометрии (постоянство меры и параллельность прямых), но только в небольших пределах, за которыми эти свойства не выполнялись. Перцептивное пространство проявляло свойства перспективной геометрии: пропорциональность величин и удалений. Были и такие данные, которые требовали для своего описания Римановой геометрии: например, аллеи Люнебурга - ряд параллельных огней испытуемый воспринимает как две дуги, вогнутые навстречу друг другу. Вюрпийо рассмотрела и топологическую модель, основанную на различении районов, мест границ и барьеров, что пригодно в тех случаях, когда о постоянстве меры вообще нет речи, в любой области пространства мера может изменяться непредсказуемым образом.
Гештальтисты изучали целостное восприятие. Им потребовался язык топологии: ближе - дальше, выше - ниже, справа - слева, спереди - сзади, т.е. все относительно положения наблюдателя.
Понятие «окружающий мир» известно давно. К.Левин рассматривал множество объектов, среди которых воспринимающий и действующий человек. Все это К. Левин называл полем, которое имеет топологические свойства. Особенно важно, что мир замыкается вокруг человека, даже в той области, которую он не видит. Человек старается воспринять пространственное положение объекта на слух, устанавливает, что там - сзади. И если нет ничего особенного - опасности или важного для него человека, - не оборачивается, доверяет слуху. О воспринимаемом пространстве можно узнать по рассказу, рисунку, по оценкам, по действиям субъекта, которые есть возможность тут же проверить, убедиться, взглянув на окружающий мир или проведя требуемые измерения.
Более типична ситуация, когда присутствуют двое. Второй структурирует пространство, создает систему отсчета. Рассмотрим вслед за К. Бюлером ситуацию подробнее. Схема К. Бюлера содержит говорящего и слушающего (язык - он в центре его системы) и предметную ситуацию, которую воспринимают оба собеседника. Говорящий совершает речевое действие, а слушающий стремится понять его, вдумываясь в его слова и внимательнее присматриваясь к тому, что происходит вокруг. Оба пребывают в одном поле. Бюлер называет его указательным полем языка. Поле создает перцептивный контекст общения. Другой воспринимает мир позади меня, и по его лицу я вижу, что за мной происходит, грозит ли мне опасность, или все идет нормально, так, как намечено. Другой своим присутствием создает для меня другую систему отсчета, такую, которая отличается от моей. Его присутствие позволяет мне децентрироваться, сместиться с моей системы отсчета. В присутствии другого перцептивные оценки становятся более точными, поскольку у меня появляется знакомая мера.
Эксперименты по изучению перцептивных пространств строятся с максимальным устранением знакомых предметов, тем более знакомых людей, поскольку они вносят искажения в результаты перцептивных оценок. Дж.Гибсон не боялся вводить привычные предметы в окружение субъекта-наблюдателя. Особенно привлекательной кажется позиция Бюлера, поскольку он занимался общением людей в предметной ситуации. Например, как объяснить другому путь к какому-нибудь незнакомому месту в городе? Начав с воспринимаемых предметов, говорящий переходит к изложению схемы движения, а слушающий должен преобразовать рассказ в пространственную схему, которую ему необходимо отчетливо представить себе.
Здесь возникает вопрос о том, как пространство представляется человеком. О представляемом пространстве можно узнать так же, как и о воспринимаемом пространстве, - по рассказу, рисунку, оценкам, действиям субъекта, которые можно тут же проверить, убедиться, взглянув на окружающий мир или проведя требуемые измерения. Само пространство никуда не исчезает. Известны карта-путь и карта-обозрение, локальные карты ближайшего пространства, которое субъект видел и в котором он действовал. Глобальные карты соответствуют пространству, которое не воспринималось обычным образом. Оно строится на основе образа, картины, схемы, которые построены другими людьми.
Чтобы понять их, субъект должен обладать пространственным мышлением. Понятием координатной сетки, знанием принципов построения карты, умением применять карту на местности. Пространственное мышление предполагает владение несколькими системами отсчета (прямоугольной, полярной, сферической) и умение переходить от одной системы к другой. При этом субъект должен уметь сменить позицию начала координат - сдвинуть ее с той точки, в которой находится он, субъект, на некий другой объект в окружающем пространстве.
Пространство является основой любых действий человека. Оно имеет важное значение в труде учителя, врача, переводчика. Полезно рассмотреть человека в разных пространствах: дома, на работе, в городе, в лесу, в поле, в горах, у реки и на море. Рассмотреть человека в процессе движения, в процессе решения разных задач, делая акцент на пространстве. Рассмотреть изменения восприятий и представления пространства в ходе онтогенеза. Следует сопоставить пространство и ритм, пространство и язык, пространство и время.
Понятие «пространство» часто употребляется метафорически. Оно сохраняет лишь смысл «сразу-данность-много», отличаясь от реального пространства, такого, которое можно воспринять.
Пространство и субъект
Подобно тому, как время - проживаемая длительность, пространство - это проживаемая, воспринимаемая симультанность, «здесь-множество», оно присутствует и воспринято. Восприятие -это упорядоченность множества присутствующих предметов. Порядок и его сразу-данность-субъекту - вот пункт, от которого начинается раскрытие пространства через субъект. Субъект, воспринимая, придает форму внешнему разнообразию, определяет его. Оно могло получить иную определенность в ином восприятии иного субъекта. Но пространство уже определено именно так, именно этим восприятием субъекта.
Что же субъект? Он не может быть определен одним свойством. Это и активность и пассивность. Какое-то их сочетание, единство и непрерывное противодействие. Это не просто усилие и напряжение, но и быстрый процесс переработки информации. Это структуры опыта, которые работают сами по себе, автоматически. Но и пространство, и время наряду с субъектной имеют внешнюю сторону. Они независимы, противостоят субъекту, составляют другой, противоположный субъекту полюс.
Кант считал, что время - форма внутреннего чувства, а пространство - форма внешнего чувства. Это загадочные слова. Слово «чувство» указывает на субъектность, психологичность его понимания. «Внутреннее» означает, что во времени есть что-то принципиально не раскрываемое. Пространство - открытое. Подчеркнем, что время - переживание тягучести, непрерывности, потока. Пространство – сразу данность множества. «Данность» - это более подходящий термин по сравнению с «переживанием». В переживании есть указание, намек на что-то растягивающееся, указание на время. Данность указывает лишь на присутствие множества перед субъектом.
Пространство - совокупность упорядоченных, расположенных определенным образом предметов, среди которых сам субъект. Это упорядоченное окружение субъекта. Субъект воспринимает предметы в их множественности и порядке. Воспринимает себя среди предметов. Предметы могут быть и неживыми и живыми и даже подобными субъекту - другими людьми. Здесь очень важно сделать добавление к определению: предметы упорядочены, организованы относительно друг друга. Система отсчета встроена в пространство. В самом порядке предметов есть рациональная форма. Эта форма может быть схвачена сразу, целиком, в единой мысли, поскольку выразима одной формулой или правилом. Отметим аналогию с представлениями Гибсона, который говорил об упорядоченности окружения, расположения, и об оптическом строе.
Пространство может быть образовано группой людей. Человек воспринимает себя в окружении людей или себя в составе группы. Каждый занимает место в соответствии со смыслом выполняемого действия или происходящего. Лидер занимает позицию в том месте, откуда видно и ситуацию и исполнителей, каждый исполнитель располагается так, чтобы лучше выполнить стоящую перед ним его небольшую задачу. Разумеется, расположение может быть и случайным. Но тогда человеческая природа стремится упорядочить, организовать действующих или присутствующих.
Характеризуя пространство, необходимо указать, как удалены друг от друга заполняющие, составляющие его предметы. Полная характеристика содержит описание размеров и форм пустот, промежутков между предметами.
Реальное пространство наполнено движущимися предметами. В самом крайнем случае должен быть обязательно один живой предмет - сам наблюдатель. Он не может оставаться неподвижным. Поскольку есть пространство, должен быть наблюдающий, который своим восприятием вносит в пространство определенность, т.е. создает пространство. Пространство становится пространством, когда оно воспринято человеком. Движение в окружении требует введения временной характеристики происходящего: как долго предметы остаются на местах; как быстро они перемещаются с одного места на другое, какова ритмика их перемещения, как происходит перемещение - плавно или скачками, - все это и многое другое дает прибавление временной характеристики.
Рассмотрение приспособления субъекта к пространству представляет особый интерес, поскольку пространство и время происходящего приобретают более точное выражение. Человек обладает особыми моторными и ритмическим возможностями. Прилагая усилия в старании как можно точнее выполнить задачу, человек быстро доходит до своего актуального предела. Этот предел и есть пространственная характеристика действия субъекта, в которую входят соответствие положений субъекта положениям других предметов. Если соответствие увеличивается по мере повторных усилий, которые прикладывает субъект, то предел изменяется -действие становится еще более точным. Но при этом нельзя говорить, что становится более точной пространственная характеристика действия. Пространственная характеристика - это описание того, что есть. Точность предполагает сопоставление заданного и исполненного. Моторные возможности субъекта раскрываются в удобном для него пространстве. Другое пространство может сковать возможности субъекта, причем не всякий может перейти за этот предел даже после длительной тренировки.
Рассматривая действие, необходимо говорить о пространственной и временной точности.
Пространственная и временная характеристика действия субъекта среди других людей обязательно содержит восприятие субъектом происходящего. А характеристика точности - еще и сопоставление заданного и исполненного по пространственным и временным характеристикам.
Когда действие совершает группа людей, то следует говорить о множестве усилий, предпринимаемых многими людьми, чтобы выполнить задание более точно. Пространственная характеристика действия, развернутая во времени, будет намного более сложной, чем в случае, когда субъект совершает действие среди множества неподвижных предметов. Пространственная характеристика действия группы должна обязательно включать множество восприятий - восприятия всех действующих и присутствующих людей. Чтобы точно охарактеризовать пространство, необходимо признать множественность пространств данной ситуации, одной и той же ситуации. Если мы будем исходить из единственности пространства, мы многое упустим. Например, не сможем понять, почему групповое действие становится более точным.
Аналогично вводится необходимость множества временных описаний или множества времен ситуации. Субъект только тогда сможет воспринять пространство, когда он способен допустить восприятие другого и соответственно его собственную особую реальность пространства. Другими словами, мы приходим к множественности восприятий в одной точке. Допустив другое пространство, субъект должен попытаться войти в это пространство, т.е. воспринять пространство так, как его воспринимает другой. Видя окружающих людей, воспринимая их действия среди предметов, субъект должен увидеть пространство так, как воспринимает каждый из них. Это даст возможность субъекту проводить более точные оценки и сравнения, точнее действовать. Приходить к множественности времен в один и тот же момент и в одной и той же точке пространства.
Для времени рассуждение строится аналогично пространству.